Царское воспитание в контексте современного воспитательного пространства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горфина М. Н. Царское воспитание в контексте современного воспитательного пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4346–4350. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85870.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – формированию воспитательного пространства, ориентированного на личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы. Акцент сделан на семейном воспитании, которое закладывает фундамент личностных качеств будущих школьников, в частности на воспитании в царской семье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горфина Мария Николаевна,Кандадат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт содержанияи методов обученияРоссийской академии образования»,г. Москваmari.gorfina@mail.ru

Царское воспитание в контексте современного воспитательного пространства

Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме формированию воспитательного пространства, ориентированногона личностныерезультатыосвоения учащимися основной образовательной программы. Акцент сделан на семейномвоспитании, которое закладывает фундамент личностных качеств будущих школьников, в частности, на воспитании в Царской семье.

Ключевые слова.Российская гражданская идентичность, традиционные национальные, общечеловеческие гуманистическиеи демократические ценности.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!Кант И.

Государственная политика в области образования основывается на принципах единства федерального культурного и образовательного пространства, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, защищая и развивая системы образования национальных, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства [4, С. 36].В рамках современных подходов ключевая задача российской системы образования формирование воспитательного пространства и создания условий для преодоления проблем межнационального взаимодействия в условиях глобализации. Поэтому принятые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения,устанавливая требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы, ориентированы, прежде всего, на становление личностных характеристиквыпускника, а затем метапредметных и предметных.Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы отражаютроссийскую гражданскую идентичность, патриотизм, традиционные национальные, общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, толерантное сознание и поведение вполикультурном мире. Размышляя сегодня о воспитании, следует, прежде всего, вспомнить о таком его ресурсе, как семья. Семейные традиции, предания, семейные ценности создаютиз отдельных людей великий народ. Именно семейное воспитание закладывает фундамент тех или иных личностных качеств будущих школьников, которые в дальнейшем формируются образовательными учреждениями и социальной средой.Семья это отдельное звено в исторической цепочке, которое связывает нас с нашими предками и потомками. В этой связи обратимся к первоосновным референциям воспитания в Царских семьях.Бытует мнение, что в семьях российских императоров дети воспитывались необыкновенно, поособому. Однако это не так. В отличие от аристократических семей, в которых встречались избалованные дети, в Царских семьях такого не допускалось.Социальный статус императорского дома был настолько высок, что служилпримером для своих подданных.

Для более полного понимания сути «царского»воспитания, перенесемся на некоторое время назад, в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны, в частности в XVIIIвек.

Рис. 1. Императрица Елизавета Петровна.

Именно российская императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Iи Екатерины I, рожденная за два года доих вступления в брак, подготовила первые педагогические проекты воспитания детей Царского дома. Благоговея перед памятью отца, она старалась править страной в духеего традиций, главнейшими стимулами которых сделались национальное чувство и сословнодворянские интересы.Вместе с тем, просветительная деятельность правительства Елизаветы Петровныстала первым шагом к политике «просвещенного абсолютизма»и сыграла важную роль в деле усвоения русскими общечеловеческих ценностей.Практическая реализация начатых проектов воспитания детей дома Романовых была продолжена Екатериной II, которая ввиду любознательности своего внука, вынуждена была обратиться к разнообразным областям науки, литературы и морали, создав педагогический шедевр, названный ею «Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу».

Свой педагогическийтруд императрица рассчитывала напечатать не столько для собственных внуков: Александра, Константина, Николая и Михаила, сколько для всеобщей пользы, о чем говорит первая статья на религиозный сюжет: «Перед Богом все равны».

Рис. 2. Императрица Екатерина Великая.

