Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности в начальной школе
Выпуск:
ART 85899
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ягнова
О.
Ю.,
Королева
Н.
С. Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4491–4495. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85899.htm.
Аннотация. В статье рассматривается опыт педагогического колледжа по внедрению здоровьесберегающих программ в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Предложены педагогические условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Приводятся результаты эксперимента, организованного в школах г.Казани.
Ключевые слова:
начальная школа, работоспособность, эмоциональное состояние, здоровьесберегающие программы, адаптация к условиям обучения
Текст статьи
Ягнова Ольга Юрьевна,преподаватель ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», г. Казаньyagnova@rambler.ru
Королева Наталья Сергеевна,преподаватель ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», г. Казаньkoroleva.kns@yandex.ru
Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности
в начальной школе
Аннотация.В статье рассматривается опыт педагогического колледжа по внедрению здоровьесберегающих программ в учебновоспитательный процесс начальной школы. Предложены педагогические условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.Приводятся результаты эксперимента, организованного в школах г.Казани. Ключевые слова: начальная школа, здоровьесберегающие программы, адаптация к условиямобучения, работоспособность, эмоциональное состояние.
Современная государственная политика в области сохранения здоровья детей ставит передсистемой образования задачи охраны здоровья и профилактики заболеваний среди учащихся. Эти задачи требуют оптимизации педагогического процесса, так как школьная среда является основой формирования не только личности, но и жизненных привычек, культуры здоровьяобучающихся.Реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений в направлении формирования здоровогообразажизнишкольников может способствовать программа оздоровительных занятий «Тропинки здоровья», разработанная Казанским педагогическим колледжем и экспериментально апробированная в начальных классах общеобразовательных школ города. Внедрение в учебновоспитательный процесс даннойпрограммыпредставляется своевременной и необходимой инициативой в связи с переходомсистемы образования на федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования,ориентированныйна становление выпускника, одной из характеристик которого является выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1].Выбор младших школьников как целевой группы обусловлен так же следующим обстоятельством. Младший школьный возраст относится к критическим периодам развития, кроме того он осложняется необходимостью адаптации ребенка к новым условиям социальной среды, связанным с началом обучения в школе. Учеба,сопровождающаясявысокой интенсивностью труда, требует значительного напряжения организма. Это в свою очередь может привести к развитию дезадаптационных состояний школьника и возникновению различных заболеваний. В этой связи программа «Тропинки здоровья», предложенная нами для внедрения в начальную школу,может иметь адаптационное значение.Программа отличается комплексным, системным подходом к здоровьесбережению. Здоровье рассматривается в единстве физического, психического, духовного и социального компонентов. Соответственно на занятиях создаются условия для гармоничного психического, духовнонравственного и физического совершенствования детей, раскрытие внутренних ресурсов личности, развитие адаптивных качеств.
Основное содержание программы:получение начальных сведений о здоровье,способах его сохранения и укрепления;выработкаповеденческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье; формирование самосознания, позитивного отношения к себе;формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Структура построения занятий отличается сохранностью этапов, благодаря чему легко воспринимается логика проведения занятий и даже начинающий преподаватель сможет быстро освоить предлагаемую методику.Вводная часть содержит игрыразминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются энергизаторы и активаторы, имитационные, кинезиологические упражнения. Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику.Данные методы содействуют правильному физическому развитию детского организма, повышают умственную и физическую работоспособность, тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое.Обучение детей физическим упражнениям, зрительной дыхательной ипальчиковой гимнастике, помогающимснять нервнопсихическое напряжение приобретает еще большее значение в современных условиях интенсивной компьютеризации всех сфер жизни человека. Элементы сенситивного и коммуникативного тренинга,включенные в структуру каждого занятия,содействуют успешной социализации младших школьников, активно формируют коммуникативную культуру, тренируют произвольность в управлении поведением, служат для постановки уверенности в себе, развивают лидерские качества.
Апробация программы «Тропинки здоровья» осуществлялась на базе 46 общеобразовательных школг.Казанив течение одного учебного года.Экспериментальная группа составила 3500учащихся первых классов начальной школы. Количество классов, принимавших участие в эксперименте –141.
