Город и его транспортная сеть в учебно-исследовательских работах по гуманитарным дисциплинам студентов технического вуза
Выпуск:
ART 85875
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федотова
Л.
А. Город и его транспортная сеть в учебно-исследовательских работах по гуманитарным дисциплинам студентов технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4371–4375. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85875.htm.
Аннотация. В работе показаны возможности активных методов обучения, в частности учебно-исследовательских работ, и современных геоинформационных технологий при формировании у студентов понимания взаимовлияния развития города и его транспортной сети не только в настоящем, но в прошлом (XIX – нач. XX в.). Приведены возможности реализации методов при организации и проведении учебно-исследовательских работ в курсах гуманитарных дисциплин. Приводится обратная связь студентов технического вуза.
Ключевые слова:
краеведение, активные методы, изучение истории, gps-технологии, учебно-исследовательские работы, студенты технического вуза
Текст статьи
ФедотоваЛилия Анатольевна,Кандидат педагогических наук, доцент, ВолгГТУ, г. Волгоградlifedotova@yandex.ru
Город и его транспортная сеть в учебноисследовательских работах
по гуманитарным дисциплинам студентовтехнического вуза
Аннотация.В работе показаны возможности активных методов обучения, в частности учебноисследовательских работ,исовременных геоинформационных технологийпри формировании у студентов понимания взаимовлиянияразвития города и его транспортной сети не только в настоящем, но в прошлом (XIX–нач. XXв.). Приведены возможности реализации методов при организации и проведении учебноисследовательских работ в курсах гуманитарных дисциплин.Приводятсяобратная связь студентов технического вуза.Ключевые слова: активные методы, изучениеистории, краеведение, GPS–технологии, учебноисследовательские работы, студенты технического вуза.
В истории многих российских городовнайдется немало подтверждений томуфакту, что развитиетранспортной сетитесно взаимосвязано с развитием города: наличие дорог, появление новых видов транспорта способствуетразвитию и процветанию новых производств, расширению рынков сбыта продукции. В свою очередь, развитиепромышленности городаявляется причиной совершенствования его транспортной сети. Одним из поучительных примеров является история Царицына (ныне Волгограда). ДосерединыXIXвека это был захолустный городок, находящийся в стороне от крупных транспортных путей.Нок концувека в городебылотри железнодорожные станции, построенные в разное время на разных железнодорожных ветках. Тогда город нарекли «русским Чикаго»: жизнькипела все активнее, требуяболее современного транспорта.В 1911 году было принято решениео строительстве трамвайной линии, а через два года по городу поехалпервый трамвай. ТакЦарицын перешел от индивидуального гужевого транспорта к электрическому общественному, став первым и единственным в империи уездным городом, где появилсятрамвай.Первая трамвайная линия соединилажелезнодорожные станции–«Волжскую» ВолгоДонской железной дороги, «Царицын» (ныне станция «ВолгоградI»)ГрязеЦарицынской железной дороги и «Тихорецкую» (ныне станция «ВолгоградII») Владикавказской железной дороги. И сегодня трамвайные линиипроходят практически по тем же улицам,что и век назад. История царицынского трамваяизвестна;несколько лет назад в городе достаточно широко отмечалось столетие этого события. Однако для многих волгоградцев события начала века кажутсяочень далекими, их затмевает Великая Отечественная войны и Сталинградская битва. Хорошо знаяо существенных разрушениях города 19421942 г.г. большинство горожан полагает, чтособытия иматериальные свидетельства более далекой истории полностью стерты с лица города. А без такого визуального подтверждения взаимовлияние города и его транспортной сетистановитсялишь фактом из учебника, не имеющего отношения к современной жизни города.
