Борьба с детской беспризорностью в 20–30-е годы XX века
Выпуск:
ART 85874
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бас
Ю.
О. Борьба с детской беспризорностью в 20–30-е годы XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4366–4370. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85874.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа историко-педагогической литературы раскрыт уникальный опыт борьбы с детской беспризорностью в нашей стране в период становления советского государства. Проанализирована работа государственных органов по борьбе с беспризорностью, государственные документы, регламентирующие работу борьбы с беспризорностью в 20–30-е гг. ХХ в.
Ключевые слова:
беспризорность, 20–30-е гг. xx в., советское государство, комиссия по улучшению жизни детей.
Текст статьи
Бас Юлия Олеговна,студентка Лесосибирского педагогического института филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», город Лесосибирскbas1994@inbox.ru
Борьба с детской беспризорностью в 20–30е годы XXвека
Аннотация.В статье на основе анализа историкопедагогической литературы раскрыт уникальный опыт борьбы с детской беспризорностьюв нашей стране в период становления советского государства. Проанализирована работа государственных органов по борьбе с беспризорностью, государственные документы, регламентирующие работу борьбыс беспризорностью в 2030е гг. ХХ в. Ключевые слова:беспризорность, 2030е гг. XXв, советское государство, Комиссия по улучшению жизни детей.
Проблема беспризорности несовершеннолетних получилаширокую известность в нашей стране в период становления советского государства. Отметим, что до этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на детейсирот. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных.Сегодня необходимо осознавать всю серьезность сложившейся ситуации с детьми. Именно это,на наш взгляд,помогло решить данную проблему в период становления советского государства. О важности проблемы беспризорности свидетельствует большое количество исследований, в которых авторы затрагивают различные аспекты этого явления:
борьба с беспризорностью в дореволюционный период (Е.Н.Володьковаи др.),
проблема беспризорности в 2030е гг ХХ в.(Н.Н.Кадырова, И.А.Лаврова, Н.Д.Реутова, Н.Ф.Сморгунова, А.А.Славко, О.А.Оличева, ),
проблема беспризорности в годы великой Отечественной войны и в послевоенное время (С.К.Жиляева, О.В.Корнеева, С.В.Романович, О.А.Рокутова, Н.В.Семина, Н.В.Смирноваи др.),
проблема беспризорности на современном этапе (Д.К.Гайфулин, А.В.Гоголева, О.Ю.Ильченкои др.).В своих исследованиях авторы подчеркивают, что беспризорность это негативное явление общественной жизни, особенно в периодыстановлениянового государственного строя.Без чрезвычайных мер, принятыхв борьбе за достойную жизнь детей в 2030е гг. XX в., нашему обществу с этой проблемой было бы не справиться. В связи с этим изучение данной темы имеет практическую значимость в решении вопросов ликвидации детской беспризорности.Преодоление этого явления в период становления советского государствазависело от коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. Детская беспризорность представляла серьезную проблему, которая затрагивала экономические, политические, социальные и культурные интересы государства. Период становления советского государства
это время поиска пути ликвидации беспризорности. Разраставшаяся детская беспризорность заставляла искать выход из сложившейся ситуации. Голод, охватывающий огромное количестволюдей, поставил на грань выживанияцелое поколение детей. Впериод Гражданской войныво времена голода, которые были обусловленысоциальноэкономическим кризисом, рост беспризорных детей, стал причиной активной работывласти в борьбе с беспризорностью.Советская власть с начала своего существования проявляла самое заботливое внимание к детям. Еще в 1919г., когда пушки гремели на фронтах гражданской войны, правительство распорядилось, чтобы запасы продовольствия,имевшиеся в стране, в первуюочередь расходовались на детское население. В.