Программа включает 30 занятий, продолжительностью 3540 минут. Занятия проводились в комбинированной форме:часть материала применяласьво внеклассной работе, другая была интегрирована в содержание базовых учебных курсов, распорядокдня. Данная программа гармонично вписалась в режим работы начальной школы с учетом ежедневной организации динамической перемены, группы продленного дня.Оценка результативности программы проводилась методом сравнительного анализапо следующим критериям: степень адаптации к условиям обучения, особенности эмоционального отношения к школе, сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Используемые методыдиагностики: проективный тест «Домики», автор О.А.Орехова [1]; структурированное интервью, авторы О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов [2]; анкета «Что я знаю о здоровье?» авторы О.Ю.Ягнова, Н.С. Королева и др.Для общей оценки уровня адаптации учащихся к школе были изучены качественные показатели, характеризующие работоспособность школьников. Сравнение данных констатирующего и контрольного этапа эксперимента отражено в таблице 1. Анализ показывает, что количество детей с оптимальной работоспособностью в экспериментальных группах к концу годаснизилось на 1,5%, тогда как в контрольных на 14,1%.Количество детей с компенсируемым состоянием усталости в экспериментальных группах снизилосьна 4,1%, а в контрольных увеличилосьна 11,6%. Количество детей группы риска (с хроническим переутомлением и перевозбуждением) увеличилосьи в экспериментальных, и в контрольных классах.Таблица 1Распределение учащихся экспериментальных и контрольных групп в зависимости от особенностей работоспособности
Особенности работоспособности учащихсяКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапКонтрольный этапконстатирующий этапКонтрольный этапОптимальная работоспособность69,668,172,758,6Компенсируемое состояние усталости27,923,822,634,2Хроническое переутомление1,43,31,62,4Перевозбуждение, предел возможностей1,14,83,14,8
С целью оценки особенностей эмоционального отношения учащихся к школе получены показатели эмоционального компонента адаптации, отражающие устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. На контрольном этапе эмоциональное состояние в норме у 70% детей в экспериментальных группах и у 56% в контрольных. В экспериментальных группах наблюдается явная положительная динамика: увеличение числа детей с благоприятным эмоциональным фоном на 22,1% (таблица 2).Таблица 2Распределение учащихся экспериментальных и контрольных групп в зависимости от эмоционального состояния
Устойчивый эмоциональный фонКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапконтрольный этапконстатирующий этапконтрольный этапНорма47,970,052,456,0Отрицательный52,130,047,644,0
Однакозначительное число детей часто испытывают отрицательные эмоции в связи с наличием проблем, которые не могут решить самостоятельно. Таких детей в экспериментальных группах 30%, в контрольных 44%. Наличие нерешенных проблем у детей может определяться особенностями социальных эмоций: отношением ребенка к себе, школьной деятельности, учителю, одноклассникам. Выявленное проведенными исследованиями процентное соотношение проблем в сфере социальных эмоций приводится в таблице 3.На контрольном этапе эксперимента и в экспериментальных и в контрольных группах положительная динамика в сфере таких социальных эмоций как: отношение к себе, к учителю, с одноклассниками и отношение к себе в новом социальном статусе. Динамика в сфере социальных эмоций «отношение к учению» имеет разный вектор: падение в экспериментальных группах и подъем в контрольных. Это означает, что отношение детей к учебной деятельности улучшилось у 3,1% детей в экспериментальных группах и, наоборот, ухудшилось у 7,6% детей в контрольных группах.Таблица 3Соотношение проблем в сфере социальных эмоций школьников
Сферы социальных эмоцийКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапконтрольный этапконстатирующий этапконтрольный этапОтношение к себе6,85,07,84,0Отношение к учению45,942,838,946,5Отношение к учителю18,212,215,08,7Отношения с одноклассниками19,412,019,48,9Отношение к себе в новом социальном статусе52,246,542,040,5
Чтобы определить сформированность когнитивной составляющей здорового образа жизни, а именно представлений о здоровье и здоровом образе жизни, использовались структурированное интервью и анкетирование.
