Дидактическая система принципов обучения на основе информационных технологий в вузах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калашникова Л. В., Мельникова Е. Н. Дидактическая система принципов обучения на основе информационных технологий в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4511–4515. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85903.htm.
Аннотация. Концептуальные основы обучения, представление о сущности, целях, структуре, движущих силах и закономерностях обучения должны найти применение в практической педагогической деятельности, послужить основой для проектирования образовательного процесса и его реализации. Дидактическая система принципов обучения отражает их общую гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса, средства и способы педагогического руководства и учебного познания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калашникова Лариса Валерьевна,Старший преподаватель кафедры МиЕНД НОУ ВПО «НИЭУП», г. Невинномысскlarisa17_07@mail.ru

Мельникова Елена Николаевна,Кандидат педагогических наук, декан ФИТ НОУ ВПО «НИЭУП», г. Невинномысск_melena77_@mail.ru

Дидактическая система принципов обучения на основе информационных технологий в ВУЗах

Аннотация. Концептуальные основы обучения, представление о сущности, целях, структуре, движущихсилах и закономерностях обучения должны найти применение в практической педагогической деятельности, послужить основой для проектирования образовательного процесса и его реализации. Дидактическая система принципов обучения отражает их общую гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса, средства и способы педагогического руководства и учебного познания.Ключевые слова: концептуальные основы обучения;представление о сущности, целях, структуре, движущих силах и закономерностях обучения;дидактическая система принципов обучения; новые информационные технологии; дистанционного образования; принципы новых информационных технологий; содержание обучения.

Любая образовательная система строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения. Структура научнометодологического сопровождения информатизации образования в вузах должна строиться на соответствующих концептуальных основах, элементы которых представлены на следующей схеме(Таб. 1).Таблица 1Концептуальные основы информатизации образовательной системы

Сущность, цели, содержание и проблемы информатизации образованияНаправления и этапы информатизации образованияДидактическая система принципов обученияПоказатели и критерии информатизации образованияИнформационные средства и технологии обученияМетодология оценки эффективности информатизацииДидактические методы обучения на основе НИТ и ДОВсестороннее обеспечение информатизации образования(правовое, научнометодическое, психологическое, техническое, программное)Практические рекомендации по повышению дидактической эффективности новых информационных технологий и дистанционных форм обучения

При этом необходимо отметить, что образовательный процесс в вузах как отдельный вид учебновоспитательного процесса отличается специфическими особенностями и условиями становления личности, что накладывает большой отпечаток на его организацию. Опыт работы в вузе показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, систематически и напряженно трудиться, активно используя новые информационные технологии и дистанционное образование

в течение семестра. На решение этих проблем направлены концептуальные основы информатизации обучениякак средство формирования у студентов познавательной активности в течение всего периода обучения.

При определении содержания обучения в условиях активного внедрения в образовательный процесс НИТ (новых информационных технологий) и ДО (дистанционного образования) необходимо учитывать повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов.Концептуальные основы обучения, представление о сущности, целях, структуре, движущих силах и закономерностях обучения должны найти применение в практической педагогической деятельности, послужить основой для проектированияобразовательного процесса и его реализации. Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служит дидактическая система принципов обучения[1].