«Азбука» учит непреходящим человеческим ценностям,встречающимся еще в петровском «Юности честное зерцало», нравственному воспитанию, в частности, долгу родителей. Императрица не только перечисляет нравоучения:«Всякое дитя родителя не учено.Долг родителей есть дать детям учение. Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу. Добрые дела сами собою воздаяние приносят», но и дает им сущностные характеристики.Просвещенная императрица клеймит позоромтакие пороки, как упрямство, чрезмерную горделивость, болтливость, лень и приветствует опрятность, трудолюбие, сочетая их с познавательными ценностями. В подтверждение своих рассуждений, например, «Кто есть ближний? Ответ: всякий человек»,усиливает их значение русскими пословицами –«Краток век человеческий» и высказываниями знаменитых философов –Сократа, Платона, Аристотеля [1].Педагогический талант ЕкатериныII в области воспитания проявился в написанном ей специальном«Наставлении» учителям великих князей. Императрица обязывала детей вставать и ложиться рано, умываться холодной водой, спать под легким одеялом «не мягко», а на жесткихматрацах. Юным князьям рекомендовала подольше находиться «на свежем воздухе, на солнце, на ветру», а свои комнаты постоянно проветривать, чтобы «зимою же, колико возможно, реже быть им возле огня и … покои их высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра» [2, С.48]. Скромность и непринужденностьв быту сочеталась с простотой в еде. Екатерина IIтребовалаупотреблять здоровую, простую и необильную пищу, «а буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба» [2, С.48].Главное достоинство воспитания детей, по убеждению императрицы, должно состоять в любви к ближнему, в благоволении роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми, в добронравии, чистосердечности, в удалении гневной горячности, боязливости и пустого подозрения.Не случайно Екатерина II требует от учителей великих князей, чтобы те «при всех случаях вселяли и напоминали их высочествам правила человеколюбия и благоволения ко всякой твари и поощряли их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою. В награждение добрых дел представить детям надлежит честь, доброе имя и славу; а за дурные дела стыд и поношение»[2, С. 51]. Ее педагогическое кредо состоит в следующем: «Кто от природы к доброму и лучшему стремится, тот родился счастлив» [2, С. 51]. Однако гуманистический характер воспитания сочетается с жесткими требованиями в вопросах отношения к закону и государственной власти. «Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нами императорской нашей власти. Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением» [2, С. 53].Следует особо отметить одно из наставлений Екатерины II, которое следовало бы взять на заметку не только сегодняшнему поколению родителей, педагогов, но и всему сообществу взрослых, а именно: «Отдалить от глаз и ушей детей все худые и порочные примеры. Чтоб никто при них не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился. Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели, или умножающие пороки. Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять,но отвращать их от лжи. Следует представить детям, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей» [2, С. 5455]. Таким образом, можно заключить, что главное достоинство воспитания детей, по мнению императрицы, состоит в том, чтобы «…с младенчества повиноваться приказанию и советуродителей и приставников... Кто не слушается, тот болен, следовательно, лишен выгод здорового» [2, С. 53].Тем не менее, следует заметить, что образ жизни их высочеств был устроен так, как они привыкли и «им приятно, не лишая их ни единой невинной забавы,возрасту и времени года сходственной» [2, С.66], только в том случае, когда приставники были довольны их поведением. А дети, в свою очередь, исполняли все то, что от них требовалось.Именно поэтому спустя годы основы воспитания и навыки, заложенные в детстве, помогли Великим князьям, а впоследствии императорам, с легкостью переносить не только тяготы военного времени, но и периоды реформирования, а также времена мирного созиданияв стране.С рождением детей Александр III, помня наставления Екатерины IIи сохраняя преемственность в воспитании, проводил с ними все свое свободное время, обучая их нетолько книжным премудростям, но и повседневным житейским делам.Император Николай IIпродолжил семейные традиции воспитания детей дома Романовых, духовную основу которых дополнила его супруга Александра Федоровна,дозамужества —принцесса Алиса Гессенская.Став матерью, АлександраФедоровна превыше всего считала духовное просвещение детей, несмотря на то, что ум последней русской императрицы был ясным и глубоким, иявно непраздным—в Оксфордском университете она получила степень доктора философии.Выросшая в среде совершенно чуждой и противоположной русскому «народному» Православию она сумела не только впитать в себя самые характерные и глубокие его черты, но и привитьсвоим восприимчивым, по натуре искренне религиозным детям исконно русское благочестие.