Структурированное интервью проводилось индивидуально по двум вопросам: «Что приносит тебе радость?» и «Что тебе нужно чтобы почувствовать себя здоровым?» Опрос показал, что положительный эмоциональный настрой, хорошее самочувствие зависит у детей:от внутриличностных факторов, связанных с различными видами деятельности, собственнымидостижениями;от внешних факторов, т.е. внешних материальных и нематериальных подкреплений (подарков, сюрпризов, похвалы родителей, хороших оценок).Исследования показалипозитивные изменения в соотношении данных факторов, а именно увеличениезависимостиот внутренних и уменьшение от внешних.Так, положительный эмоциональный настрой, хорошее самочувствие зависит от внутриличностных факторов, связанных с активным образом жизни, различными видами деятельности, собственными достижениями у 33,85% детей на констатирующем этапе и 42% на контрольном. В контрольных группах изменений по данному критерию не произошло.На прежнем уровне остались показатели зависимости от позитивных эмоций, переживаемых значимыми другими («когда маме хорошо», «когда со мной играют», «когда мама дома», «когда папасо мной играет»); а так же радость по принципу «от противного», такого как отсутствие наказаний, конфликтов, запрещающих действий(«когда меня не ругают», «когда мне не запрещают»).Интересно, что на констатирующем этапе не смогли ответить на данные вопросы 7,0% испытуемых, а на контрольном этапе эксперимента таких детей не было.Анкета «Что я знаю о здоровье» разработана в соответствии с содержанием программы «Тропинки здоровья» и представляет особый интерес в рамках ее апробации. Анализ полученных данных показывает следующие изменения представлений школьников о способах укрепления здоровья:
имеют знания о способах сохранения здоровья на констатирующем этапе 5,73% испытуемых в экспериментальных группах и 9,7% вконтрольных, на контрольном 10,8% в экспериментальных группах и 9,7% в контрольных. Данная группа детей отвечает аргументировано, приводит в пример несколько способов сохранения здоровья.
имеют отрывочные знания о сохранении здоровья на констатирующемэтапе 59,71% детей в экспериментальных группах и 58,01% в контрольных. На контрольном этапе –73,67% и 66,3% соответственно.
не знают, как можно сохранить здоровье, на констатирующем этапе –34,53% испытуемых в экспериментальных группах и 32,26 % вконтрольных. На контрольном этапе эксперимента 19% детей в экспериментальных и 24% в контрольных группах.В целом результаты проведенных исследований показывают позитивные изменения заявленных показателей в экспериментальных классах, что свидетельствует об эффективности апробируемой программы и возможности внедрения ее в образовательный процесс начальной школы.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 29.03.2015).2.Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О.А.Орехова СПб.: Речь, 2002. 3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов М.: «Академия», 2001.
Королева Наталья Сергеевна,преподаватель ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», г. Казаньkoroleva.kns@yandex.ru
Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности
в начальной школе
Аннотация.В статье рассматривается опыт педагогического колледжа по внедрению здоровьесберегающих программ в учебновоспитательный процесс начальной школы. Предложены педагогические условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.Приводятся результаты эксперимента, организованного в школах г.Казани. Ключевые слова: начальная школа, здоровьесберегающие программы, адаптация к условиямобучения, работоспособность, эмоциональное состояние.
Современная государственная политика в области сохранения здоровья детей ставит передсистемой образования задачи охраны здоровья и профилактики заболеваний среди учащихся. Эти задачи требуют оптимизации педагогического процесса, так как школьная среда является основой формирования не только личности, но и жизненных привычек, культуры здоровьяобучающихся.Реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений в направлении формирования здоровогообразажизнишкольников может способствовать программа оздоровительных занятий «Тропинки здоровья», разработанная Казанским педагогическим колледжем и экспериментально апробированная в начальных классах общеобразовательных школ города. Внедрение в учебновоспитательный процесс даннойпрограммыпредставляется своевременной и необходимой инициативой в связи с переходомсистемы образования на федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования,ориентированныйна становление выпускника, одной из характеристик которого является выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1].Выбор младших школьников как целевой группы обусловлен так же следующим обстоятельством. Младший школьный возраст относится к критическим периодам развития, кроме того он осложняется необходимостью адаптации ребенка к новым условиям социальной среды, связанным с началом обучения в школе. Учеба,сопровождающаясявысокой интенсивностью труда, требует значительного напряжения организма. Это в свою очередь может привести к развитию дезадаптационных состояний школьника и возникновению различных заболеваний. В этой связи программа «Тропинки здоровья», предложенная нами для внедрения в начальную школу,может иметь адаптационное значение.Программа отличается комплексным, системным подходом к здоровьесбережению. Здоровье рассматривается в единстве физического, психического, духовного и социального компонентов. Соответственно на занятиях создаются условия для гармоничного психического, духовнонравственного и физического совершенствования детей, раскрытие внутренних ресурсов личности, развитие адаптивных качеств.