И. Ленин проявлял тогда лично самое внимательное отношение к детским нуждам. Вскоре после Октябрьской революции при Наркомпросе был создан специальный совет защиты детей для координации работы различных ведомств (Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомюста и т. д.). В 1921 г. в значительной части РСФСР разразился голод. Нужны были специальные меры для того, чтобы охранить жизнь и здоровье детей. Нужно было координировать работу всех ведомств в этом направлении, заставить их еще более энергично работать. Несколько раньше этого, 27 января 1921 г., президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета постановил: «Образовать при ВЦИК Комиссию по улучшению жизнидетей с контрольносодействующими функциями в составе семи человек: Председателя –т. Ф.Э. Дзержинского и шести членов, по одному от Наркомпрода, Наркомпроса, НКРКИ(Народный комиссариат Рабочекрестьянской инспекции),ВЦСПС(Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов), Наркомздрава и ВЧК(Всероссийская чрезвычайная комиссия), утверждаемые Президиумом ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет)персонально»[1, с. 3]. 10 февраля того же 1921 г. было принято президиумом ВЦИК Положение о Деткомиссии, которое гласило: «На Комиссию по улучшению жизни детей возлагаются следующие задачи: а) помощь в отношении продовольствия, жилищ, топлива и т.д., учреждения, которым вверяется забота о детях, и в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей;
б) наблюдение за выполнением постановлений центральных и местных органов, изданных в ограждение детей и в целях обеспечения их всем необходимым, а также законодательная инициатива по этим вопросам;в) издание на основе действующих законов и поставленной центральной власти и в пределах прав Комиссии распоряжений, касающихся охраны жизни детей»[1, с. 3 –4].Вскоре Деткомиссияпри ВЦИК организовала свои местные отделения, сначала в лице отдельных уполномоченных, потом в лице Деткомиссий на местах. Чтобы привлечь внимание партийных, советских и общественных организаций на дело помощи детям, Центральный комитет ВКП(б)(Всесоюзнаякоммунистическая партия(большевиков))издал совместно с президиумом ВЦИК следующий циркуляр: «Советская власть с первых дней своего существования сознала одной из своих задач дело обеспечения и воспитания детей. Целым рядом распоряжений и мероприятий рабочекрестьянская власть стремилась обеспечить детей возможно лучше как с материальной, так и с воспитательной стороны». Комиссия была призвана«следить за точным и неуклонным выполнением указаний рабочекрестьянской власти по этому вопросу, разрешать и устранять все трения и препятствия в этой работе, усиливая и налаживая соответствующие аппараты ведомств» [1, с. 4].ВЦИК и ЦК ВКП в своих постановлениях рекомендовали всем Губисполкомам и Губпарткомам обратить особое внимание на положение детей, «выделив дляэтой работы соответствующие силы и изыскав возможно больше материальных и духовных средств». В постановлениях также отмечалось, что дети «в советской пролетарской стране должны быть вполне обеспечены,и они будут обеспечены, несмотря на тяжелые хозяйственные и продовольственные затруднения, какие испытывает страна»[1, с. 4 –5].Нельзя не отметить, что рядом с государственными органами в то время не малую помощь детскому населению оказывали заграничные организации, в первую очередь Нансеновский комитет, Красный крест и АРА(Американская администрация помощи). Когда в стране было отчасти решена проблема голода, Деткомиссия была призвана решать не менее трудную задачу–возвратить обратно ребятам к родителям и в те местности, откуда они выехали.За 15 месяцев 1922/23 годовбыло возвращено организованным путем в родные места 58878 детей.Опять приходилось преодолеть те же трудности, что и при эвакуации, и даже больше, «так как организм ребят уже был подорван голодом,и они легче подвергались заболеванию и инфекциям». Однако голод оставил после себя целую армию беспризорных, потерявших своих родителей и отбившихся от них и вышедших на улицу. Улицы крупных городов, поезда железных дорог видели заполонили огромное числобеспризорныхдетей. Трудно было подсчитать точно всю эту армию беспризорных того времени. Цифры, которые давались тогда, с одной стороны были преувеличены, ибо единичные факты возводились в общее явление, либо наоборот –преуменьшены, так как не учитывали главных очагов беспризорности[1, с. 7].Уже в начале 1920 г. вОтделеДетских домов НКСобеза в Секторе Социального Воспитания НКПроса создается Отдел охраны здоровья детей. В этом Отделе была сконцентрирована вся работа по борьбе с детской беспризорностью:
