Применение гуманитарных технологий в подготовке магистров и аспирантов направления «Педагогическое образование»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хадикова Е. Н. Применение гуманитарных технологий в подготовке магистров и аспирантов направления «Педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4326–4330. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85866.htm.
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования общепрофессиональных компетенций как одной из основных составляющих общей культуры личности, выделены основные компоненты общепрофессиональных компетенций, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию общепрофессиональных компетенций магистров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хадикова Елена Николаевна,Специалистпо научнометодической работе Iкатегории(научныйотдел);ГБОУ ВПО «СевероОсетинскийгосударственныйпедагогическийинститут», г.Владикавказlesnovaelena@mail.ru

Применение гуманитарных технологий

в подготовке магистров и аспирантов направления «Педагогическое образование»

Аннотация.В статье обоснована актуальность проблемы формирования общепрофессиональныхкомпетенцийкак одной из основных составляющих общей культуры личности, выделены основные компоненты общепрофессиональныхкомпетенций, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по формированию общепрофессиональныхкомпетенциймагистров. Ключевые слова:гуманитарные технологии, общепрофессиональные компетенции, формирование компетенций, магистры, аспиранты.

В современном миреот образования требуют подготовки целостной,коммуникативнойкреативной личности, способной оперировать информацией. Возникающее противоречиемеждусуществующим «потребительским» отношением к информацииинеобходимостью формироватькомпетентное использование информации на уровне социокультурного взаимодействия,делает актуальным проблему формирования общепрофессиональных компетенцийкак одной из составляющих общей культуры личности.

Исходя из этого,на наш взгляд,важно выявить механизмы, средства и условия формирования общепрофессиональных компетенций,обучающихся в процессе освоения ими социокультурного информационного образовательного пространства, которое, согласно Е.Г.Беляковой, объединяет информационные ресурсы, духовнонравственные нормы и ценности, особенности менталитета, смысловой опыт личности[1]. Первоначальнойисследовательскойзадачей быланализ понятия общепрофессиональных компетенций. Далее выявление основных подходов к определению его содержания и структуры в современной педагогической науке. В следующей части данной публикации мы рассмотрим гуманитарные технологии, которые были использованы нами в подготовке магистров и аспирантов направления «Педагогическое образование» различных профилей подготовки на базе Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета (СКФУ), а также на базе СевероОсетинского государственного педагогического института (СОГПИ).Согласносодержанию Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)целью обучения является формирование помимо общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у выпускников вузов для успешной реализации себя как личности в социальной и профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что в соответствии с компетентостным подходом в образовании существующий феномен может рассматриваться как на уровне компетенции, трактуемой как заданное социальное требование к подготовке обучающихся, необходимое для эффективной продуктивной деятельности, либо на уровне компетентности, рассматриваемой как совокупность личностных качеств (знаний, умений, навыков, мотивов), необходимых для продуктивной творческой деятельности личности [2].Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) выпускникпрограммы магистратурыдолжен обладатьследующими общепрофессиональнымикомпетенциями (ОПК):

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК2);готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК3);способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшиеобразовательныемаршрутыи профессиональную карьеру (ОПК4)[3].

В образовательной программе высшего образования направление подготовки 44.00.01 Образование и педагогические науки (аспирантура), разработанной на базе СКФУ, среди общепрофессиональных компетенций выделено:владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК1); способность выявлять актуальные проблемы педагогической теории, практики и социальной сферы (ОПК2).Данные виды компетенций формируются на дисциплинах «Методология и методы педагогического исследования»; «Актуальные проблемы педагогической науки и образования»; «Педагогика и психология высшего образования».

