Использование активных форм обучения в организации самостоятельной работы в период профессиональной подготовки сотрудников полиции
Выпуск:
ART 85873
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова
С.
И. Использование активных форм обучения в организации самостоятельной работы в период профессиональной подготовки сотрудников полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4361–4365. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85873.htm.
Аннотация. В статье на основе опыта подготовки сотрудников полиции в Тюменском институте повышения квалификации МВД России, а также компетентностного подхода в образовании рассмотрены возможности применения активных форм при организации самостоятельной подготовки во время профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова:
компетентностный подход, компетентность, профессиональная подготовка, активные формы обучения, самостоятельная подготовка
Текст статьи
Иванова Светлана Ивановна,кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьIvanovasvetaa@mail.ru
Использование активных форм обучения в организации самостоятельной работы
в период профессиональной подготовки сотрудников полиции
Аннотация.В статье на основе опыта подготовки сотрудников полиции в Тюменском институте повышения квалификации МВД России, а также компетентностного подхода в образовании рассмотрены возможности применения активных форм при организации самостоятельной подготовки во время профессиональной подготовки сотрудников полицииКлючевые слова:активные формы обучения, компетентность, компетентностный подход, профессиональная подготовка, самостоятельная подготовка.
Высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел были и остаются основным гарантом успешного функционирования любой правоохранительной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим юридическим образованием. Проводимая реформа Министерства внутренних дел России предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подход в вопросах подготовки сотрудниковдля органов внутренних дел.Современный полицейскийнаряду с базовыми знаниями должен владеть современными информационными технологиями, обладать коммуникативными умениями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, чтопредполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучаемых, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.Именно поэтому компетентностный подход в образовании, основанный на ключевых компетенциях становится преобладающим в системе профессионального образования сотрудников полиции[1,2,3,4,5]. В.А. Кудин отмечает ©Тенденция движения от понятия ©знаниеª к понятию ©компетентностьª является общемировой. Она выражается в том, что усиление познавательных начал в современной профессиональной деятельности не покрывается традиционными понятиями ©знанияª, ©уменияª и ©навыкиª. Более адекватным становится понятие ©компетентностьª [4, С.4]. Сказанное в полной мере относится и к дополнительному образованию в системе МВД, поскольку на первое место выходит многоуровневая практикоориентированная система непрерывного профессионального образования[5, С. 72], первым уровнем которого и является профессиональное обучение, особенностью которого является краткосрочность обучение (от четырех до шести месяцев), прикоторомнеобходимо дать слушателю максимально возможный объем интересующей его информации с целью развития и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков. От того, как будет решена задача учебнометодического и информационного обеспечения учебного процесса, зависит, успеет ли слушатель приобрести за установленный срок обучения недостающие ему для служебной деятельности знания и навыки работы.В связи с этим современный процесс обучения, в том числе при профессиональной подготовке должен приобретать характер самостоятельного труда обучаемых. Усиление роли самостоятельной работы обучаемыхозначает принципиальный пересмотр организации учебновоспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у нихспособности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Известный ученый академик А.Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основной задачей вуза является ©научить умению учитьсяª, и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь[6, С.23].Вот это ©умение учитьсяª и должно наиболее полно развиваться на самостоятельной подготовке.Самостоятельной подготовке сотрудников полиции уделяетсяогромное вниманиекак в образовательных учреждениях системы МВД, так и непосредственно в подразделениях. Так, она является типичной формой профессиональной и служебнобоевой подготовки, отнесена к основными видами учебных занятий при профессиональной подготовке.