Роль семьи в формировании самооценки качества жизни детей
Выпуск:
ART 85869
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миннимуллина
И.
Р. Роль семьи в формировании самооценки качества жизни детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4341–4345. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85869.htm.
Аннотация. Нами проведено исследование, посвященное сопоставлению самооценки качества жизни школьников (опросник PedsQLтм4.0 для детей 8–12 лет) и типа родительских установок в их семьях (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса), проведен корреляционный анализ.
Ключевые слова:
качество жизни, счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие, стили семейного воспитания
Текст статьи
Миннимуллина Ирина Рамильевна,Магистрант ФГБОУ ЧГПУ г.Челябинска, г. Челябинскsignup_138@mail.ru
Роль семьи в формировании самооценки качества жизни детей
Аннотация.Нами проведено исследование, посвященное сопоставлению самооценки качества жизни школьников (опросник PedsQLтм4.0. для детей 812 лет) и типа родительских установок в их семьях (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса), проведен корреляционный анализ.Ключевые слова:качество жизни, субъективное благополучие, стили семейного воспитания, счастье, психологическое благополучие.
Актуальность проблемы самооценки качества жизни непрерывно возрастает, что связано с социальноэкономическими сдвигами, а также с модификацией критериальных оценок жизни и деятельности общества, усилением динамики жизни в целом.Наряду с понятием «качество жизни» используются такие термины как «субъективное благополучие», «счастье» и «удовлетворенность жизнью». Данные понятиячасто рассматриваются как синонимы иимеют достаточно конкретные значения, понимание которых схоже как в общественном сознании, так и в трактовке отечественных и зарубежных исследователей. Понятие «качество жизни» представляет собой конгломерат социальноэкономических, духовных, физических, психологических и культурных факторов [7].Социальный аспект этого понятия оказывает влияние на поступки личности, регулирование социальных связей, поведение и деятельность в целом, в то время как эмоциональный аспект регулирует настроение, психологическое благополучие субъекта и его психическое состояние.Изучение качества жизни началось в 60х годах XXвека западными исследователями, ими же были установлены дифференциальные различия уровня качества жизни жителей в разных странах. Было доказано, что предикторами качества жизни не являются ни экономические, ни политические факторы[8].По мнению М. Аргайла, уровень дохода, состояния здоровья, занятости населения, социальных отношений, досуга, жилищных условий, образования и др. являются основными источниками ощущения более высокого качества жизни [2].
В последние годы наряду сопределениемкультурныхиэтнических факторов формирования самооценки качества жизни, возрос интерес к выявлению предикторов субъективного благополучия у детей и подростков [Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. –2012. №4. –С.115119 (Соавт. Ногина О.А.); Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование.–2011. №1. –С. 113119.;Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения качества жизни младших школьников // Начальная школа. –2011. №3. –С. 9598 (соавт. Синицина Н.Г.)]. В настоящее время возрастает актуальность исследований, посвященных роли семьи в формировании самооценки качества жизни детей. Зарубежные исследователи К. Яронен и П. ОнстедтКурки в своих работах описывают такие социальнопсихологические предикторы субъективного благополучия как благоприятная домашняя среда, семейные радости, близость, гармония, открытые и доверительные межличностные взаимосвязи, ощущение себя значимым в семье, контроль родителей в воспитании детей и участие в их жизни (JorohenK., AstediKurkiP.FamilialcontributiontoadolescentsubjectivewellbeingInternationalJournalofNursingPracticeVolume11, Issue3, pages125133, June2005).Что касается состава семьи, то наиболее высоко оцениваетсякачество жизни детейиз полных семей, в отличиеот тех, кто находится без попечения родителей или проживает с одним из них (Winkelmann, 2006).В независимости от состава семьи, наиболее сильным фактором воздействия на самооценку качества жизни детей является то, как ребенок воспринимает своих родителей. Наиболее предпочтительными являются добрые родители, которые поддерживают и содействуют психологической независимости детей (Edwards & Lopez, 2006).На данный момент зарубежные исследователи выявляют влияние форм наказаний и поощрений, правил дозированной помощи ребенку при выполнении домашнего задания и связи воспитательных практик родителей насамооценкукачества жизни детей [Miller P. J., Cho G. E.,Bracey J. R. WorkingClassChildren’sExperiencethroughthePrismofPersonalStorytelling // HumanDevelopment. 2005. Vol. 48].Однако, большая частьмеханизмоввоздействия типов семейного воспитания на формирование самооценки качества жизни учащихся подлежит более тщательному изучению.Проведенное намиисследование, посвященное сопоставлениюсамооценки качества жизни школьников (опросник PedsQLтм4.0.для детей 812 лет) и типародительских установокв их семьях (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса),позволиловыявить следующие результаты.Прежде всего, отметим, что школьники 1112 лет наиболее высоко оценили такие составляющие качества жизни как «школьное благополучие» и «социальное благополучие» (83 баллаиз 100). Наименьшие показатели были выявлены по шкале «эмоциональное благополучие» (77 баллов) (см. табл.1). Таблица 1Показатели самооценки качества жизни учащихся 6гокласса (средний балл)
ШкалыБаллы; n=21Физическое благополучие80,5Эмоциональное благополучие76,7Социальное благополучие82,3Школьное благополучие83,3Общий показатель качества жизни80,8
Сопоставивпоказатели самооценки качества жизни детей и стильсемейного воспитания,мы выявили, чтоболее высокая самооценка качества жизни у детей связана с таким типом воспитания как «гиперпротекция», когда воспитание является центральным делом в жизни родителей(Г+), когда они дают возможность ребенку самому выбирать способ поведения (У+), склонны обходиться без наказаний или применять их крайне редко, уповая на поощрения (С). Еще более высокая корреляция была выявлена между субъективным благополучиемребенка и таким стилем родительского воспитания, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, “балуют” его(У+). При этом заметим, что чаще всего дети в таких семьях демонстрируют более высокие показатели по уровню эмоциональногои коммуникативного благополучия (см. табл. 2).
