Организация эффективного управления дебиторской задолженностью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Предвечная Е. Н. Организация эффективного управления дебиторской задолженностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4376–4380. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85876.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются сущность дебиторской задолженности, ее виды, значимость управления задолженностью для финансового благополучия организаций. Особое внимание обращается на сложности в ликвидации задолженности, с которыми сталкиваются российские организации, и пути их преодоления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Предвечная Елена Николаевна, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавиреpredvechnajaelena@rambler.ru

Организация эффективного управления дебиторской задолженностью

Аннотация. В статье рассматриваются сущность дебиторской задолженности, ее виды, значимость управления задолженностью для финансового благополучия организаций. Особое внимание обращается на сложности в ликвидации задолженности, с которыми сталкиваются российские организации и пути их преодоления. Ключевые слова:дебиторская задолженность, дебитор, кредитор, взыскание, погашение, факторинг, политика управления.

Проблема неплатежеспособности предприятий в России сегодня обозначилась достаточно остров условиях нестабильности экономики. Основной причиной, приводящей предприятия к такому финансовому положению, является нарушение сроков оплаты покупателями и заказчиками счетов за поставленные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Это вынуждает хозяйствующие субъекты снижать объемы закупок, производства и, соответственно, поставок ввиду отсутствия оборотных средств. Изза нехватки денежных средств предприятияпродавцы сами вынуждены нарушать сроки оплаты, что приводит неизбежно к штрафным санкциям и увеличению расходов. Поэтому, качественная организация процесса управления дебиторской задолженностью играет заметную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятий. Грамотное управление дебиторской задолженностью имеет исключительное значение для успешного функционирования организации, поддержания ее ликвидности и исполнения принимаемых на себя финансовых и иных обязательств.Дебиторская задолженность –это суммы, причитающиеся организации от должников (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случаях, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены, не выполнены иные договорные обязательства, возникла переплата налогов и сборов, выданы денежные средства подотчет[1].В современных условиях предприятиям практически невозможно существоватьбез наличия дебиторской задолженности, и обусловлено это тем, что организациякредитор вынуждена отпускать продукцию или товары, оказывать услуги, выполнять работы на условиях последующей оплаты с целью увеличения объемов продаж, расширения рынков сбыта. Организациидебиторы охотно этим пользуются, привлекая, тем самым, в свой оборот дополнительные средства.Все без исключения организации, независимо от их организационноправовой формы, метода управления и цели деятельности сталкиваются с проблемой взыскания дебиторской задолженности. В современных условиях рыночных отношений и достаточно развитого правового института в России существует масса правомочных и эффективных способов управления дебиторской задолженностью и способов еевзыскания, несмотря на всесуществующие недостатки в законодательстве РФ о взаимоотношениях между контрагентами.Однако, отсутствие дебиторской задолженности не всегда является свидетельством соблюдения расчетноплатежной дисциплины, в некоторых случаях это означает спад объемов продаж, сокращение числа покупателей и заказчиков.Следовательно, дебиторская задолженность может считаться нормальным явлением, если она погашается в установленные договорами сроки.Текущей задолженностьюможет быть признана задолженность, которая возникаетв ходе нормального операционного цикла или будет погашена на протяжении 12ти месяцев с момента возникновения[2].Настоящие же трудности возникают, когда организация, сталкивается с возможностьювозникновенияпросроченнойдебиторскойзадолженности,вследствиеособенностей деятельности. То есть, субъект предпринимательства вынужден функционировать в условиях отсрочки платежей, когда возникает разрыв между принятием обязательств и исполнением условий договора одной из сторон. В составе текущей дебиторской задолженности принято выделять обычную, сомнительную и безнадежную задолженности [2].