Вмагистратуре направления «Педагогическое образование»данныекомпетенции формируются при изучениидисциплин «Корпоративная культура образовательного учреждения», «Инновационные технологии в образовании», «Основы акмеологии»и др. Как показал опыт, эффективно проходит формирование общепрофессиональных компетенцийсредствамигуманитарных технологий: диспут, интеллектуальная дуэль «К барьеру», проблемнопоисковых технологий: кейстехнологии, решение проблемных задач, разработки и защиты проектов на основе информационных технологий и др.Формирование общепрофессиональных компетенцийнеразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Воспитательной задаче мы отводим особое место в этом перечне, так как от решения этой задачи зависит формирование в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма(что становится актуальным в свете последних событий, происходящих в мире, особенно в странах ближнего зарубежья). Мы считаем, что большой педагогический потенциал в этом процессе имеют гуманитарные технологии. Существует несколько определений гуманитарных технологий, представим лишь наиболее значимые из них.Согласно П. Щедровицкому гуманитарные технологии это прежде всего систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.В целом в современном научном знании гуманитарная технология

разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности. Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Гуманитарной технологией в сфере образования, по мнению П. Щедровицкого[4], становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования.Гуманитарные технологии подразумеваютобязательное наличие обратной связи,диалогамежду участниками коммуникативного процесса. Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности,дажекак система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.Образовательные технологии можно рассматривать как полноценные гуманитарные только лишь в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т.п.В одинаковой мере, образовательные технологии могут перерасти в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием[5].В системе научных парадигм и стратегий высшего профессионального образования гуманитарные образовательные технологии рассматриваются как универсальные способы построения позитивных деловых и межличностных взаимоотношений, которые реализуются в формах адекватного восприятия и понимания другого человека посредством налаженных каналов коммуникации и конструктивных способов взаимодействия. Деловые и межличностные взаимоотношения преподавателя со студентами выступают в виде встречных интегрированных действий, направленных на обеспечение сотрудничества, сплоченности, совместимости и взаимопомощи как важнейших условий успешности обучения[6].Всепедагогические технологии по своей природе гуманитарны. Для расширения границ педагогической технологии представляет интерес развитие различных компетенций, в частности –общепрофессиональных. На наш взгляд, формирование общепрофессиональных компетенций происходит, когда обучаемый не только получает и использует информацию, апропускает ее через свои культурные нормы и ценности, извлекая при этом определенный опыт, смысл, который реализуется в виде умения действоватьв определенной рабочей ситуацииили компетенции. Именно поэтому, и для обеспечения максимально активной роли обучающихся в выше обозначенном процессе нами были использованы следующие технологии: скэффолдинг, вебквест, гуманитарная экспертиза, деловая игра.Данные технологии, а также другие гуманитарные технологии активно применялись нами в магистратуреи аспирантуренаправления «Педагогическое образование» различных профилей подготовки на базе Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета(г.Ставрополь), а также на базе СевероОсетинского государственного педагогического института(г.Владикавказ).Более подробно рассмотрим деловые игры. В основе данной гуманитарной технологии лежит сценарий, моделирующий ситуацию профессиональной педагогической деятельности. Деловые игры обладают большими воспитательными и обучающими возможностями. В процессе выполнения своей роли магистранты не только закрепляют и повторяют полученные теоретические навыки, у них так же формируется ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.В ходе проведения деловой игры магистры будущие работники в сфере образования могут играть различные роли (учителя, представляющего на методический Совет школы инновационную технологию, эффективно реализуемую в процессе преподавания его предмета; завуча по учебной или воспитательной работе, директора образовательного учреждения, преподавателя высшего или среднего учебного учреждения и т.д.). При этом не все обучаемые участвуют непосредственно в игре часть выступает в роли наблюдателей, выполняя для себя ценностную и контрольноаналитическую функцию, отмечая для себя, то, как правильно реализовать на практике полученные знания. Деловые игры формируют умение работать в команде, в коллективе, формируя общепрофессиональные компетенции, в том числе и такие их составляющие, как способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общепрофессиональныйуровень, готовность действовать в нестандартных ситуациях и т.д. Применение игрового моделирования в процессе подготовки магистров позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с реальной профессиональной деятельностью, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что еще важнее, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию, вырабатываются умения и навыки системного мышления. Во время проведения деловых игр мы использовали видеосъемку. Просмотр снятых видеокадров после окончания игры помогает участникам посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, провести работу над собой по мере необходимости.В процессе подготовки магистров направления «Педагогическое образование» в СКФУ и в СОГПИ нами использовались деловые игры «Приём на работу в образовательное учреждение»; «Заседание методического совета в образовательном учреждении (Посвящённому вопросу выбора эффективных образовательных технологий)»; «Конкурс педагогического мастерства среди молодых преподавателей образовательного учреждения (с презентацией ведущих технологий в образовательной деятельности)».Гуманитарная технология брендинга.Несмотря на то,что понятие «бренд» на отечественном рынке только начинает складываться, оно активно начинает использоваться и в социальной сфере,в том числе в образовании.На сегодняшний день не существует четкого определения такого процесса, определяющего специфику современной гуманитарной технологии, как брендинг. Под брендингом понимают деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению ее престижности, а также мониторинг на соответствие марки требованиям рынка.Исходя из сущности гуманитарных технологий, сформулировано следующее определение, которое наиболее полно описывает суть брендинга.Брендинг это создание, развитие и поддержка постоянной добровольной связи со стратегически важной группой потребителей с помощью стабильного и надежного набора отличий, предполагающего неизменно высокое качество и удовлетворение.Рассмотрим части этого определения более подробно:«Добровольная связь» предполагает доверие со стороны потребителя услуги, в нашем случае образовательной, иначе негативное восприятие бренда потребителем может стать результатом «навязанной покупки», когда потребитель связан с «представителем товара» какимито обязательствами, при этом потребитель может стать заложником бренда;«Стратегически важная группа потребителей» это утверждение основывается на опыте многих сильных брендов, которые профессиональноопределяют свою целевую группу потребителей,не пытаясьугодить всему рынку.Так каккаждый бренд должен нести некую интимность, доступную только его приверженцам;«Неизменно высокое качество и удовлетворение» это должно стать лозунгом любого бренда, независимо от заказчика и исполнителя брендинговой технологии. Исследования показывают, что лояльные бренду потребители готовы даже простить любимому бренду некотороенесоответствие имиджу, даже некоторую непоследовательность хотя этимни в коем случае нельзя пользоваться самой компании.Для потребителя марка облегчает выбор и дает уверенность в его правильности, для производителя это основной инструмент для формирования долгосрочного потребительского предпочтения к данной марке среди конкурирующих. Кроме того, существуют и другие способы создания имени (бренда), например, персонификация. В гуманитарной технологии брендинга можно выделить следующие основные этапы:1.