Основное содержание программы:получение начальных сведений о здоровье,способах его сохранения и укрепления;выработкаповеденческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье; формирование самосознания, позитивного отношения к себе;формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Структура построения занятий отличается сохранностью этапов, благодаря чему легко воспринимается логика проведения занятий и даже начинающий преподаватель сможет быстро освоить предлагаемую методику.Вводная часть содержит игрыразминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются энергизаторы и активаторы, имитационные, кинезиологические упражнения. Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику.Данные методы содействуют правильному физическому развитию детского организма, повышают умственную и физическую работоспособность, тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое.Обучение детей физическим упражнениям, зрительной дыхательной ипальчиковой гимнастике, помогающимснять нервнопсихическое напряжение приобретает еще большее значение в современных условиях интенсивной компьютеризации всех сфер жизни человека. Элементы сенситивного и коммуникативного тренинга,включенные в структуру каждого занятия,содействуют успешной социализации младших школьников, активно формируют коммуникативную культуру, тренируют произвольность в управлении поведением, служат для постановки уверенности в себе, развивают лидерские качества.
Апробация программы «Тропинки здоровья» осуществлялась на базе 46 общеобразовательных школг.Казанив течение одного учебного года.Экспериментальная группа составила 3500учащихся первых классов начальной школы. Количество классов, принимавших участие в эксперименте –141.
Программа включает 30 занятий, продолжительностью 3540 минут. Занятия проводились в комбинированной форме:часть материала применяласьво внеклассной работе, другая была интегрирована в содержание базовых учебных курсов, распорядокдня. Данная программа гармонично вписалась в режим работы начальной школы с учетом ежедневной организации динамической перемены, группы продленного дня.Оценка результативности программы проводилась методом сравнительного анализапо следующим критериям: степень адаптации к условиям обучения, особенности эмоционального отношения к школе, сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Используемые методыдиагностики: проективный тест «Домики», автор О.А.Орехова [1]; структурированное интервью, авторы О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов [2]; анкета «Что я знаю о здоровье?» авторы О.Ю.Ягнова, Н.С. Королева и др.Для общей оценки уровня адаптации учащихся к школе были изучены качественные показатели, характеризующие работоспособность школьников. Сравнение данных констатирующего и контрольного этапа эксперимента отражено в таблице 1. Анализ показывает, что количество детей с оптимальной работоспособностью в экспериментальных группах к концу годаснизилось на 1,5%, тогда как в контрольных на 14,1%.Количество детей с компенсируемым состоянием усталости в экспериментальных группах снизилосьна 4,1%, а в контрольных увеличилосьна 11,6%. Количество детей группы риска (с хроническим переутомлением и перевозбуждением) увеличилосьи в экспериментальных, и в контрольных классах.Таблица 1Распределение учащихся экспериментальных и контрольных групп в зависимости от особенностей работоспособности
Особенности работоспособности учащихсяКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапКонтрольный этапконстатирующий этапКонтрольный этапОптимальная работоспособность69,668,172,758,6Компенсируемое состояние усталости27,923,822,634,2Хроническое переутомление1,43,31,62,4Перевозбуждение, предел возможностей1,14,83,14,8
С целью оценки особенностей эмоционального отношения учащихся к школе получены показатели эмоционального компонента адаптации, отражающие устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. На контрольном этапе эмоциональное состояние в норме у 70% детей в экспериментальных группах и у 56% в контрольных. В экспериментальных группах наблюдается явная положительная динамика: увеличение числа детей с благоприятным эмоциональным фоном на 22,1% (таблица 2).Таблица 2Распределение учащихся экспериментальных и контрольных групп в зависимости от эмоционального состояния
Устойчивый эмоциональный фонКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапконтрольный этапконстатирующий этапконтрольный этапНорма47,970,052,456,0Отрицательный52,130,047,644,0