В тоже время на данный момент можно констатировать недостаточное внимание к организации самостоятельной подготовки обучаемых, отношение к ней как к дополнительной, вторичной формеихдеятельности, недостаток временного ресурса и должного стимулирования преподавателей руководством ВУЗа не позволяет самостоятельной подготовке быть оформленной так же структурировано и методически обеспеченной как аудиторная работа. К причинам низкой эффективности самостоятельной подготовки можно отнести так же:− отсутствие систематических заданий длясамостоятельнойработы и их дифференциации в зависимости от степени подготовленности обучаемого;− нечеткость постановки задач по формам отчетности за проделанную самостоятельную работу, временным рамкам сдачи отчетов, штрафных санкций в случае невыполнения заданий;− нечеткость в критериях оценки выполненной работы, несвоевременность доведения их дослушателей, а также отсутствие ее учета при формировании итоговой оценки по предмету;− отсутствие консультационной помощи со стороны преподавателя, которая фактически сводится к устранению текущей задолженности;− не сформированность самосознания слушателей;− недостаточное развитие когнитивных и интеллектуальных способностей слушателей;− недостаточный контроль со стороны курсов и профессорскопреподавательского состава.Таким образом, недостаточная продуманность организации самостоятельной подготовки, отсутствие четкой, единообразной системы ее оценки понижает ее значимость в иерархии учебной деятельности слушателей, приводит к формальности выполнения и потере главного ее назначения –формирования умения эффективно и заинтересовано самообразовываться.Достичь эффективности в организации самостоятельной подготовки можно только при скоординированных действиях руководства курсов, кафедр и преподавателей, так какееорганизация должна получать не меньшевнимания, чем процесс подготовки иных видов учебных занятий. Для повышения ее качества организации:− компьютерная поддержка организации самостоятельной подготовки слушателей;− усиление консультационнометодической роли преподавателя;− возможность свободного общения, в том числе и через Интернет, между обучаемыми, между обучаемыми и преподавателем;− деление занятия на обязательную и творческую части;− исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов[7].Самостоятельная подготовка на наш взгляд, должна строиться с учетом категории обучаемых, а именно того, что значительная часть слушателей первоначальной подготовки, недостаточно готова к самостоятельной, а тем более творческой работе. В связи с этим основной задачей преподавателей является внедрение таких форм самостоятельной работы, которые предусматривают поэтапное формирование и развития у слушателейнавыков самостоятельного выполнения учебных заданий.Учитывая неполную адаптацию вчерашних стажеровк условиямслужбы в полиции, для успешной мотивации систематической работы обучаемыхследует использовать традиционные и достаточно эффективные приемы: контроль и индивидуализация на всех видах занятий. Самостоятельная работа слушателей дает положительные результаты в случае проведения максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени.В этот периодосновной формой самостоятельной работы слушателейявляется работа с книгой. Контроль за уровнем получаемых слушателямизнаний на данном этапе достаточно традиционен: проверка и оценка качества конспектирования учебного материала, быстроты и качества выполнения заданий, описания и анализа результатов, умения работать с техникой, пользоваться справочной литературой. Особая роль в практикоориенторованном обучении отведена самостоятельной подготовке слушателей, акцент в которой как справедливо отмечает В.А. Иоголевич, должен быть перенесен с закрепления пройденного материла на самостоятельное изучение нормативных правовых актов и рекомендованной литературы [2, С. 16]. Это, на наш взгляд, с одной стороны уменьшение количества теоретических занятий в учебном плане, с другой стороны возрождение такой эффективной ретроформы обучения как конспектирование первоисточников. Учитывая огромный массив нормативных правовых актов, регламентирующих деятельностьполиции, полагаем необходимым разрабатывать задания на самостоятельную подготовку, позволяющие сформировать у слушателей навыки изучения правовой основы своей деятельности. Другой формой является выполнение обучаемымидомашних заданий по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Использование индивидуальных письменныхзаданий, учитывающих уровень подготовки слушателейи их способности, повышает эффективность и практическую отдачу самоподготовки.С целью повышения эффективности организуемой самостоятельной подготовкина первоначальной подготовкепреподаватели должны использоватьконтрольные задания, связанные с текущимзаданием (найти…; объяснить…; подтвердить…; и т.д.). В ходе этой работы развиваются навыки самостоятельности, творческого мышления, анализа и систематизации изученного материала.Эффективны также задания на сравнения и сопоставления норм права как в рамках одной отрасли, так и нескольких. Так в частности некоторые термины употребляются в смежных отраслях права, но при этом порой включают разное задержание. Например, термин ©задержаниеª использует и административное право и уголовное и уголовнопроцессуальное. Поэтому сравнительные таблицы помогут обучаемым увидеть как сходство в содержании терминов, так и их различие. Сопоставительные таблицы эффективныпри большом объеме материала, который при наличии определенной схожести трудно запоминаем. В частности это относится к правам и обязанностям сотрудника полиции, объем которых достаточно большой и требует значительных временных затрат для запоминания. Поэтому заполнение соответствующей таблицы поможет сопоставить корреспондирующие между собой права и обязанности.