Еще одним примером влияния транспортной сетина развитие города, могут служить «потерянные» царицынские улицы.В относительно неплохо сохранившемся в Сталинградскую битвурайоне города такой улицей является Клинская.Улица и весь район начали застраиватьсяс1820 года по генеральному плану, утверждённому императором. Улица хорошо видна на немецких аэрофотоснимках 1942, доступных вИнтернете. Однако, начиная с 1950х годов, улица в нескольких местах была перегорожена строящимися домами и проезд транспорта по ней был прекращен.Сегодняразрушающиесяисторические царицынские дома,стоящие по бывшейкрасной линии улицыКлинской,являют собой резкий контраст с постройками того же времени на соседних улицах, сохранившихтранспортную сеть. Весь район, находящийсяпрактически в центре миллионного города, является исторической иллюстрациейвзаимовлияния транспорта игорода.«Прочитав» историю города и его транспорта, увидев наследие прошлых эпох на современных городских улицах, можно лучше понять закономерности исторического развития города, пробудить интереск истории, повысить уровень культуры. В учебнообразовательном процессе высшей школы такая деятельность студентов под руководством преподавателей приводитк формированиюобщекультурных компетенций обучающихся, что является задачей педагогического процесса в вузе на современном этапе. Использование такогокраеведческого и исторического материала при обучении студентов, будущихспециалистовтранспортной отрасли,может являться средством формирования понимания важностиобластиих профессиональнойдеятельности для развитиярегионов и городов. Большую роль в такой работемогут игратьактивные методы обучения[1], в частности учебноисследовательские работы, а также современные геоинформационные технологии. Их пользователи должны иметьGPSнавигаторы, которые сегодня широко распространены и доступны.Навигатор принимаетсигналы от искусственных спутников Земли и сообщает пользователю географические координаты точки, в которой он находится,траекторию движения и многое другое. При этом точность определения координатсоставляет несколько метров, что позволяет задавать координаты, а затем находить на местности практически точечные объекты.
С использованиемэтих технологийв Волгоградском государственном техническом университете былиразработаны маршруты городских путешествийдля студентов,связанныхcисторией города иего транспорта:трех железнодорожных ветоки станций XIXвека, маршрутацарицынскоготрамваяначала XXвека, исторических улиц, потерявших проезжую часть и т.д..Маршрутысостоятиз отдельных точек с заданными координатами,описанием объектов ипоисковоисследовательскимивопросами участникам.Точки маршрутапривязанык отдельным строениям, деталям городской инфраструктуры, связанным стемой маршрута.Вопросы составляются так, чтобы участники в поиске ответа обращали вниманиена малозаметные детали объектов, внимательно изучаяокрестности. Иногда ответ на вопроснеобходим длявычисления координат следующей точки и дальнейшего продвижения.
Двигаясь по маршруту и приглядываясь к деталям, участникис интересом и удивлением, о котором часто упоминают в эссэ,видят объекты, на которые раньше не обращали внимания.Они проходят мимо трехэтажногозданияпожарной части;видят сохранившийся путепроводпод железной дорогой; геодезические знаки; люки канализациис надписями начала века; двухэтажные узорныекаменные дома; единственное царицынское здание, богато украшенное барельефами;четырехэтажное здание мельницы;сохранившийся булыжный взвоз;кованыеворота царицынской усадьбы и столб первой линиицарицынского трамвая со следами осколков и пуль.
При прохождении маршрута по «затерянным» улицам участники видят не только сохранившиеся зданияпрошлых веков (здание мечети и медресе Амерханова, уникальныйдеревянный дом извозчикаГлухова, переживший Сталинградскую битву), но обращают внимание на контраст состояния домов на улице Клинской и на соседних улицах, не потерявших до настоящего времени движение транспорта.Возможности GPS –навигациипозволяют обратить внимание участников на детали городской среды, обычно остающиеся «за кадром». Это могут быть кованные элементы пожарных лестниц, надписи на рельсахс «ятями» и твердыми знаками, сохранившиеся крепления от ставен, различные элементы отделкифасадов домов.
