Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дунаева О. В., Ерыкалова Т. А., Егорова Н. А. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85904.htm.
Аннотация. В статье раскрываются основные направления социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, особое внимание уделено вопросам ранней профориентации, описывается опыт реализации профориентационного проекта, сделаны выводы о необходимости приобщения детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека уже на ступени дошкольного детства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дунаева Ольга Владимировна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», город Череповецdunya1983@mail.ru

Егорова Наталия Анатольевна,Педагогпсихолог МБДОУ «Детский сад №5», город Череповецregorovanatalija@rambler.ru

Ерыкалова Татьяна Алексеевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», город Череповецrigic007@mail.ru

Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

Аннотация.Встатье раскрываются основные направления социальнокоммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, особое внимание уделено вопросам ранней профориентации, описывается опыт реализации профориентационного проекта, сделаны выводы о необходимости приобщения детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека уже на ступени дошкольного детства.Ключевые слова:социальнокоммуникативное развитие, ранняя профориентация, профориентационный проект.

Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Социальнокоммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Основные цели и задачисоциально –коммуникативного развития.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.4. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.5. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.6. Воспитание культурногигиенических навыков.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).8. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.9. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.10. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил [1].Таким образом, социальнокоммуникативное развитиедетей дошкольного возраставключает в себя:1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста –игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях;3) развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности;4) патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовнонравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народуВажными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых.С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «Калейдоскоп профессий». Проект долгосрочный, практикоориентированный, в проекте участвовали дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, сотрудники ДОУ.Цель проекта

формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека. Цель конкретизирована в задачах. Дети:1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, социальные партнеры).2. Знакомить детей с трудом различных профессий ( место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда)3.Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд –это основа жизни.4. Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда и результатам их деятельности.Педагоги:1.Создать условия в ДОУ для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста.2.Разработать методическое обеспечение по профориентационной работе с дошкольниками.Родители:1.Активизировать родителей для совместного участия в проекте.В нашем дошкольном учреждении был проведен мониторинг для выявления уровня знаний о профессиях у детей, а так же уровня оказанного внимания теме в образовательном процессе родителями и педагогами детского сада.В результате мониторинга, проведенного в октябре 2014 года, были выявлены следующие проблемы:1.Большинство детей знают только профессии тех, кто принимает непосредственное участие в образовательной деятельности ДОУ или обеспечивает режимные моменты.2.20 % детей не смогли назвать профессии родителей, а 38% процентов воспитанников не знают, чем занимаются на работе их родители.3.Среди причин, по которым необходимо работать родителям, 76 % дошкольников выделяют материальные и только 24% общественнозначимые причины.4.Большинство детей мечтают стать врачами, учителями, ветеринарами, полицейскими, военными. Отсутствует разнообразие в выборе профессий. Дети не называют специальности, которые наиболее часто встречаются в нашем городе.5.Родители заинтересованы в проведении в ДОУ профориентационной работы, но сами не стремятся проявлять активность.На первом этапе реализации проекта нами были определены цели и задачи проекта, начатсбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели проекта, приступили к изготовлению дидактических игр и пособий.На практике в учреждении и дома в ходе реализацииосновной части проекта взрослые использовали разнообразные формы и методы работы с детьми по профориентации: экскурсиинаблюдения, рассказы взрослых, непосредственно образовательная деятельность,праздники и развлечения, самостоятельная художественно –творческая деятельность, чтение художественной литературы, дидактических и сюжетноролевых игр в тематических уголках, подбор песен о разных профессиях, организация традиций «Сладкий час», «Встреча с интересным человеком» по образовательной программе ДОУ[2].Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре как основному виду деятельности дошкольников, созданию атрибутов для организации сюжетноролевых игр, отражающих наиболее значимые профессии для города Череповца: металлургические и строительные профессии, специальности работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города.Особенностью нашего проекта стало модульное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.В основе планирования работы по профориентации дошкольников заложены следующие принципы:1.Работа по ознакомлению детей с профессиями разделена на модули. Каждый модуль посвящен определенному классу профессий.2. Учитывалось календарнотематическое планирование, которое имеется в дошкольном учреждении. 3. Учитывался принцип событийностии календарности. Например, знакомство детей с мужественными профессиями было приближено к празднику 23 февраля.4 .Использовались формы работы, которые не требовали финансовых затрат (отсутствие платных экскурсий).5.Учитывалось выгодное местоположение дошкольного учреждения центр города, что способствовало организации разнообразных экскурсий. Были предложены следующие модули: «Наш любимый детский сад», «Профессии наших родителей», «Профессии с мужским характером», «Транспортные профессии», «Череповец город металлургов и строителей», «Творческие профессии».На итоговом этапе были подведены итоги, проведен мониторинг, проанализирована эффективность работы.Результатами проекта ДОУ стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой ДОУ; презентация проекта родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Профессии детского сада»; конкурс презентаций «Лучшая профессия»; оформление «Книги профессий».У детей наблюдается интерес к трудовой деятельности взрослых, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. Отображают знания в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетноролевых играх.Анализ результатов повторного исследования позволил сделать вывод о том, что:

большинство детей (94%)называют профессии родителей, 86% детей знают чем занимаются родители на работе икакую пользу приносят обществу;

дети называют профессии тех, кто работает в детском саду (85%) изнают в чем состоит их работа;

расширились представления детей о различных и редких профессиях. Некоторые дети мечтают выбрать профессии родителей. Например, ребенок говорит: « Я хочу стать инженером, какпапа. Буду работать на заводе»;

дошкольники осознали не только материальные, но и общественно значимые причины труда;

удетей повысился интерес к данной теме ( выбор сюжетноролевых игр ,вопросы детейк взрослым, беседы);

произошло обновление развивающей предметнопространственной среды в соответствии современных требований;

разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с профессиями.

повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме.Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Ссылки на источники1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —СПб. : ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. —214 с.2. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. М.:ТЦ Сфера, 2014. 80 с.