К организации самостоятельной работы слушателейдолжен применяться дифференцированный подход.Для слушателейс низким уровнем познавательной самостоятельности должны быть запланированы посильные задания репродуктивного характера: изучить самостоятельно тот или иной вопрос, тему; сделать расчеты по заданному алгоритму; выполнить указанные задания по данному образцу. Слушателям, находящимся на среднем уровне развития, даются задания репродуктивнотворческого характера. Для тех обучаемых, которые демонстрируют высокий уровень развития познавательной активности, должны быть предусмотрены задания творческого характера: выполнение заданий и задач повышенного уровня сложности; подготовка творческих работ и проектов.Как показывает практика организации такой работы в Тюменском институте повышения квалификации даже в такие короткие сроки можно эффективно вовлекать слушателей и в научноисследовательскую работу, участие в научных конкурсах.Такой дифференцированный подход способствует личностному росту слушателейи продвижению их вверх по лестнице роста познавательной активности и самостоятельности. Что влечет за собой и стремление к самосовершенствованию и дальнейшему самообразованию.Однако уже на первых порах обучениядля формирования у слушателейболее сложных интеллектуальных умений необходимо включать в процесс обучения разнообразные формы организации и контроля. При этом слушатель, изучая разные дисциплины(темы или модули), проходит путь от простой репродуктивной деятельности к творческой работе, которая может заканчиваться привлечениемслушателейк участию в научноисследовательской работе. В процессе организации самостоятельной подготовкислушателей возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер –это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин[8, С. 3841]. Исходя из сказанного, надо учитывать рост занятости преподавателя, как тьютера, консультанта и контролера самостоятельной работы студентов, что не всегда находит отражение в реальной нагрузке. Кроме того, возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорскопреподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов, что требует временных и материальных затрат[7 ].Для наиболее подготовленных слушателей, имеющих высшее или среднеспециальное образованиецелесообразны такие формы как проведение коллоквиумов, дискуссий по определенным проблемам, круглых столов, тематических семинаров.Таким образом, самостоятельная подготовка может осуществляться в следующих направлениях:− массовая работа, в которой принимают участие все или большинство преподавателей и слушателей (конференции,
конкурсы, круглые столы и т.п.);− специальныегрупповые формы работы (кружки, научные исследования);− индивидуальная работа.Важное место в организации самостоятельной работы слушателейзанимает контроль за ее результативностью, который осуществляется различными формами и методами, органически вписывающимися в учебный процесс: семинарские и практические занятия, коллоквиумы, консультации, индивидуальные собеседования, подготовка рефератов, проверка конспектов, письменные контрольные работы, компьютерное тестирование, зачеты и экзамены, анкетирование и изучение общественного мнения[9, С. 123125].Полагаем, что результаты самостоятельной работы необходимо включить в показатели текущей успеваемости и учитывать при выставлении окончательной оценки по предмету (модулю). Также необходимо чаще использовать такие методы стимулирования, как поощрения учебных, спортивных, служебных и др. достижений слушателей. Это будет способствоватьформированию положительного отношения к учебной деятельности. Рациональное, продуманное использование этих форм преподавателями позволяет определить уровень знаний, их глубину и системность, меру познавательного интереса и способностей, умение применять полученные теоретические знания при решении практических заданий, и своевременно корректировать процесс обучения.
Ссылки на источники1. Гейжан Н.Ф., Аджимуллаева Р.А. Практикоориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник СанктПетербургского университета МВД России № 3 (35) 2007. С. 123128; 2. Иоголевич В.А. Профессиональноприкладную направленность в основу обучения // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. № 1.` С. 1318; 3. Иоголевич В.А., Иоголевич Н.И.Компетентностный подход в образовании и прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 233237;4. Кубышко В.Л. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 4 (51). С. 7273; 5. Мещерякова Е. И., Панферкина И.С. Управление практико/ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 2 (53). С. 2124.6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. –РостовнаДону: Феникс, 1998. 544 с.7. Аванесов В.С., Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http://testolog.narod.ru.8. Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38–41.9. Сальникова, А. В. Организация самостоятельной работы курсантов // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.прак. конф. Минск, 16–17 ноября 2006 г. / Отв. ред. В. В. Сергеенкова. —Мн.: БГУ, 2006. —С. 123–125.