Однакозначительное число детей часто испытывают отрицательные эмоции в связи с наличием проблем, которые не могут решить самостоятельно. Таких детей в экспериментальных группах 30%, в контрольных 44%. Наличие нерешенных проблем у детей может определяться особенностями социальных эмоций: отношением ребенка к себе, школьной деятельности, учителю, одноклассникам. Выявленное проведенными исследованиями процентное соотношение проблем в сфере социальных эмоций приводится в таблице 3.На контрольном этапе эксперимента и в экспериментальных и в контрольных группах положительная динамика в сфере таких социальных эмоций как: отношение к себе, к учителю, с одноклассниками и отношение к себе в новом социальном статусе. Динамика в сфере социальных эмоций «отношение к учению» имеет разный вектор: падение в экспериментальных группах и подъем в контрольных. Это означает, что отношение детей к учебной деятельности улучшилось у 3,1% детей в экспериментальных группах и, наоборот, ухудшилось у 7,6% детей в контрольных группах.Таблица 3Соотношение проблем в сфере социальных эмоций школьников
Сферы социальных эмоцийКоличество учащихся экспериментальных групп, (%)Количество учащихся контрольных групп, (%)констатирующий этапконтрольный этапконстатирующий этапконтрольный этапОтношение к себе6,85,07,84,0Отношение к учению45,942,838,946,5Отношение к учителю18,212,215,08,7Отношения с одноклассниками19,412,019,48,9Отношение к себе в новом социальном статусе52,246,542,040,5
Чтобы определить сформированность когнитивной составляющей здорового образа жизни, а именно представлений о здоровье и здоровом образе жизни, использовались структурированное интервью и анкетирование.
Структурированное интервью проводилось индивидуально по двум вопросам: «Что приносит тебе радость?» и «Что тебе нужно чтобы почувствовать себя здоровым?» Опрос показал, что положительный эмоциональный настрой, хорошее самочувствие зависит у детей:от внутриличностных факторов, связанных с различными видами деятельности, собственнымидостижениями;от внешних факторов, т.е. внешних материальных и нематериальных подкреплений (подарков, сюрпризов, похвалы родителей, хороших оценок).Исследования показалипозитивные изменения в соотношении данных факторов, а именно увеличениезависимостиот внутренних и уменьшение от внешних.Так, положительный эмоциональный настрой, хорошее самочувствие зависит от внутриличностных факторов, связанных с активным образом жизни, различными видами деятельности, собственными достижениями у 33,85% детей на констатирующем этапе и 42% на контрольном. В контрольных группах изменений по данному критерию не произошло.На прежнем уровне остались показатели зависимости от позитивных эмоций, переживаемых значимыми другими («когда маме хорошо», «когда со мной играют», «когда мама дома», «когда папасо мной играет»); а так же радость по принципу «от противного», такого как отсутствие наказаний, конфликтов, запрещающих действий(«когда меня не ругают», «когда мне не запрещают»).Интересно, что на констатирующем этапе не смогли ответить на данные вопросы 7,0% испытуемых, а на контрольном этапе эксперимента таких детей не было.Анкета «Что я знаю о здоровье» разработана в соответствии с содержанием программы «Тропинки здоровья» и представляет особый интерес в рамках ее апробации. Анализ полученных данных показывает следующие изменения представлений школьников о способах укрепления здоровья:
имеют знания о способах сохранения здоровья на констатирующем этапе 5,73% испытуемых в экспериментальных группах и 9,7% вконтрольных, на контрольном 10,8% в экспериментальных группах и 9,7% в контрольных. Данная группа детей отвечает аргументировано, приводит в пример несколько способов сохранения здоровья.
имеют отрывочные знания о сохранении здоровья на констатирующемэтапе 59,71% детей в экспериментальных группах и 58,01% в контрольных. На контрольном этапе –73,67% и 66,3% соответственно.
не знают, как можно сохранить здоровье, на констатирующем этапе –34,53% испытуемых в экспериментальных группах и 32,26 % вконтрольных. На контрольном этапе эксперимента 19% детей в экспериментальных и 24% в контрольных группах.В целом результаты проведенных исследований показывают позитивные изменения заявленных показателей в экспериментальных классах, что свидетельствует об эффективности апробируемой программы и возможности внедрения ее в образовательный процесс начальной школы.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 29.03.2015).2.Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О.А.Орехова СПб.: Речь, 2002. 3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов М.: «Академия», 2001.