Маршрут проходитсягруппой студентов из двухчетырех человек. Размер группы обусловлен необходимостью постоянного взаимодействия внутри группы и принятия решений во время прохождения маршрута.Двигаясь по маршруту, участники отвечаютна вопросы, получают доказательства своего присутствия, а затем, используя дополнительную информацию и свои фотографии,делают презентации, эссэ или отчет. Правильно составленные вопросы позволяют участникам самостоятельно прийти к выводуо взаимовлиянии транспортной системы городаи его развития.Совершив путешествие, участники могутдополнитьмаршруткоординатами и описаниями объектов, имеющих отношение к темеили разработать собственный. Активный характермаршрутов и поисковоисследовательские задания, включенные в него,соответствуют студенческому возрастуи,неизменно,вызывает интересстуденческой аудитории [2].В эссэ и отчетах неоднократноуказывалось на активный и познавательный характер маршрутов, о новом участников взгляде на привычный город,о чувстве причастностикегоистории. Говорить об эффективности той или иной формы работы можно в том случае, если эта форма принимается всеми субъектами образовательного процесса. В проведенном опросестудентыразличных курсовнаиболее часто указывали, что такая форма самостоятельной работы соответствует их возрасту (82%)и интересна для них (90%).Приведем несколько высказываний студентов:«Мы были очень впечатлены прогулкой, она дала нам возможность узнать больше о своем городе. До этой прогулки мы знали всего несколько исторических памятников, но теперь мы видим, что их гораздо больше. Оказывается, сколько сохранилось домов, построенных еще в довоенное время и в эпоху Царицына!Хотелось, чтобы люди больше интересовались своей историей, так как был отмечен такой факт, что даже люди, живущие рядом,о них совсем не знали»;«Появляется большое желание узнать историю родного города, особенно когда это можно сделать,рассматривая те места, которые сохранили практически свой первозданный вид. Получив такой стимул, мы решили сделать подобный маршрутпо Центральному району нашего города. Ведь очень захватывает узнавать историю зданий и людей, которые их создавали и жили в них, а ведь раньше мы проходили мимо»;«Выполнение задания принесломассу положительных эмоций; таких заданий в учебных заведениях должно быть как можно больше. Живявблизи исторических памятников, порой мы даже не догадываемся о их существовании»;«Думаю, что изучу еще несколько маршрутов».Думается, во многих городах найдетсяисторический материал, на основе которого можнопроводить учебноисследовательские работысо студентами,обращая внимание на важность областиих профессиональных интересов, иформируя интереск истории города и страны.
Ссылки на источники1.СитниковаО.И.Опроведении года истории на кафедре «История, культура и социология»/ Ситникова О.И.// ИзвестияВолгГТУ. Серия «Проблемы социальногуманитарного знания» . Вып.14: ВолгГТУ. –Волгоград, 2013.
№16(119). С. 120122.2.Федотова, Л.А. О новых формах патриотического воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин / Федотова Л.А., Абраменко Е.В. // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социальногуманитарного знания». Вып. 15: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2014. № 2 (129). C. 7579.
Город и его транспортная сеть в учебноисследовательских работах
по гуманитарным дисциплинам студентовтехнического вуза
Аннотация.В работе показаны возможности активных методов обучения, в частности учебноисследовательских работ,исовременных геоинформационных технологийпри формировании у студентов понимания взаимовлиянияразвития города и его транспортной сети не только в настоящем, но в прошлом (XIX–нач. XXв.). Приведены возможности реализации методов при организации и проведении учебноисследовательских работ в курсах гуманитарных дисциплин.Приводятсяобратная связь студентов технического вуза.Ключевые слова: активные методы, изучениеистории, краеведение, GPS–технологии, учебноисследовательские работы, студенты технического вуза.