организациядетских домов,
правоваязащитанесовершеннолетних,
помощьбеспризорным детям, ставшим на путь правонарушения,
помощьдетям умственноотсталым, физически недостаточным (калеки, глухие, слепые и пр.)[3, с. 127].К тому моменту была полностью уничтожена системаблаготворительных учреждений в связи с чем, заботу о беспризорных детях государство полностью взяло на себя. Именно государством проводились различные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для воспитания беспризорных детей. В то жевремя создавалась система воспитательных учреждений и органов управления ими, способная не только вести борьбу с беспризорностью, но и организовывать работу по профилактике данного явления. Так же была создана законодательная система социальноправовой защиты несовершеннолетних [2].Одной из первоочередных задач являлась организация советской общественности для борьбы с беспризорностью. В этих целяхбылонеобходимо:а) организовать повсеместно общества «Друг детей» и усилить их деятельность, подкрепить активными работниками существующие организации этого общества, расширить сеть его ячеек при предприятиях, учреждениях, жилтовариществах, домах коммуны, клубах, избахчитальнях, на селе и т.д. б) обеспечить возможность практического участия членов общества «Друг детей» в борьбе с детской беспризорностью. Во всей этой работе активное участие должны были принимать профессиональные союзы, Коммунистический союз молодежи и женотделы, которые должны были выделять своих активных членов для работы в организациях и ячейках общества «Друг детей».в) усилить общее руководство работой общества «Друг детей» [1, с. 40].Система борьбы с беспризорностью должнабыласоответствовать двум основным задачам: а) проведению мероприятий по предупреждению детской беспризорности;б)по охвату беспризорных детей в первую очередь, находящихся на улице, с тем чтобы подготовить их к трудовой самостоятельности жизни[1,с.38].Большое значение в деле борьбы с беспризорностью имелопривлечение средств органов социального страхования на покрытие расходов по содержанию в детучреждениях детей рабочих и служащих [1, с.39].На конференции (1014 июня 1921 г. в Москве) по вопросам социальноправовой охраны несовершеннолетних в резолюции, вместо юридического определения беспризорности, были перечислены отдельные виды беспризорности. Эта резолюция представляласобой почти дословное повторение выработанной в 1913 г. на Первом съезде деятелей детского суда, первой статьи проекта закона о беспризорных детях с той лишь разницей, что всюду слово «малолетние» заменено словом «несовершеннолетние» и прибавлена категория детей, занимающаяся спекуляцией. В этом проекте закона беспризорными признавались: «1) малолетние, оставленные без надлежащего приюта их родителями, опекунами и лицами, у которых они состоят на воспитании, в обучении или услужении и находящиеся в условиях, могущих иметь пагубное влияние на их нравственность и здоровье; 2) малолетние, занимающиеся нищенством, или проституцией, или бродяжничествующие; 3)малолетние, в отношение которых родители или опекуны, или лица, их замещающие, злоупотребляют своей властью, принуждая или склоняя их к преступной или прочной жизни, к нищенству, или разврату, или потворствуя этому, или которые отдают их в распоряжение нищих, преступников, бродячих певцов и т.п.; 4) малолетние, с которыми родители или лица, имеющие о них попечение, обращаются жестоко, лишая их необходимых пищи, крова, одеяния, или полвергая их наказаниям, превышающим разумные исправительные меры; 5) малолетние, родители которых отбывают наказание лишением свободы и которые не находятся на попечении своих родственников или благонадежных лиц; 6) малолетние, нравственность или здоровье которых будут подвергаться явной опасности вследствие преступной жизни, пьянства, порочных привычек, проституции или общения с преступными, порочными людьми родителей или лиц, на попечении которых они состоят»[3, с. 130].