Подобычной(нормальной) текущей задолженностью понимают задолженность, которая погашается дебиторами в сроки, установленные договорными отношениями и относительно которой отсутствуют какиелибо сомнения в ее погашении.Сомнительной задолженностью, считается текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность в ее погашении должником.Безнадежной дебиторской задолженностью признается текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность в ее невозвращении должником либо по которой истек срок исковой давности.В соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, просроченная дебиторская задолженность не обеспеченная залогом, банковским кредитом, поручительством или удержанием имущества должника признается сомнительной, и подлежит списанию по истечению трехлетнего срока, включаясь в убыток организации. Перспектива лишиться денежных средств, вряд ли соответствует интересам кредиторов, поэтому применение эффективной политики по управлению проблемной дебиторской задолженностью, как отдельного звена в общей системе управления дебиторской задолженностью, должно иметь приоритетное значение при принятии взвешенных и продуманных управленческих решений.Предотвратить появление безнадежной дебиторской задолженности можно путем ее предупреждения, проводя грамотную политику управления.Компаративистский анализ опыта развитых зарубежных странпозволяет считать, что проблема невзысканных долгов в каждой из стран решалась с учетом специфики функционирования экономики. В целом, для зарубежной практики управления дебиторской задолженностью характерны различные меры по ее регулированию.Принято считать, что контролировать а, следовательно, и предотвращать безнадежную задолженность помогает регулярное проведение анализа дебиторской задолженности, путем ее группировки исходя из сроков возникновения, а также изучения динамики коэффициента оборачиваемости.Кроме этого используются такие инструменты как анализ состояния расчетов по каждому дебитору и каждому неоплаченному счету.Иной мерой регулирования дебиторской задолженности является работа с покупателями и заказчиками.Так, если организация занимает жесткую позицию при отборе покупателей, то ей следует предлагать более выгодные условия сотрудничества. При наличии надежного механизма взыскания дебиторской задолженности организация может предоставлять коммерческий кредит и менее надежным контрагентам.Более сложный, но и более надежный в таком случае, способ –получение векселя от покупателя.Если нужна мгновенная оплата по предъявлению, то выписывается переводной вексель на предъявителя, если нет, то переводной вексель на срок, который акцептируется покупателем или его банком [3].В частности, в США широко распространен такой механизм управления дебиторской задолженностью, как безотзывный аккредитив. Преимущество аккредитива состоит в том, что банк покупателя дает поручение банку поставщика оплатить поставленные ценности или выполненные поставщиком работы на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающегоего банка. Если у покупателя недостаточно средств на расчетном счете, то аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка. Таким образом, продавец всегда будет иметь гарантию, что оплата ценностей, выполненных работ или оказанных услуг будет выполнена.В Европе широко распространена условная продажа дебиторской задолженности, когда право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара [3].В зарубежной практике списание дебиторской задолженности может происходить не только в случае признания ее безнадежной.Так, в США компании при списании дебиторской задолженности по счетам могут передавать свою дебиторскую задолженность третьему лицу, «ликвидировав» ее таким образом и получив определенную сумму денег. Можно назвать два наиболее распространенных способа такой передачи.Первый способ –это передача дебиторской задолженности по счетам под залог. В этом случае деньги занимаются собственником дебиторской задолженности у кредитора, при этом выписывается вексель и передается под залог в качестве обеспечения дебиторская задолженность. Если владелец долга не сможет оплатить вексель к указанной дате, то право конвертации отданной под залог дебиторской задолженности в деньги переходит к кредитору.Второй способ –это продажа дебиторской задолженности по счетам. Организация может продать право на получение денег у дебитора факторинговой фирме. В этом случае кредитору следует учитывать, что придется нести дополнительные расходы, так как факторинговые компании берут за свои услуги комиссионные в размере минимум 1% от суммы приобретаемой дебиторской задолженности.