Использование активных форм обучения в организации самостоятельной работы
в период профессиональной подготовки сотрудников полиции
Аннотация.В статье на основе опыта подготовки сотрудников полиции в Тюменском институте повышения квалификации МВД России, а также компетентностного подхода в образовании рассмотрены возможности применения активных форм при организации самостоятельной подготовки во время профессиональной подготовки сотрудников полицииКлючевые слова:активные формы обучения, компетентность, компетентностный подход, профессиональная подготовка, самостоятельная подготовка.
Высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел были и остаются основным гарантом успешного функционирования любой правоохранительной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим юридическим образованием. Проводимая реформа Министерства внутренних дел России предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подход в вопросах подготовки сотрудниковдля органов внутренних дел.Современный полицейскийнаряду с базовыми знаниями должен владеть современными информационными технологиями, обладать коммуникативными умениями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, чтопредполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучаемых, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.Именно поэтому компетентностный подход в образовании, основанный на ключевых компетенциях становится преобладающим в системе профессионального образования сотрудников полиции[1,2,3,4,5]. В.А. Кудин отмечает ©Тенденция движения от понятия ©знаниеª к понятию ©компетентностьª является общемировой. Она выражается в том, что усиление познавательных начал в современной профессиональной деятельности не покрывается традиционными понятиями ©знанияª, ©уменияª и ©навыкиª. Более адекватным становится понятие ©компетентностьª [4, С.4]. Сказанное в полной мере относится и к дополнительному образованию в системе МВД, поскольку на первое место выходит многоуровневая практикоориентированная система непрерывного профессионального образования[5, С. 72], первым уровнем которого и является профессиональное обучение, особенностью которого является краткосрочность обучение (от четырех до шести месяцев), прикоторомнеобходимо дать слушателю максимально возможный объем интересующей его информации с целью развития и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков. От того, как будет решена задача учебнометодического и информационного обеспечения учебного процесса, зависит, успеет ли слушатель приобрести за установленный срок обучения недостающие ему для служебной деятельности знания и навыки работы.В связи с этим современный процесс обучения, в том числе при профессиональной подготовке должен приобретать характер самостоятельного труда обучаемых. Усиление роли самостоятельной работы обучаемыхозначает принципиальный пересмотр организации учебновоспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у нихспособности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Известный ученый академик А.Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основной задачей вуза является ©научить умению учитьсяª, и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь[6, С.23].Вот это ©умение учитьсяª и должно наиболее полно развиваться на самостоятельной подготовке.Самостоятельной подготовке сотрудников полиции уделяетсяогромное вниманиекак в образовательных учреждениях системы МВД, так и непосредственно в подразделениях. Так, она является типичной формой профессиональной и служебнобоевой подготовки, отнесена к основными видами учебных занятий при профессиональной подготовке.В тоже время на данный момент можно констатировать недостаточное внимание к организации самостоятельной подготовки обучаемых, отношение к ней как к дополнительной, вторичной формеихдеятельности, недостаток временного ресурса и должного стимулирования преподавателей руководством ВУЗа не позволяет самостоятельной подготовке быть оформленной так же структурировано и методически обеспеченной как аудиторная работа. К причинам низкой эффективности самостоятельной подготовки можно отнести так же:− отсутствие систематических заданий длясамостоятельнойработы и их дифференциации в зависимости от степени подготовленности обучаемого;− нечеткость постановки задач по формам отчетности за проделанную самостоятельную работу, временным рамкам сдачи отчетов, штрафных санкций в случае невыполнения заданий;− нечеткость в критериях оценки выполненной работы, несвоевременность доведения их дослушателей, а также отсутствие ее учета при формировании итоговой оценки по предмету;− отсутствие консультационной помощи со стороны преподавателя, которая фактически сводится к устранению текущей задолженности;− не сформированность самосознания слушателей;− недостаточное развитие когнитивных и интеллектуальных способностей слушателей;− недостаточный контроль со стороны курсов и профессорскопреподавательского состава.