Таким образом, из всей массы беспризорных наиболее нуждающимися в полном обеспечении и воспитании признавалиськатегории беспризорныхбездомных и беспризорнозаброшенных, в то время,как беспризорныебезнадзорные признавалисьлишь нуждающимися в охране и в мерах временной или частичной помощи и воспитания[3, с. 134].Особое внимание в то время уделялось усилению борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в деревне путем уточнения функций и обязанностей волостных и районных исполнительных комитетов и сельсоветов в этом направлении и отражение в их бюджете необходимых ассигнований на оказание помощи нуждающимся детям. К этой работе также максимально были привлечены комитеты крестьянской взаимопомощи [1, с. 40]. Мероприятия правительства по борьбе сдетской беспризорностью сводились к тому, чтобы развернуть сеть учреждений для государственного воспитания этого контингента детей. Рядом с ними развертывались сетиучреждений для физически нездоровых детей (санатории, детские колонии, дома отдыха и т.п.) и для морально и психически ненормальных детей (колонии для нервных детей, эпилептиков, слабоумных, идиотов и т.д.). Предпринят был целый ряд мер по профилактике детской беспризорности:
организовывались детские сады и детдома,
устраивались ясли, проводилась систематическая борьба с подкидыванием ребят,
открывались детские диспансеры с целью оказания помощи нуждающимся родителям и детям[1, с. 8].В деле охвата беспризорных детей улицы, решающее значение имелидетские дома. Детские дома облегчили задачи трудовой подготовки многих тысяч беспризорных детей. Чтобы детский дом мог успешнее и полнее справиться с этой ответственной задаче, необходимобылорешительно прекратить свертывание существующих сетейдетских домов и создать нормальные материальные условия в них и в первую очередь условия для трудовой подготовки детей и подростков.Для большего охвата беспризорных детей улицы, былонеобходимо максимальное использование всех возможностей организованного выпуска воспитанников детских домов в профучебные заведения, на фабричнозаводское и кустарное производство, в совхозы и колхозы, в крестьянские семьи и к кустарям с тех, чтобы вовлечь на местах выпускаемых беспризорных детей с улицы. В основном практическая борьба с беспризорностью в 2030е гг. ХХ в. велась в точном соответствии с планом установленным правительством. В правительственных постановлениях отмечалось, что «успехи социалистического строительства, особенно успехи индустриализации и коллективизации, ликвидация безработицы и рост материального и культурного благосостояния трудящихся масс позволили в 1930/31 г. поставить задачу поновому: от борьбы с беспризорностью перейти к ее полной ликвидации»[1, с. 9].В 1931 г. советская общественность уже могла с удовлетворением констатировать, что беспризорность по РСФСР в основном ликвидирована. Однако ни Деткомиссии при ВЦИК, ни Наркомпрос и их местные органы, нидругие организации и учреждения, работающие поохране детва, ничуть не считалиэтим свою задачу исчерпанной. Чтобы окончательно и полностью ликвидировать беспризорность, нужнобылоокончательно улучшить положение детдомов и закончить типизацию их, а главное поставить планомерную борьбу с безнадзорностью ребят. На этой борьбе с безнадзорностью было заострено внимание органов народного просвещения, Деткомиссий, ОДД и других органов. Таким образом,решениемпроблемы детской беспризорности в данный период, активною занималась власть.Создавались специальные советы по защите детей, которыми были приняты меры по выявлению, задержанию и содержанию беспризорных детей. Обеспечивдетей всеминеобходимые условиями, по содержанию и воспитаю, проблема беспризорности в исследуемый период была практически ликвидирована. Перечисленные меры борьбы с беспризорностью в исследуемый период свидетельствовали о стремлении государства создать гибкую модель, позволяющую всесторонне учитывать интересы ребенка. Любые социальноэкономические и культурноисторические изменения затрагивающие общество, отражаются, прежде всего, на самых незащищенных слоях населения, в том числе на детях. При изучении опыта борьбы с детской беспризорностьюнеобходимо определять и анализировать ее причиныдля обеспечения эффективной профилактики данного явления,не дожидаясь,пока вопрос станет общегосударственным.