Рис.1.Дидактическая система принципов обучения

Дидактическая система принципов обучения отражает их общую гуманистическую направленность, ориентацию на воспитывающиеи развивающие цели, регулирует систему осуществления и конструирования педагогического процесса, способы и средствапедагогического руководства и учебного познания.Рассмотрим принципы обучения:1. Системообразующие принципы:принцип развивающего и воспитывающего обучения;принцип фундаментальности и профессиональной направленности обучения;принцип социокультурного соответствия.2. Принципы, раскрывающие цели, сущность и содержание обучения:принцип научности и связи теории с практикой;принципсистематичности и последовательности.3. Принципы, характеризующие внутренние условия овладения знаниями:принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых;принцип доступности;принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками;принцип рационального сочетания коллективной познавательной деятельности с индивидуальным подходом в обучении;принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью;принцип положительной мотивации обучения. 4. Принципы, присущие новым информационным технологиям обучения:принцип гуманистичности;принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса с использованием НИТ;принцип педагогической целесообразности применения НИТ;принцип выбора содержания образования;принцип обеспечения безопасности информации;принцип стартового уровня образования;принцип соответствия технологий обучения современным Дидактическая система принципов обученияСистемообразующие принципыПринципы, раскрывающие цели, сущность и содержание обученияПринципы, характеризующие внутренние условия овладения знаниямиПринципы, присущие новым информационным технологиям обученияобразовательным моделям;принцип мобильности обучения;принцип неантагонистичности НИТ существующим образовательным технологиям.Как и любая система, система принципов обучения должна обладать такими интегративными чертами, которыми не обладают ее элементы в отдельности. В контексте рассматриваемой проблемы представляется, что такими чертами являются гармоничность, целесообразность и эффективность обучения, открытость для нового содержания и новых технологий[2].Рассмотрим подробно принципы, присущие НИТ. Таблица 2ПринципыНИТ

Принципы, присущие новым информационным технологиям обучения12

3456789принцип гуманистичности;принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса с использованием НИТ.принцип педагогической целесообразности применения НИТ;принцип выбора содержания образования;принцип обеспечения безопасности информации;принцип стартового уровня образования;принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям;принцип мобильности обучения;принцип неантагонистичности НИТ существующим образовательным технологиям.

1. Принцип гуманистичности обучения является определяющим в современной образовательной системе на основе НИТ. Его сущность заключается в обращенности образовательного процесса к личности и создании максимально благоприятных условий для овладенияобучаемыми социально накопленным опытом, предоставлении им широких возможностей для всестороннего развития, проявления самостоятельности и творческой активности, индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных качеств. При внедрении современных информационнопедагогических технологий обучения вобразовательный процесс преподаватели и обучаемые становятся активными участниками совместной познавательной деятельности; преподаватель перестает выступать перед обучаемыми в качестве источника первичной информации, а превращается в посредника, который облегчает обучаемым получение необходимых знаний, умений и навыков, адекватныхих перцептивным возможностям.2. Принципприоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса с использованием НИТ–это проектирование современныхинформационнопедагогических технологий необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которыепредполагается реализовывать.3. Принцип педагогической целесообразности применения НИТ требует педагогической оценки эффективности каждого этапа проектирования и внедрения НИТ в образовательный процесс. Следовательно, на первый план необходимо ставить не внедрение компьютерных и телекоммуникационных средств, а соответствующее содержательное наполнение компьютерных обучающих программ, авторских курсов ДО идругих образовательных услуг.4. Принцип выбора содержания образования в современных образовательных системах с активным использованием НИТ предполагает, что многообразие форм и содержания, возможность выбора из множества предлагаемых вариантов с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов обучаемого должныне только соответствовать нормативным требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ, но и обеспечить единство образовательного пространства, непрерывность образования и поступательное движение к открытой образовательной системе, реализующей личностноориентированный подход в подготовке высококлассных специалистов для информационного общества. 5. Принцип обеспечения безопасности информации предусматривает соответствующие организационные и технические способы безопасных и конфиденциальных хранения, передачи и обработки информации, используемой в информационнопедагогических системах с различным уровнем внедрения НИТ.6. Принцип стартового уровня образования определяет минимальный уровень знаний, умений и навыков обучаемого, необходимый для эффективного обучения с использованием НИТ. То есть обучаемый должен быть знаком с научными основами самостоятельной познавательной деятельности, обладать определенными навыками владения компьютерными и телекоммуникационными средствами и т. д.7. Принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям предполагает, что НИТ должны быть адекватны современным образовательным моделям. Дидактическая эффективность НИТ может бытьв значительной мере снижена, если увлечение преподавателей компьютерными и телекоммуникационными средствами превратится в самоцель и потеряется чувство меры. Высокая информационная емкость НИТ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации, так как превышение оптимальной скорости переработки информации обучаемым неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала. 8. Принцип мобильности обучения заключается в создании информационных сетей, баз данных и банков знаний, позволяющих обучаемому дополнять свою образовательную программу при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.9. Принцип неантагонистичности НИТ существующим образовательным технологиям подразумевает, что необходимый педагогический эффект может быть достигнут при условии, если создаваемыеи внедряемые в образовательный процесс НИТ не станут инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественнымобразом интегрированы в него.Не претендуя на полноту и законченность предлагаемой системы принципов, необходимо отметить, что ее можно использовать для разработки методов преподавания с применением различных компьютерных и коммуникационных средств и определения на этой основе требований к информационнопедагогическим технологиям,организации и обеспечению высокой эффективности дидактической системы обучения.Определяя содержание обучения в условиях активного внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий(НИТ) и дистанционного образования(ДО), между студентами и преподавательским составом,целесообразно провести анкетирование на использованиепринципов, присущие НИТдля модернизации образовательного процесса (Таб. 3).Таблица 3Анкета «Использование принципов, присущихНИТ»