Передача дебиторской задолженности факторинговой компании может производиться с регрессом или без регресса, то есть без права обратного выкупа.При продаже без регресса именно факторинговая организация берет на себя риски неполучения денег и возможных убытков.При продаже долга с регрессом продавец дебиторской задолженности гарантирует факторинговой компании оплату в случае, если дебитор отказывается или не может заплатить. В США такая передача дебиторской задолженности по счетам может отображаться как продажа или как заем. Для признания факта продаж задолженности необходимо обязательное соблюдение трех условий.Вопервых, владелец, который передает дебиторскую задолженность, должен отказаться от возможных будущих экономических выгод, связанных с ней. Вовторых, обязательство передающей стороны по условиям регресса можно оценить с достаточной степенью уверенности. И, втретьих, покупатель принимающий задолженность не может потребовать от продавца обратной покупки дебиторской задолженности.Если эти условия выполняются, то передача задолженности будет признана как продажа, если нет, то передача с регрессом считается займом, от этих тонкостей зависит отражение подобной операции в учете.Таким образом, для российских предприятий и организаций сегодня можно предложить систему предупреждения возникновения сомнительной задолженности, основанную на международном опыте и опыте отечественных компаний, нашедших прогрессивные пути решения данной проблемы.Для начала уместным будет проведение предварительных работ, которые могут осуществляться в несколько этапов. На первом этапе необходима предварительная обработка потенциальных клиентов службами безопасности организации. Для небольших организаций данные функции может исполнять сотрудник юридической службы. На втором этапе, на основании обработки результатов первого этапа, происходит выявление потенциальнойугрозы неоплаты услуг организациии оценка ее уровня. На третьем этапе разрабатываются определенные договорные отношения для разных уровней угроз, так называемые договорные оговорки, которые способны застраховать, или хотя бы нивелировать риски организации от неоплаты ееуслуг.Впоследствии, принимая во внимание риск и уровень угрозы для организации,который был установлен в ходе проведения предварительных работ, рационально использовать методы предотвращения проблемной дебиторской задолженности.В качестве методов можно назвать применение штрафных санкций, оговоренных в договорах, создающих более жесткие условия для контрагента, при неисполнении его обязательств, нежели предусмотренные Гражданским кодексом РФ и иными нормативноправовыми актами.Другим примером может служить использование залоговых гарантий и поручительств третьих лиц, а также использование специфичных форм оплаты, таких какболееширокоеприменениеаккредитивнойформыоплаты,атакже применениеавансированныхплатежей при стабильном соблюдении установленных графиков платежей (следование календарю платежей), использованиефакторинга вкачествеобеспеченияобязательств.Однако, несмотря на то, что существует значительное количество мер по предотвращению образований проблемной дебиторской задолженности, избежать ее образования для некоторых предприятий не представляется возможным. Многие организации, имея огромный юридический отдел и крепкие службы безопасности, все же сталкиваются с проблемной дебиторской задолженностью ежедневно. В случае, если проблемная дебиторская задолженность все же возникла, работа по управлению ею может бытьорганизована в несколько этапов.На первом этапе целесообразно определить причину неплатежа. Для полной проработки этого вопроса, рациональным будет сразу выявлять категорию должника, куда он должен быть помещен, исходя из уровня угрозы неплатежа. Причины неплатежа разнообразны. Можно выделить три основные группы факторов, влияющих на исполнение обязательств дебитора:Первая –это издержки документооборота, внутренние проблемы.Вторая –неплатежеспособность.Третья –преступный умысел, то есть преднамеренные неплатежи с целью уклонения от исполнения обязательств [4].Исходя из определенной группы причин неплатежей, следует разрабатывать конкретную системную политику по взысканию задолженности с конкретного дебитора. Для первой группы, в случае пропускасроков, добиться оплаты товарных или иных ценностей, оказанных услуг возможно всего лишь напоминанием сроков платежей с составлением конкретных графиков платежей и обеспечения их совершения (календарь платежей).