Ссылки на источники1.Борьба с детской беспризорностью / под ред. Я.А. Перель, А.А. Любимовой. –М.: Педагогическое издательство Москва, 1932. –С. 106.2.Катионова, А.О. Социальные и психологопедагогические основы организации призрения детей в России в 2030е гг. XXвека: дисс. ... к.л.н. СПб., 2003. 186 с.3.Нищенство и беспризорность / под ред. Е.К. Краснушкиной, Г.М. Сегала, Ц.М. Феинберга. –М.: Издательство Мосздравотдела, 1929. –С. 280.
Борьба с детской беспризорностью в 20–30е годы XXвека
Аннотация.В статье на основе анализа историкопедагогической литературы раскрыт уникальный опыт борьбы с детской беспризорностьюв нашей стране в период становления советского государства. Проанализирована работа государственных органов по борьбе с беспризорностью, государственные документы, регламентирующие работу борьбыс беспризорностью в 2030е гг. ХХ в. Ключевые слова:беспризорность, 2030е гг. XXв, советское государство, Комиссия по улучшению жизни детей.
Проблема беспризорности несовершеннолетних получилаширокую известность в нашей стране в период становления советского государства. Отметим, что до этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на детейсирот. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных.Сегодня необходимо осознавать всю серьезность сложившейся ситуации с детьми. Именно это,на наш взгляд,помогло решить данную проблему в период становления советского государства. О важности проблемы беспризорности свидетельствует большое количество исследований, в которых авторы затрагивают различные аспекты этого явления:
борьба с беспризорностью в дореволюционный период (Е.Н.Володьковаи др.),
проблема беспризорности в 2030е гг ХХ в.(Н.Н.Кадырова, И.А.Лаврова, Н.Д.Реутова, Н.Ф.Сморгунова, А.А.Славко, О.А.Оличева, ),
проблема беспризорности в годы великой Отечественной войны и в послевоенное время (С.К.Жиляева, О.В.Корнеева, С.В.Романович, О.А.Рокутова, Н.В.Семина, Н.В.Смирноваи др.),
проблема беспризорности на современном этапе (Д.К.Гайфулин, А.В.Гоголева, О.Ю.Ильченкои др.).В своих исследованиях авторы подчеркивают, что беспризорность это негативное явление общественной жизни, особенно в периодыстановлениянового государственного строя.Без чрезвычайных мер, принятыхв борьбе за достойную жизнь детей в 2030е гг. XX в., нашему обществу с этой проблемой было бы не справиться. В связи с этим изучение данной темы имеет практическую значимость в решении вопросов ликвидации детской беспризорности.Преодоление этого явления в период становления советского государствазависело от коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. Детская беспризорность представляла серьезную проблему, которая затрагивала экономические, политические, социальные и культурные интересы государства. Период становления советского государства
это время поиска пути ликвидации беспризорности. Разраставшаяся детская беспризорность заставляла искать выход из сложившейся ситуации. Голод, охватывающий огромное количестволюдей, поставил на грань выживанияцелое поколение детей. Впериод Гражданской войныво времена голода, которые были обусловленысоциальноэкономическим кризисом, рост беспризорных детей, стал причиной активной работывласти в борьбе с беспризорностью.Советская власть с начала своего существования проявляла самое заботливое внимание к детям. Еще в 1919г., когда пушки гремели на фронтах гражданской войны, правительство распорядилось, чтобы запасы продовольствия,имевшиеся в стране, в первуюочередь расходовались на детское население. В.И. Ленин проявлял тогда лично самое внимательное отношение к детским нуждам. Вскоре после Октябрьской революции при Наркомпросе был создан специальный совет защиты детей для координации работы различных ведомств (Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомюста и т. д.). В 1921 г. в значительной части РСФСР разразился голод. Нужны были специальные меры для того, чтобы охранить жизнь и здоровье детей. Нужно было координировать работу всех ведомств в этом направлении, заставить их еще более энергично работать. Несколько раньше этого, 27 января 1921 г., президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета постановил: «Образовать при ВЦИК Комиссию по улучшению жизнидетей с контрольносодействующими функциями в составе семи человек: Председателя –т. Ф.