Анализ ситуации(анализ маркетинговогоокружениябудущего бренда, что на сегодняшний день представляет из себя организация, учреждение, кафедра ит.д.)2.

Формирование уникального предложения, позиционирование. Проведениеанализаконкурентных компанийпо следующим параметрам:

какие методы продвижения используют, как себя позиционируют, на основе чего проводят отстройку от конкурентов. На основе полученной информации выявляются базовые характеристики создаваемого бренда, определяются признаки, на основе которых будет осуществляться брендинг. 3.Стратегия и тактика брендинга. В рамках этого этапа нужно определить, в каком ключе компания будет осуществлять взаимодействие с целевыми аудиториями, какие каналы коммуникации использовать, какие формы передаваемых сообщений как вербальных, так и невербальных применять. При проведении практических занятий у магистров направления «Педагогическое образование» в СКФУ и в СОГПИ мы избрали лозунгом брендов –«Неизменно высокое качество и удовлетворение». Из обучающихся были укомплектованы микрогруппы, в которых работа каждого члена команды была чётко спланированной и последовательной, как и должно для политики строительства брэнда. После презентации разработанных брендов, был проведен психолингвистический анализ по направлениям: оригинальность,выразительность,технологичность, лаконичность, интернациональность,долговечность, соответствие настроению массовогосознания, соответствие тенденциям развития общества в культурной и социальнополитической среде.В процессе подготовки магистров нами использовалась эта технология для разработки проектов:«Имидж образовательного учреждения», «Имидж преподавателя». Среди проектов по имиджу образовательного учреждения были представлены работы с национальным компонентом, а также с применением здоровьесберегающих технологий в образовательной практике. Один из магистрантов, участвовавших в разработке проектов «Имидж современного преподавателя», "Имидж образовательного учреждения" стал победителем республиканского конкурса «Педагогический дебют 2014». По личной оценке победителя, занятия в магистратуре и участие в предложенных нами проектах на основе гуманитарных технологий помогли переосмыслить опыт собственной педагогической деятельности, наметить новые ориентиры в работе, что, в конечном счёте и помогло победить в таком серьёзном конкурсе.Гуманитарная технология формирования корпоративной культуры. В последние годы корпоративную культуру стали признавать одним из основных показателей, необходимых для правильного понимания и управления организационным поведением.Корпоративная культура позволяет всем работникам организации отождествлять себякак часть некоторого целостногообразования, отличногоот других похожихобразований (организаций). Не что иное, каккорпоративная культура, объединяя людей в организации, делает возможным достижение общих целей, реализацию общих задач на основе конкретныхпринципов деятельности.На формирование корпоративной культуры организации оказывают влияние различные факторы:

внешние (национальный общекультурный контекст, общие экономические и политические условия, деловая среда отрасли);

внутренние (характер и содержание работы, личность руководителя, квалификация, образование, общий уровень развития сотрудников). Рассматривая технологию формирования корпоративной культуры в магистерском образовании, к таким факторам можно относить и традиции магистерского образования, и особый характер работыв магистратуре, и профессиональную компетентность отдельных педагогов и преподавательских команд в целом.Цели и планы организации на будущее, общая система ценностей, являются основой корпоративной культуры. Формирование или изменение корпоративной культуры долгий, трудоемкий и многосложный процесс. В технологии формирования корпоративной культуры предлагаем выделить следующие этапы:1. Определение главных целей и задач (учреждения, одела, кафедры и т.п.)2. Формулировка основных ценностей организации.3. Создание (или воссоздание) традиционной символики, самих традиционных норм.4. Описание норм и стандартов поведения членов организации.При выполнении практических заданий по разработке проектов формирования корпоративной культуры образовательного учреждения выполненные работы были составлены на примере образовательных учреждений различных типов и уровней (начиная с детских садов, школ, гимназий, заканчивая вузами (г. Ставрополя, Ставропольского края, г. Владикавказа, г. Моздока и др. городов и иных населенных пунктов Республики Северная ОсетияАлания), в том числе и отдельные структурные подразделения указанных учебных заведений).Говоря о гуманитарной технологии формирования корпоративной культуры, нельзя не упомянуть об особой роли внешней атрибутики легенд, символов, героев, традиций организации. Символы объект, действие или событие, имеющее значение для других. К числу символов можно отнести мифы и легенды организации, ее девизы, атрибутику, а также традиции и церемонии, которые организация выбирает и приветствует. Одним из инструментов влияния па корпоративную культуру являются легенды (мифы), или история организации и отдельных сотрудников в устном пересказе. Гуманитарная технология формирования корпоративной культуры целенаправленно поддерживает позитивные легенды о своей организации. Легенда это рассказ об организации, основанный на реальных событиях, который часто повторяется и рассказывается самими сотрудниками и служит для формирования имиджа организации. Легенды помогают создать внутренний эксклюзивный имидж организации, определить ее лицо, воссоздать историю ее возникновения и развития. Их рассказывают новым работникам, потенциальным потребителям предоставляемых услуг, и это позволяет поддерживать основные ценности организации. Герои организации еще один инструмент в гуманитарной технологии формирования корпоративной культуры. Герой это человек, демонстрирующий успешность в работе и человеческие качества, присущие сильной культуре. Герои примеры для подражания, иногда они реальны, иногда они лишь символы референтной группы, не существующие реально. Профессиональные достижения «героев» показывают то, как нужно поступать, работая в той или иной организации. Организации с прочной корпоративной культурой всегда используют примеры «героев», которые своими действиями и поступками подтверждают ценности и нормы принятой корпоративной культуры. Девиз это фраза, которая сжато выражает ключевой критерий ценности компании. Многие организации используют девизы (слоганы).Корпоративные церемонии это особые плановые мероприятия, проводимые для тех, кто работает в организации. Цель этих церемоний демонстрация собравшимся наиболее ярких примеров выражения корпоративных ценностей. Так же можно отметить, что корпоративные церемонии являются особыми мероприятиями, призванными укрепить веру работников в ценности компании. Они способствуют объединению сотрудников, предоставляя им возможность принять участие в важном событии.Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что отдельного внимания заслуживают проекты с культурологическим уклоном. Например «Корпоративная культура образовательного учреждения (средняя образовательная школа с казачьими классами им. атамана А.В.Репникова)», «Корпоративная культура школы с осетинским уклоном».Следует отметить, чтов наше время, когда образование стало одной из высших ценностей жизни, возросла значимость профессиональной деятельности, и, как следствие, имидж самого педагога.В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется профессионализму личности, достижение ею высокого статуса,инновационного творческого мышления,развитию информационной и личностной культуры.Образ личности педагогазначительно повышает эффективность взаимодействия с потребителем (студентом, родителем, коллегой).На сегодняшний день владение имиджевым механизмом важно, прежде всего, для людей публичных профессий, главным образом педагогам, поскольку занятие (например, лекцияилиурок) является источником информации,и, как следствие,поставщиком культурных кодов, а также социализацией личности, как преподавателя, так и обучающегося[7],[8].В ходе практических занятий магистры выполняли проекты по описанию и дальнейшему совершенствованию созданию собственного педагогического имиджа. Например, проект под названием «Я –учитель будущего», «Имидж преподавателя».Данные технологии (как и другие, не обозначенные в данной публикации) применялись на основе информационных технологий, т.к. это является одним из условий качественной подготовки магистров на современном этапе развития образования и общества в целом[9]. Как показала практика(а так же результаты опросов выпускников, с которыми мы поддерживаем связь,обучающиеся в группах, в которых активно применялись гуманитарные технологии), более успешно конкурируют на рынке образовательных услуг, лучше проходят период адаптации в образовательном учреждении, меньше допускают ошибок, связанных с формированием индивидуального стиля деятельности, оптимального имиджа, выборе современных образовательных технологий, применения их в практической деятельности[10].В заключении отметим, что гуманитарные технологии показали свою эффективность в процессе формирования профессиональных компетенций (а именнообщепрофессиональных)как на ступени магистратуры, так и аспирантуры. На наш взгляд, эти компетенции помогают осуществить свой существенный вклад в формированиепрофессиональной компетентности будущих педагогов системы образования.