Если же дебитор не способен оплатить услугивследствие неплатежеспособности, то необходимо рассмотреть возможности отсрочки или реструктуризации платежа. В отдельных случаях возможно применение взаимозачета, либо же взыскания задолженности в натуральном выражении. Наиболее сложная работа предстоит, если имеет место общение с последней группой должников, либо еесочетание с другими. При взыскании неплатежа, который откладывается намеренно, следует подходить с использованием неординарных инструментов. Применение услуг коллекторов наиболее оптимальный вариант. Однако он малоприменим в силу таких факторов, как неразвитость рынка. Также имеют место юридические проблемы при привлечении коллекторов, так как в таком случае приходится раскрывать информацию о дебиторе, а это часто сопровождается осложнениями в связи с необходимостью соблюдения политики конфиденциальности.В случаях невозможности привлечения коллекторов, их функциивозможно выполнять силами штатных сотрудников организации. Первоочередным действием при таком взыскании должно стать обращение в суд, с целью судебного взыскания задолженности. Следует отметить, что при обращении в суд, в исковом заявлении необходимо предусматривать меры по возможности взыскания задолженности, вплоть до ареста имущества и счетов должника. Зачастую, до процедуры банкротства основные активы компании в большинстве своем уже бывают выведены из под ееконтроля, что осложняет конкурсное производство, а в ряде случаев и вовсе делает его не возможным. Именно поэтому следует немедленно заявить суду о необходимости принятия мер по обеспечению активов должника, и осложнения возможности их увода.Кроме основных мер, указанных выше, российским предпринимателям также можно использовать ряд дополнительных мер, стимулирующих дебитора погасить долг, которые не слишком часто применяются в отечественной практике. Одной из таких мер является подача заявления в территориальное подразделение Службы судебных приставов о привлечении руководителяорганизациидолжника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности по статье 177 Уголовного кодекса Российской Федерации и/или за неисполнение решения суда по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.Подача заявления в подразделение ОБЭП о привлечении руководителя организациидебитора к уголовной ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае, если имеются доказательства, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором. Обращение с заявлением в правоохранительные органы на руководителя организациидебитора в большинстве случаев производит особый эффект, так как под угрозой уже находится не само предприятие, а непосредственный руководитель, заинтересованность которого в благополучном разрешении спора в таком случае возрастает вразы. Инициирование в отношении должника процедуры банкротства. Следует оговорить, что данная мера эффективна только в том случае, если предприятиедолжник реально ведет деятельность и имеет активы. В таком случае у собственника предприятия, при назначении конкурсного управления, возникает угроза ухода предприятия изпод контроля.Если имеется соответствующее документальное подтверждение об уклонении должника от погашения задолженности эффект могут принести публикация соответствующего материала в средствах массовой информации и/или информирование кредитных учреждений и потенциальных партнеров неплательщика о наличии «долгового инцидента». Данное обращение в средства массовой информации может иметь эффект лишь в том случае, если кредитор продолжает функционировать на рынке, имеет относительно стабильное положение и хорошую репутацию, однако текст публикации должен быть взвешен и глубоко проанализирован юридическими службами организациидляисключения возможности предъявления встречных исков.В заключение хотелось бы отметить, что предложенные для нивелирования отрицательных последствий списания дебиторской задолженности меры могут быть эффективны лишь при применении их системно, это позволит снизить уровень безнадежной задолженности и укрепить финансовуюдисциплину.

Ссылки на источники1.Списание дебиторской задолженности. Электронный ресурс. URL:http://www.GlavBukh.ru[Дата обращения 03.05.2015].2.Управление дебиторскойзадолженностью.Электронный ресурс. URL:http://www.gaap.ru[Дата обращения 29.04.2015].3.СоколовЯ.В.,БутынецФ.Ф.,ГорецкаяЛ.Л.,ПанковД.А.Бухгалтерскийучетвзарубежныхстранах.

[Электронный ресурс] URL:http://www.noreply@biblioclub.ru[дата обращения 01.05.2015].4. Зенькович Р.В. Управление просроченной дебиторской задолженностью в организации. // Сборник статей Всероссийской НПК «Современное российское общество: концепты и проблемы позиционирования и развития». М.: ООО «Планета», 2011. 400с.