Э. Дзержинского и шести членов, по одному от Наркомпрода, Наркомпроса, НКРКИ(Народный комиссариат Рабочекрестьянской инспекции),ВЦСПС(Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов), Наркомздрава и ВЧК(Всероссийская чрезвычайная комиссия), утверждаемые Президиумом ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет)персонально»[1, с. 3]. 10 февраля того же 1921 г. было принято президиумом ВЦИК Положение о Деткомиссии, которое гласило: «На Комиссию по улучшению жизни детей возлагаются следующие задачи: а) помощь в отношении продовольствия, жилищ, топлива и т.д., учреждения, которым вверяется забота о детях, и в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей;
б) наблюдение за выполнением постановлений центральных и местных органов, изданных в ограждение детей и в целях обеспечения их всем необходимым, а также законодательная инициатива по этим вопросам;в) издание на основе действующих законов и поставленной центральной власти и в пределах прав Комиссии распоряжений, касающихся охраны жизни детей»[1, с. 3 –4].Вскоре Деткомиссияпри ВЦИК организовала свои местные отделения, сначала в лице отдельных уполномоченных, потом в лице Деткомиссий на местах. Чтобы привлечь внимание партийных, советских и общественных организаций на дело помощи детям, Центральный комитет ВКП(б)(Всесоюзнаякоммунистическая партия(большевиков))издал совместно с президиумом ВЦИК следующий циркуляр: «Советская власть с первых дней своего существования сознала одной из своих задач дело обеспечения и воспитания детей. Целым рядом распоряжений и мероприятий рабочекрестьянская власть стремилась обеспечить детей возможно лучше как с материальной, так и с воспитательной стороны». Комиссия была призвана«следить за точным и неуклонным выполнением указаний рабочекрестьянской власти по этому вопросу, разрешать и устранять все трения и препятствия в этой работе, усиливая и налаживая соответствующие аппараты ведомств» [1, с. 4].ВЦИК и ЦК ВКП в своих постановлениях рекомендовали всем Губисполкомам и Губпарткомам обратить особое внимание на положение детей, «выделив дляэтой работы соответствующие силы и изыскав возможно больше материальных и духовных средств». В постановлениях также отмечалось, что дети «в советской пролетарской стране должны быть вполне обеспечены,и они будут обеспечены, несмотря на тяжелые хозяйственные и продовольственные затруднения, какие испытывает страна»[1, с. 4 –5].Нельзя не отметить, что рядом с государственными органами в то время не малую помощь детскому населению оказывали заграничные организации, в первую очередь Нансеновский комитет, Красный крест и АРА(Американская администрация помощи). Когда в стране было отчасти решена проблема голода, Деткомиссия была призвана решать не менее трудную задачу–возвратить обратно ребятам к родителям и в те местности, откуда они выехали.За 15 месяцев 1922/23 годовбыло возвращено организованным путем в родные места 58878 детей.Опять приходилось преодолеть те же трудности, что и при эвакуации, и даже больше, «так как организм ребят уже был подорван голодом,и они легче подвергались заболеванию и инфекциям». Однако голод оставил после себя целую армию беспризорных, потерявших своих родителей и отбившихся от них и вышедших на улицу. Улицы крупных городов, поезда железных дорог видели заполонили огромное числобеспризорныхдетей. Трудно было подсчитать точно всю эту армию беспризорных того времени. Цифры, которые давались тогда, с одной стороны были преувеличены, ибо единичные факты возводились в общее явление, либо наоборот –преуменьшены, так как не учитывали главных очагов беспризорности[1, с. 7].Уже в начале 1920 г. вОтделеДетских домов НКСобеза в Секторе Социального Воспитания НКПроса создается Отдел охраны здоровья детей. В этом Отделе была сконцентрирована вся работа по борьбе с детской беспризорностью:
организациядетских домов,
правоваязащитанесовершеннолетних,
помощьбеспризорным детям, ставшим на путь правонарушения,