Принцип гуманистичности обученияобращенность образовательного процесса к личности

создании максимально благоприятных условий для овладения опытом

предоставлении им широких возможностей для всестороннего развития

проявление самостоятельности

проявление творческой активности

проявление индивидуальности

проявление высоких нравственных качеств

проявление интеллектуальных качеств

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса с использованием НИТразработка теоретических концепций

создание дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовывать

Принцип педагогической целесообразности применения НИТвнедрение компьютерных средств

телекоммуникационных средств

наполнение компьютерных обучающих программ

авторских курсов ДО

других образовательных услуг

Принцип выбора содержания образованияучитывать индивидуальные особенности

учитывать возможности обучаемого

учитывать интересы обучаемого

Принцип обеспечения безопасности информациииспользовать организационные способы безопасных и конфиденциальных хранения, передачи и обработки информации

использоватьтехнические способы безопасных и конфиденциальных хранения, передачи и обработки информации

Принцип стартового уровня образованияпредварительное знакомство с научными основами самостоятельной познавательной деятельности

предварительное знакомство с определенными навыками владения компьютерными и телекоммуникационными средствами

Принцип соответствия технологийобучения современным образовательным моделямумеренное использование компьютерных и телекоммуникационных средств

усиленное использование компьютерных и телекоммуникационных средств

Принцип мобильности обучениясоздание информационных сетей

создание баз данных

создание банков знаний

Принцип неантагонистичности НИТ существующим образовательным технологиямвнедрение в образовательный процесс НИТ

Анализ работ показывает, что обучение на основе информационных технологий способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у студентов навыки самоконтроля, требовательности к себе, стимулирует самостоятельную систематическую работу, а также помогает выявить сильных и способных студентов.Рассмотрим динамику зависимости увеличениякачества знанийот использования новых информационных технологий в образовательном процессе на примере НОУ ВПО «НИЭУП» (Таб. 4).При увеличении использования принципов, присущих НИТ в учебном процессе в «НИЭУП»растёт качество знанийстудентов(Рис. 2).Таблица 4Качество знаний студентов НИУП по направлениям подготовки

№Направление подготовкиКачество знаний (%)2012201320141Информатика и вычислительная техника3436582Прикладная информатика3243493Психология4346564Экономика3047655Менеджмент2548676Бизнесинформатика3640657Юриспруденция284854

Рис.2.Динамика качества знаний студентов «НИЭП»

Общепринятый набор профессиональных качеств будущего специалиста в своей сфере представляет собой сложную динамическую структуру, состоящую из строго взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.Для проектирования образовательного процесса и его реализации, практической педагогической деятельности необходимо применятьи брать за основу концептуальные основы обучения, представление о сущности, целях, структуре, движущих силах и закономерностях обучения.Данной работой мы ещё раз подтвердили, что наиболее эффективны принципы обучения, связанные с использованием новых информационных технологий (НИТ) и дистанционного образования (ДО).

Ссылки на источники1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.2.Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научнометодические основы информатизации. СПб., 2000