Таблица 2Зависимость показателей качества жизни и стилей семейного воспитания (rs; n=22)Шкалы опросника семейных взаимоотношенийФизическое благополучиеЭмоциональное благополучиеСоциальное благополучиеШкольное благополучиеКачество жизниГиперпротекция0,61**
00,71*00,68*Гипопротекция
Потворствование
00,61*00,53**
00,79*Игнорирование потребностей
Чрезмерность запретов
-0,53
Недостаточность запретов
00,9**00,6*
00,67*Чрезмерность санкций
Минимальность санкций
00,88*00,55*
00,69*
Примечания: *–P≤0.05; **–P≤0.01.
Ссылки на источники1.Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социальноэкономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях [Текст] / С.А. Айвазян –М.: ЦЭМИ РАН, 2000. –118 с.2.Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл –2е изд., – СПб.: Питер, 2003. –271 с.3.Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование [Текст] / И.А. Джидарьян –М.: РАИ, 1995. –125 с.4.Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин –М.: Наука, 1994. –303 с.5.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.6.Субетто, А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества [Текст] / А.И. Субетто // Стандарты и качество –1996. –№ 3. –С. 7 –10.7.Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности [Текст] / Р.М. Шамионов –Саратов: 2004. –54 с.8.Шевченко, Ю.Л. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году [Текст] / Ю.Л. Шевченко //Здравоохранение Российской Федерации. –2002. –№ 1. –С. 1–15.
Роль семьи в формировании самооценки качества жизни детей
Аннотация.Нами проведено исследование, посвященное сопоставлению самооценки качества жизни школьников (опросник PedsQLтм4.0. для детей 812 лет) и типа родительских установок в их семьях (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса), проведен корреляционный анализ.Ключевые слова:качество жизни, субъективное благополучие, стили семейного воспитания, счастье, психологическое благополучие.
Актуальность проблемы самооценки качества жизни непрерывно возрастает, что связано с социальноэкономическими сдвигами, а также с модификацией критериальных оценок жизни и деятельности общества, усилением динамики жизни в целом.Наряду с понятием «качество жизни» используются такие термины как «субъективное благополучие», «счастье» и «удовлетворенность жизнью». Данные понятиячасто рассматриваются как синонимы иимеют достаточно конкретные значения, понимание которых схоже как в общественном сознании, так и в трактовке отечественных и зарубежных исследователей. Понятие «качество жизни» представляет собой конгломерат социальноэкономических, духовных, физических, психологических и культурных факторов [7].Социальный аспект этого понятия оказывает влияние на поступки личности, регулирование социальных связей, поведение и деятельность в целом, в то время как эмоциональный аспект регулирует настроение, психологическое благополучие субъекта и его психическое состояние.Изучение качества жизни началось в 60х годах XXвека западными исследователями, ими же были установлены дифференциальные различия уровня качества жизни жителей в разных странах. Было доказано, что предикторами качества жизни не являются ни экономические, ни политические факторы[8].По мнению М. Аргайла, уровень дохода, состояния здоровья, занятости населения, социальных отношений, досуга, жилищных условий, образования и др. являются основными источниками ощущения более высокого качества жизни [2].