Таким образом, недостаточная продуманность организации самостоятельной подготовки, отсутствие четкой, единообразной системы ее оценки понижает ее значимость в иерархии учебной деятельности слушателей, приводит к формальности выполнения и потере главного ее назначения –формирования умения эффективно и заинтересовано самообразовываться.Достичь эффективности в организации самостоятельной подготовки можно только при скоординированных действиях руководства курсов, кафедр и преподавателей, так какееорганизация должна получать не меньшевнимания, чем процесс подготовки иных видов учебных занятий. Для повышения ее качества организации:− компьютерная поддержка организации самостоятельной подготовки слушателей;− усиление консультационнометодической роли преподавателя;− возможность свободного общения, в том числе и через Интернет, между обучаемыми, между обучаемыми и преподавателем;− деление занятия на обязательную и творческую части;− исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов[7].Самостоятельная подготовка на наш взгляд, должна строиться с учетом категории обучаемых, а именно того, что значительная часть слушателей первоначальной подготовки, недостаточно готова к самостоятельной, а тем более творческой работе. В связи с этим основной задачей преподавателей является внедрение таких форм самостоятельной работы, которые предусматривают поэтапное формирование и развития у слушателейнавыков самостоятельного выполнения учебных заданий.Учитывая неполную адаптацию вчерашних стажеровк условиямслужбы в полиции, для успешной мотивации систематической работы обучаемыхследует использовать традиционные и достаточно эффективные приемы: контроль и индивидуализация на всех видах занятий. Самостоятельная работа слушателей дает положительные результаты в случае проведения максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени.В этот периодосновной формой самостоятельной работы слушателейявляется работа с книгой. Контроль за уровнем получаемых слушателямизнаний на данном этапе достаточно традиционен: проверка и оценка качества конспектирования учебного материала, быстроты и качества выполнения заданий, описания и анализа результатов, умения работать с техникой, пользоваться справочной литературой. Особая роль в практикоориенторованном обучении отведена самостоятельной подготовке слушателей, акцент в которой как справедливо отмечает В.А. Иоголевич, должен быть перенесен с закрепления пройденного материла на самостоятельное изучение нормативных правовых актов и рекомендованной литературы [2, С. 16]. Это, на наш взгляд, с одной стороны уменьшение количества теоретических занятий в учебном плане, с другой стороны возрождение такой эффективной ретроформы обучения как конспектирование первоисточников. Учитывая огромный массив нормативных правовых актов, регламентирующих деятельностьполиции, полагаем необходимым разрабатывать задания на самостоятельную подготовку, позволяющие сформировать у слушателей навыки изучения правовой основы своей деятельности. Другой формой является выполнение обучаемымидомашних заданий по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Использование индивидуальных письменныхзаданий, учитывающих уровень подготовки слушателейи их способности, повышает эффективность и практическую отдачу самоподготовки.С целью повышения эффективности организуемой самостоятельной подготовкина первоначальной подготовкепреподаватели должны использоватьконтрольные задания, связанные с текущимзаданием (найти…; объяснить…; подтвердить…; и т.д.). В ходе этой работы развиваются навыки самостоятельности, творческого мышления, анализа и систематизации изученного материала.Эффективны также задания на сравнения и сопоставления норм права как в рамках одной отрасли, так и нескольких. Так в частности некоторые термины употребляются в смежных отраслях права, но при этом порой включают разное задержание. Например, термин ©задержаниеª использует и административное право и уголовное и уголовнопроцессуальное. Поэтому сравнительные таблицы помогут обучаемым увидеть как сходство в содержании терминов, так и их различие. Сопоставительные таблицы эффективныпри большом объеме материала, который при наличии определенной схожести трудно запоминаем. В частности это относится к правам и обязанностям сотрудника полиции, объем которых достаточно большой и требует значительных временных затрат для запоминания. Поэтому заполнение соответствующей таблицы поможет сопоставить корреспондирующие между собой права и обязанности.К организации самостоятельной работы слушателейдолжен применяться дифференцированный подход.