Императрица стремилась к тому, чтобы ее дочери не попали под влияние избалованных женщин, избежали интриг и жестоких сплетен высшего света. Поэтому царские дети принимали участие в светских приемах очень редко, только тех случаях, когда этого требовал дворцовый этикет.

Рис.3. Царская семья последнегоРоссийского императора Николая II.

В Царской семье все было на удивлениепросто, естественно и гармонично. Великие княжны (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) воспитывались в спартанском духе, без излишеств и роскоши. Родители сами никогда не вели праздный образ жизни и не поощряли сидеть без дела своим детям. Для цесаревича Алексея, который, как известно, был болен гемофилией, существовало отдельное расписание занятий, в котором тоже не было места лени.По вечерам члены Царской семьи любили собираться в комнате императрицы, где все вместе беседовали, читали, музицировали или занимались рукоделием.Ко всем личностным качествамЦарской семьи можно добавить патриотизм, верность Отечествуинароду. В истории нет подобного примера, чтобы императрица и Великие княжны (19 и 17 лет) работали сёстрами милосердия в госпиталях. Они настолько безгранично любили свою Россию, что добровольно пошли за Христа, за веру и Отечество на смерть. Зная, что уготовила судьба императоруНиколаю II, все же он не выехал из страны и не скрылся, а предпочел остаться вместе со своей семьей, многострадальной Россией и народом до конца. Александра Федоровнав декабре 1917 года пишет из Тобольска: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной»[3].Источником мужественности, стойкости, патриотизма, заботливости, самопожертвования, любви и кротости Царской семьи стала духовная литература, которая былаих могущественным проводником. Неудивительно, что в доме Ипатьева во время заточения среди вещей царственных узников судебными властями найдено немало книг духовного содержания. К примеру, Великая княжна Татьяна Николаевна в одной из книг отметила такие строки: «Верующие … становясь перед неизбежною смертью, сохраняли тоже самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту…». Вне всякого сомнения, безграничная любовь и духовность помогли Царскойсемьевзойтина «Екатеринбургскую Голгофу», где они приняли мученическую смерть как истинные христиане и патриоты своей Родины.Живя в очень сложное и непростое время, когда было столько трудностей и противоречий последние Романовы смогли не просто создать счастье семьи, а ощутить это счастье в действительности. Может быть, сегодняшнему поколению следует вспомнить историю и поновому переосмыслить специфику семейного воспитания, которая по своей природе основана на чувствах. Как правило, это чувство любви, которое и определяет нравственную атмосферу взаимоотношений всех ее членов, делая дом местом тепла и нежности.Наш XXIвек –не менее простоевремя, которому присуще свои противоречия и трудности, связанные, в том числе, и с институтом семьи, и с проблемами современного воспитания, в частности. Сегодня в диалоге с подрастающим поколением нравственный аргумент становится приоритетным.В этой связи образовательные учреждения являются той связующей нитью между семьей и обществом, способной деятельноформировать воспитательное пространство и содействовать становлению нравственно здоровой, гармоничной личности школьника. Посемуна педагогов накладываются особые обязательства по сохранению преемственности в формировании нравственной составляющей человеческого существования.

Ссылки на источники1.Екатерина II. Бабушкина Азбука великому князю Александру Павловичу /Екатерина II; отв. ред. Л.В. Тычинина. –М.: Московский Гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой, 2004.–94 с. 2.Екатерина II. Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина. //Сб. русского императорского исторического общества. –Т.10. 3.Письма из Тобольска и Екатеринбурга в дни разлуки (13/26 апреля 10/23 мая 1918 г.) http://www.tzarnikolai.orthodoxy.ru/n2/pism/8.htm#4[дата обращения 06.02.2015 г.]4.Федеральный Закон РФ «Об образованиив Российской Федерации».–М.: Проспект, 2014. –160 с.