В истории многих российских городовнайдется немало подтверждений томуфакту, что развитиетранспортной сетитесно взаимосвязано с развитием города: наличие дорог, появление новых видов транспорта способствуетразвитию и процветанию новых производств, расширению рынков сбыта продукции. В свою очередь, развитиепромышленности городаявляется причиной совершенствования его транспортной сети. Одним из поучительных примеров является история Царицына (ныне Волгограда). ДосерединыXIXвека это был захолустный городок, находящийся в стороне от крупных транспортных путей.Нок концувека в городебылотри железнодорожные станции, построенные в разное время на разных железнодорожных ветках. Тогда город нарекли «русским Чикаго»: жизнькипела все активнее, требуяболее современного транспорта.В 1911 году было принято решениео строительстве трамвайной линии, а через два года по городу поехалпервый трамвай. ТакЦарицын перешел от индивидуального гужевого транспорта к электрическому общественному, став первым и единственным в империи уездным городом, где появилсятрамвай.Первая трамвайная линия соединилажелезнодорожные станции–«Волжскую» ВолгоДонской железной дороги, «Царицын» (ныне станция «ВолгоградI»)ГрязеЦарицынской железной дороги и «Тихорецкую» (ныне станция «ВолгоградII») Владикавказской железной дороги. И сегодня трамвайные линиипроходят практически по тем же улицам,что и век назад. История царицынского трамваяизвестна;несколько лет назад в городе достаточно широко отмечалось столетие этого события. Однако для многих волгоградцев события начала века кажутсяочень далекими, их затмевает Великая Отечественная войны и Сталинградская битва. Хорошо знаяо существенных разрушениях города 19421942 г.г. большинство горожан полагает, чтособытия иматериальные свидетельства более далекой истории полностью стерты с лица города. А без такого визуального подтверждения взаимовлияние города и его транспортной сетистановитсялишь фактом из учебника, не имеющего отношения к современной жизни города.
Еще одним примером влияния транспортной сетина развитие города, могут служить «потерянные» царицынские улицы.В относительно неплохо сохранившемся в Сталинградскую битвурайоне города такой улицей является Клинская.Улица и весь район начали застраиватьсяс1820 года по генеральному плану, утверждённому императором. Улица хорошо видна на немецких аэрофотоснимках 1942, доступных вИнтернете. Однако, начиная с 1950х годов, улица в нескольких местах была перегорожена строящимися домами и проезд транспорта по ней был прекращен.Сегодняразрушающиесяисторические царицынские дома,стоящие по бывшейкрасной линии улицыКлинской,являют собой резкий контраст с постройками того же времени на соседних улицах, сохранившихтранспортную сеть. Весь район, находящийсяпрактически в центре миллионного города, является исторической иллюстрациейвзаимовлияния транспорта игорода.«Прочитав» историю города и его транспорта, увидев наследие прошлых эпох на современных городских улицах, можно лучше понять закономерности исторического развития города, пробудить интереск истории, повысить уровень культуры. В учебнообразовательном процессе высшей школы такая деятельность студентов под руководством преподавателей приводитк формированиюобщекультурных компетенций обучающихся, что является задачей педагогического процесса в вузе на современном этапе. Использование такогокраеведческого и исторического материала при обучении студентов, будущихспециалистовтранспортной отрасли,может являться средством формирования понимания важностиобластиих профессиональнойдеятельности для развитиярегионов и городов. Большую роль в такой работемогут игратьактивные методы обучения[1], в частности учебноисследовательские работы, а также современные геоинформационные технологии. Их пользователи должны иметьGPSнавигаторы, которые сегодня широко распространены и доступны.Навигатор принимаетсигналы от искусственных спутников Земли и сообщает пользователю географические координаты точки, в которой он находится,траекторию движения и многое другое. При этом точность определения координатсоставляет несколько метров, что позволяет задавать координаты, а затем находить на местности практически точечные объекты.
С использованиемэтих технологийв Волгоградском государственном техническом университете былиразработаны маршруты городских путешествийдля студентов,связанныхcисторией города иего транспорта:трех железнодорожных ветоки станций XIXвека, маршрутацарицынскоготрамваяначала XXвека, исторических улиц, потерявших проезжую часть и т.д..Маршрутысостоятиз отдельных точек с заданными координатами,описанием объектов ипоисковоисследовательскимивопросами участникам.Точки маршрутапривязанык отдельным строениям, деталям городской инфраструктуры, связанным стемой маршрута.Вопросы составляются так, чтобы участники в поиске ответа обращали вниманиена малозаметные детали объектов, внимательно изучаяокрестности. Иногда ответ на вопроснеобходим длявычисления координат следующей точки и дальнейшего продвижения.