Для слушателейс низким уровнем познавательной самостоятельности должны быть запланированы посильные задания репродуктивного характера: изучить самостоятельно тот или иной вопрос, тему; сделать расчеты по заданному алгоритму; выполнить указанные задания по данному образцу. Слушателям, находящимся на среднем уровне развития, даются задания репродуктивнотворческого характера. Для тех обучаемых, которые демонстрируют высокий уровень развития познавательной активности, должны быть предусмотрены задания творческого характера: выполнение заданий и задач повышенного уровня сложности; подготовка творческих работ и проектов.Как показывает практика организации такой работы в Тюменском институте повышения квалификации даже в такие короткие сроки можно эффективно вовлекать слушателей и в научноисследовательскую работу, участие в научных конкурсах.Такой дифференцированный подход способствует личностному росту слушателейи продвижению их вверх по лестнице роста познавательной активности и самостоятельности. Что влечет за собой и стремление к самосовершенствованию и дальнейшему самообразованию.Однако уже на первых порах обучениядля формирования у слушателейболее сложных интеллектуальных умений необходимо включать в процесс обучения разнообразные формы организации и контроля. При этом слушатель, изучая разные дисциплины(темы или модули), проходит путь от простой репродуктивной деятельности к творческой работе, которая может заканчиваться привлечениемслушателейк участию в научноисследовательской работе. В процессе организации самостоятельной подготовкислушателей возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер –это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин[8, С. 3841]. Исходя из сказанного, надо учитывать рост занятости преподавателя, как тьютера, консультанта и контролера самостоятельной работы студентов, что не всегда находит отражение в реальной нагрузке. Кроме того, возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорскопреподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов, что требует временных и материальных затрат[7 ].Для наиболее подготовленных слушателей, имеющих высшее или среднеспециальное образованиецелесообразны такие формы как проведение коллоквиумов, дискуссий по определенным проблемам, круглых столов, тематических семинаров.Таким образом, самостоятельная подготовка может осуществляться в следующих направлениях:− массовая работа, в которой принимают участие все или большинство преподавателей и слушателей (конференции,
конкурсы, круглые столы и т.п.);− специальныегрупповые формы работы (кружки, научные исследования);− индивидуальная работа.Важное место в организации самостоятельной работы слушателейзанимает контроль за ее результативностью, который осуществляется различными формами и методами, органически вписывающимися в учебный процесс: семинарские и практические занятия, коллоквиумы, консультации, индивидуальные собеседования, подготовка рефератов, проверка конспектов, письменные контрольные работы, компьютерное тестирование, зачеты и экзамены, анкетирование и изучение общественного мнения[9, С. 123125].Полагаем, что результаты самостоятельной работы необходимо включить в показатели текущей успеваемости и учитывать при выставлении окончательной оценки по предмету (модулю). Также необходимо чаще использовать такие методы стимулирования, как поощрения учебных, спортивных, служебных и др. достижений слушателей. Это будет способствоватьформированию положительного отношения к учебной деятельности. Рациональное, продуманное использование этих форм преподавателями позволяет определить уровень знаний, их глубину и системность, меру познавательного интереса и способностей, умение применять полученные теоретические знания при решении практических заданий, и своевременно корректировать процесс обучения.
Ссылки на источники1. Гейжан Н.Ф., Аджимуллаева Р.А. Практикоориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник СанктПетербургского университета МВД России № 3 (35) 2007. С. 123128; 2. Иоголевич В.А. Профессиональноприкладную направленность в основу обучения // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. № 1.` С. 1318; 3. Иоголевич В.А., Иоголевич Н.И.Компетентностный подход в образовании и прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 233237;4. Кубышко В.Л. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 4 (51). С. 7273; 5. Мещерякова Е. И., Панферкина И.С. Управление практико/ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 2 (53). С. 2124.6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. –РостовнаДону: Феникс, 1998. 544 с.7. Аванесов В.С., Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http://testolog.narod.ru.8. Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38–41.9. Сальникова, А. В. Организация самостоятельной работы курсантов // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.прак. конф. Минск, 16–17 ноября 2006 г. / Отв. ред. В. В. Сергеенкова. —Мн.: БГУ, 2006. —С. 123–125.