Ссылки на источники1.Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2010. № 5. с. 1117.2.А.В.Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.3.Государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru4.Щедровицкий П. Г. О разработке понятий в проектировании нового поколения гуманитарных технологий. URL: http://www.slikp.ni/lib/arcliive/liumaiiitarian/1999/35.Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования: учебное пособие / Дроботенко Ю. Б., Дука Н.А., Макарова Н. С., Никитина С. В., Синицына Г. П., Чекалева Н. В.; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. —СПб.: ООО «Книжный Дом», 2010.160 с.,С.356.Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб. –метод.пособие/кол. Авторов; под ред. Т.В.Черниковой –М.: Планета, 2011. –496 с. –С.74.7.Shibaev V.P., ShibaevаL.M., 2014 Characteristics of an effective professor in the worls`d educational practice. Life Science Journal 2014;11(8s):459464 (ISSN:10978135). http://www.lifesciencesite.com.8. Сорокопуд Ю.В. Формирование имиджа будущих преподавателей в процессе профессиональной подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» // Альманах современной науки и образования. 2009. № 42. С. 144147.9. Vezirov, T.G., N.M. Borozinets and Yu.V. Sorokopud, 2013. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. MiddleEast Journal of Scientific Research, 18(1): 0408. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.18.1.1236710.Сорокопуд Ю.В., Хадикова Е.Н. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» // Мир науки, культуры, образования. 2013. №6(43). С. 143145