помощьдетям умственноотсталым, физически недостаточным (калеки, глухие, слепые и пр.)[3, с. 127].К тому моменту была полностью уничтожена системаблаготворительных учреждений в связи с чем, заботу о беспризорных детях государство полностью взяло на себя. Именно государством проводились различные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для воспитания беспризорных детей. В то жевремя создавалась система воспитательных учреждений и органов управления ими, способная не только вести борьбу с беспризорностью, но и организовывать работу по профилактике данного явления. Так же была создана законодательная система социальноправовой защиты несовершеннолетних [2].Одной из первоочередных задач являлась организация советской общественности для борьбы с беспризорностью. В этих целяхбылонеобходимо:а) организовать повсеместно общества «Друг детей» и усилить их деятельность, подкрепить активными работниками существующие организации этого общества, расширить сеть его ячеек при предприятиях, учреждениях, жилтовариществах, домах коммуны, клубах, избахчитальнях, на селе и т.д. б) обеспечить возможность практического участия членов общества «Друг детей» в борьбе с детской беспризорностью. Во всей этой работе активное участие должны были принимать профессиональные союзы, Коммунистический союз молодежи и женотделы, которые должны были выделять своих активных членов для работы в организациях и ячейках общества «Друг детей».в) усилить общее руководство работой общества «Друг детей» [1, с. 40].Система борьбы с беспризорностью должнабыласоответствовать двум основным задачам: а) проведению мероприятий по предупреждению детской беспризорности;б)по охвату беспризорных детей в первую очередь, находящихся на улице, с тем чтобы подготовить их к трудовой самостоятельности жизни[1,с.38].Большое значение в деле борьбы с беспризорностью имелопривлечение средств органов социального страхования на покрытие расходов по содержанию в детучреждениях детей рабочих и служащих [1, с.39].На конференции (1014 июня 1921 г. в Москве) по вопросам социальноправовой охраны несовершеннолетних в резолюции, вместо юридического определения беспризорности, были перечислены отдельные виды беспризорности. Эта резолюция представляласобой почти дословное повторение выработанной в 1913 г. на Первом съезде деятелей детского суда, первой статьи проекта закона о беспризорных детях с той лишь разницей, что всюду слово «малолетние» заменено словом «несовершеннолетние» и прибавлена категория детей, занимающаяся спекуляцией. В этом проекте закона беспризорными признавались: «1) малолетние, оставленные без надлежащего приюта их родителями, опекунами и лицами, у которых они состоят на воспитании, в обучении или услужении и находящиеся в условиях, могущих иметь пагубное влияние на их нравственность и здоровье; 2) малолетние, занимающиеся нищенством, или проституцией, или бродяжничествующие; 3)малолетние, в отношение которых родители или опекуны, или лица, их замещающие, злоупотребляют своей властью, принуждая или склоняя их к преступной или прочной жизни, к нищенству, или разврату, или потворствуя этому, или которые отдают их в распоряжение нищих, преступников, бродячих певцов и т.п.; 4) малолетние, с которыми родители или лица, имеющие о них попечение, обращаются жестоко, лишая их необходимых пищи, крова, одеяния, или полвергая их наказаниям, превышающим разумные исправительные меры; 5) малолетние, родители которых отбывают наказание лишением свободы и которые не находятся на попечении своих родственников или благонадежных лиц; 6) малолетние, нравственность или здоровье которых будут подвергаться явной опасности вследствие преступной жизни, пьянства, порочных привычек, проституции или общения с преступными, порочными людьми родителей или лиц, на попечении которых они состоят»[3, с. 130].Таким образом, из всей массы беспризорных наиболее нуждающимися в полном обеспечении и воспитании признавалиськатегории беспризорныхбездомных и беспризорнозаброшенных, в то время,как беспризорныебезнадзорные признавалисьлишь нуждающимися в охране и в мерах временной или частичной помощи и воспитания[3, с. 134].