В последние годы наряду сопределениемкультурныхиэтнических факторов формирования самооценки качества жизни, возрос интерес к выявлению предикторов субъективного благополучия у детей и подростков [Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. –2012. №4. –С.115119 (Соавт. Ногина О.А.); Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование.–2011. №1. –С. 113119.;Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения качества жизни младших школьников // Начальная школа. –2011. №3. –С. 9598 (соавт. Синицина Н.Г.)]. В настоящее время возрастает актуальность исследований, посвященных роли семьи в формировании самооценки качества жизни детей. Зарубежные исследователи К. Яронен и П. ОнстедтКурки в своих работах описывают такие социальнопсихологические предикторы субъективного благополучия как благоприятная домашняя среда, семейные радости, близость, гармония, открытые и доверительные межличностные взаимосвязи, ощущение себя значимым в семье, контроль родителей в воспитании детей и участие в их жизни (JorohenK., AstediKurkiP.FamilialcontributiontoadolescentsubjectivewellbeingInternationalJournalofNursingPracticeVolume11, Issue3, pages125133, June2005).Что касается состава семьи, то наиболее высоко оцениваетсякачество жизни детейиз полных семей, в отличиеот тех, кто находится без попечения родителей или проживает с одним из них (Winkelmann, 2006).В независимости от состава семьи, наиболее сильным фактором воздействия на самооценку качества жизни детей является то, как ребенок воспринимает своих родителей. Наиболее предпочтительными являются добрые родители, которые поддерживают и содействуют психологической независимости детей (Edwards & Lopez, 2006).На данный момент зарубежные исследователи выявляют влияние форм наказаний и поощрений, правил дозированной помощи ребенку при выполнении домашнего задания и связи воспитательных практик родителей насамооценкукачества жизни детей [Miller P. J., Cho G. E.,Bracey J. R. WorkingClassChildren’sExperiencethroughthePrismofPersonalStorytelling // HumanDevelopment. 2005. Vol. 48].Однако, большая частьмеханизмоввоздействия типов семейного воспитания на формирование самооценки качества жизни учащихся подлежит более тщательному изучению.Проведенное намиисследование, посвященное сопоставлениюсамооценки качества жизни школьников (опросник PedsQLтм4.0.для детей 812 лет) и типародительских установокв их семьях (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса),позволиловыявить следующие результаты.Прежде всего, отметим, что школьники 1112 лет наиболее высоко оценили такие составляющие качества жизни как «школьное благополучие» и «социальное благополучие» (83 баллаиз 100). Наименьшие показатели были выявлены по шкале «эмоциональное благополучие» (77 баллов) (см. табл.1). Таблица 1Показатели самооценки качества жизни учащихся 6гокласса (средний балл)
ШкалыБаллы; n=21Физическое благополучие80,5Эмоциональное благополучие76,7Социальное благополучие82,3Школьное благополучие83,3Общий показатель качества жизни80,8
Сопоставивпоказатели самооценки качества жизни детей и стильсемейного воспитания,мы выявили, чтоболее высокая самооценка качества жизни у детей связана с таким типом воспитания как «гиперпротекция», когда воспитание является центральным делом в жизни родителей(Г+), когда они дают возможность ребенку самому выбирать способ поведения (У+), склонны обходиться без наказаний или применять их крайне редко, уповая на поощрения (С). Еще более высокая корреляция была выявлена между субъективным благополучиемребенка и таким стилем родительского воспитания, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, “балуют” его(У+). При этом заметим, что чаще всего дети в таких семьях демонстрируют более высокие показатели по уровню эмоциональногои коммуникативного благополучия (см. табл. 2).
Таблица 2Зависимость показателей качества жизни и стилей семейного воспитания (rs; n=22)Шкалы опросника семейных взаимоотношенийФизическое благополучиеЭмоциональное благополучиеСоциальное благополучиеШкольное благополучиеКачество жизниГиперпротекция0,61**
00,71*00,68*Гипопротекция
Потворствование
00,61*00,53**
00,79*Игнорирование потребностей
Чрезмерность запретов
-0,53
Недостаточность запретов
00,9**00,6*
00,67*Чрезмерность санкций
Минимальность санкций
00,88*00,55*
00,69*
Примечания: *–P≤0.05; **–P≤0.01.
Ссылки на источники1.Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социальноэкономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях [Текст] / С.А. Айвазян –М.: ЦЭМИ РАН, 2000. –118 с.2.Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл –2е изд., – СПб.: Питер, 2003. –271 с.3.Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование [Текст] / И.А. Джидарьян –М.: РАИ, 1995. –125 с.4.Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин –М.: Наука, 1994. –303 с.5.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.6.Субетто, А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества [Текст] / А.И. Субетто // Стандарты и качество –1996. –№ 3. –С. 7 –10.7.Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности [Текст] / Р.М. Шамионов –Саратов: 2004. –54 с.8.Шевченко, Ю.Л. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году [Текст] / Ю.Л. Шевченко //Здравоохранение Российской Федерации. –2002. –№ 1. –С. 1–15.