Двигаясь по маршруту и приглядываясь к деталям, участникис интересом и удивлением, о котором часто упоминают в эссэ,видят объекты, на которые раньше не обращали внимания.Они проходят мимо трехэтажногозданияпожарной части;видят сохранившийся путепроводпод железной дорогой; геодезические знаки; люки канализациис надписями начала века; двухэтажные узорныекаменные дома; единственное царицынское здание, богато украшенное барельефами;четырехэтажное здание мельницы;сохранившийся булыжный взвоз;кованыеворота царицынской усадьбы и столб первой линиицарицынского трамвая со следами осколков и пуль.
При прохождении маршрута по «затерянным» улицам участники видят не только сохранившиеся зданияпрошлых веков (здание мечети и медресе Амерханова, уникальныйдеревянный дом извозчикаГлухова, переживший Сталинградскую битву), но обращают внимание на контраст состояния домов на улице Клинской и на соседних улицах, не потерявших до настоящего времени движение транспорта.Возможности GPS –навигациипозволяют обратить внимание участников на детали городской среды, обычно остающиеся «за кадром». Это могут быть кованные элементы пожарных лестниц, надписи на рельсахс «ятями» и твердыми знаками, сохранившиеся крепления от ставен, различные элементы отделкифасадов домов.
Маршрут проходитсягруппой студентов из двухчетырех человек. Размер группы обусловлен необходимостью постоянного взаимодействия внутри группы и принятия решений во время прохождения маршрута.Двигаясь по маршруту, участники отвечаютна вопросы, получают доказательства своего присутствия, а затем, используя дополнительную информацию и свои фотографии,делают презентации, эссэ или отчет. Правильно составленные вопросы позволяют участникам самостоятельно прийти к выводуо взаимовлиянии транспортной системы городаи его развития.Совершив путешествие, участники могутдополнитьмаршруткоординатами и описаниями объектов, имеющих отношение к темеили разработать собственный. Активный характермаршрутов и поисковоисследовательские задания, включенные в него,соответствуют студенческому возрастуи,неизменно,вызывает интересстуденческой аудитории [2].В эссэ и отчетах неоднократноуказывалось на активный и познавательный характер маршрутов, о новом участников взгляде на привычный город,о чувстве причастностикегоистории. Говорить об эффективности той или иной формы работы можно в том случае, если эта форма принимается всеми субъектами образовательного процесса. В проведенном опросестудентыразличных курсовнаиболее часто указывали, что такая форма самостоятельной работы соответствует их возрасту (82%)и интересна для них (90%).Приведем несколько высказываний студентов:«Мы были очень впечатлены прогулкой, она дала нам возможность узнать больше о своем городе. До этой прогулки мы знали всего несколько исторических памятников, но теперь мы видим, что их гораздо больше. Оказывается, сколько сохранилось домов, построенных еще в довоенное время и в эпоху Царицына!Хотелось, чтобы люди больше интересовались своей историей, так как был отмечен такой факт, что даже люди, живущие рядом,о них совсем не знали»;«Появляется большое желание узнать историю родного города, особенно когда это можно сделать,рассматривая те места, которые сохранили практически свой первозданный вид. Получив такой стимул, мы решили сделать подобный маршрутпо Центральному району нашего города. Ведь очень захватывает узнавать историю зданий и людей, которые их создавали и жили в них, а ведь раньше мы проходили мимо»;«Выполнение задания принесломассу положительных эмоций; таких заданий в учебных заведениях должно быть как можно больше. Живявблизи исторических памятников, порой мы даже не догадываемся о их существовании»;«Думаю, что изучу еще несколько маршрутов».Думается, во многих городах найдетсяисторический материал, на основе которого можнопроводить учебноисследовательские работысо студентами,обращая внимание на важность областиих профессиональных интересов, иформируя интереск истории города и страны.
Ссылки на источники1.СитниковаО.И.Опроведении года истории на кафедре «История, культура и социология»/ Ситникова О.И.// ИзвестияВолгГТУ. Серия «Проблемы социальногуманитарного знания» . Вып.14: ВолгГТУ. –Волгоград, 2013.
№16(119). С. 120122.2.Федотова, Л.А. О новых формах патриотического воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин / Федотова Л.А., Абраменко Е.В. // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социальногуманитарного знания». Вып. 15: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2014. № 2 (129). C. 7579.