Особое внимание в то время уделялось усилению борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в деревне путем уточнения функций и обязанностей волостных и районных исполнительных комитетов и сельсоветов в этом направлении и отражение в их бюджете необходимых ассигнований на оказание помощи нуждающимся детям. К этой работе также максимально были привлечены комитеты крестьянской взаимопомощи [1, с. 40]. Мероприятия правительства по борьбе сдетской беспризорностью сводились к тому, чтобы развернуть сеть учреждений для государственного воспитания этого контингента детей. Рядом с ними развертывались сетиучреждений для физически нездоровых детей (санатории, детские колонии, дома отдыха и т.п.) и для морально и психически ненормальных детей (колонии для нервных детей, эпилептиков, слабоумных, идиотов и т.д.). Предпринят был целый ряд мер по профилактике детской беспризорности:
организовывались детские сады и детдома,
устраивались ясли, проводилась систематическая борьба с подкидыванием ребят,
открывались детские диспансеры с целью оказания помощи нуждающимся родителям и детям[1, с. 8].В деле охвата беспризорных детей улицы, решающее значение имелидетские дома. Детские дома облегчили задачи трудовой подготовки многих тысяч беспризорных детей. Чтобы детский дом мог успешнее и полнее справиться с этой ответственной задаче, необходимобылорешительно прекратить свертывание существующих сетейдетских домов и создать нормальные материальные условия в них и в первую очередь условия для трудовой подготовки детей и подростков.Для большего охвата беспризорных детей улицы, былонеобходимо максимальное использование всех возможностей организованного выпуска воспитанников детских домов в профучебные заведения, на фабричнозаводское и кустарное производство, в совхозы и колхозы, в крестьянские семьи и к кустарям с тех, чтобы вовлечь на местах выпускаемых беспризорных детей с улицы. В основном практическая борьба с беспризорностью в 2030е гг. ХХ в. велась в точном соответствии с планом установленным правительством. В правительственных постановлениях отмечалось, что «успехи социалистического строительства, особенно успехи индустриализации и коллективизации, ликвидация безработицы и рост материального и культурного благосостояния трудящихся масс позволили в 1930/31 г. поставить задачу поновому: от борьбы с беспризорностью перейти к ее полной ликвидации»[1, с. 9].В 1931 г. советская общественность уже могла с удовлетворением констатировать, что беспризорность по РСФСР в основном ликвидирована. Однако ни Деткомиссии при ВЦИК, ни Наркомпрос и их местные органы, нидругие организации и учреждения, работающие поохране детва, ничуть не считалиэтим свою задачу исчерпанной. Чтобы окончательно и полностью ликвидировать беспризорность, нужнобылоокончательно улучшить положение детдомов и закончить типизацию их, а главное поставить планомерную борьбу с безнадзорностью ребят. На этой борьбе с безнадзорностью было заострено внимание органов народного просвещения, Деткомиссий, ОДД и других органов. Таким образом,решениемпроблемы детской беспризорности в данный период, активною занималась власть.Создавались специальные советы по защите детей, которыми были приняты меры по выявлению, задержанию и содержанию беспризорных детей. Обеспечивдетей всеминеобходимые условиями, по содержанию и воспитаю, проблема беспризорности в исследуемый период была практически ликвидирована. Перечисленные меры борьбы с беспризорностью в исследуемый период свидетельствовали о стремлении государства создать гибкую модель, позволяющую всесторонне учитывать интересы ребенка. Любые социальноэкономические и культурноисторические изменения затрагивающие общество, отражаются, прежде всего, на самых незащищенных слоях населения, в том числе на детях. При изучении опыта борьбы с детской беспризорностьюнеобходимо определять и анализировать ее причиныдля обеспечения эффективной профилактики данного явления,не дожидаясь,пока вопрос станет общегосударственным.
Ссылки на источники1.Борьба с детской беспризорностью / под ред. Я.А. Перель, А.А. Любимовой. –М.: Педагогическое издательство Москва, 1932. –С. 106.2.Катионова, А.О. Социальные и психологопедагогические основы организации призрения детей в России в 2030е гг. XXвека: дисс. ... к.л.н. СПб., 2003. 186 с.3.Нищенство и беспризорность / под ред. Е.К. Краснушкиной, Г.М. Сегала, Ц.М. Феинберга. –М.: Издательство Мосздравотдела, 1929. –С. 280.