Регулирование рынка труда на основе государственной поддержки малого предпринимательства и самозанятости сельского населения
Выпуск:
ART 85907
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова
С.
А.,
Чуенкова
А.
С. Регулирование рынка труда на основе государственной поддержки малого предпринимательства и самозанятости сельского населения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4531–4535. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85907.htm.
Аннотация. В статье выявлены основные проблемы рынка труда в сельской местности Волгоградской области, рассмотрены особенности государственного регулирования занятости населения на основе политики сохранения и развития рабочих мест в регионе. Рассмотрен механизм трудовой и социальной адаптации сельского населения на основе самозанятости и развития малого бизнеса.
Текст статьи
Попова Светлана Александровна
к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград
Чуенкова Анна Сергеевна,
Ассистент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград
Регулирование рынка труда на основе государственной поддержки малого предпринимательства и самозанятости сельского населения
Аннотация.В статье выявлены основные проблемы рынка труда в сельской местности волгоградской области, рассмотрены особенности государственного регулирования занятости населения на основе политики сохранения и развития рабочих мест в регионе. Рассмотрен механизм трудовой и социальной адаптации сельского населения на основе самозанятости и развития малого бизнеса.Ключевые слова:рынок труда, занятость населения, самозанятость, субсидии
Переход Российской Федерации к рыночной экономикетрансформировал многие социальные и экономические аспекты трудовых отношений. Усилилась дифференциация доходов населения по регионам, отраслям, профессиям и должностям. Структурные изменения экономики привели к дисбалансу на рынке труда
безработица в одних сферах экономической деятельности и нехватке рабочей силы в других. Обозначилась проблема нерациональной занятости населения, специфика и содержание которой предопределены как объективными экономическими, так и субъективными причинами.
Состояние рынка труда в России на сегодняшний день характеризуется довольно высоким уровнем безработицы, низким размером реальной заработной платы, несоответствием структуры спроса и предложения, большим количеством неэффективных рабочих мест и другими особенностями, которые приводятк тому, что в большинстве случаев работа по найму не в состоянии выполнять свою основную функцию –удовлетворение материальных и нематериальных потребностей. В этих условиях самозанятость становится не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социальноэкономических проблем населения.Организация самозанятости и малого бизнеса безработными гражданами на селе является наиболее востребованным мероприятием в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 31.12.2008 г. № 1089«О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.) с 2009 года безработные, состоящие на учете в службах занятости, на организацию собственного дела могут получить субсидию в размере 12кратной, т.е. годовой, максимальной величины пособия по безработице, составившей в 20102013гг. 58,8 тыс. рублей[4].
Около двух третей участников эти мероприятий в Волгоградской области (64,9 %) организовали малый бизнес в сельском хозяйстве[1]. Из других видов экономической деятельности наиболее привлекательным для организации самозанятости и малого бизнеса являются: торговля и услуги по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования(9,9 % численности участников программных мероприятий) и сфера коммунальных, социальных и персональных услуг (10 %).
Органами службы занятости населения проводится целый комплекс мероприятий информационноорганизационного характера, позволяющий безработным, с одной стороны, определить свои потенциальные возможности для занятия предпринимательством, с другой –в ходе получения государственной услуги по содействию самозанятости получить дополнительные знания для ведения своего дела. Основная масса самозанятых из числа осуществляющих свою экономическую деятельность в сельском хозяйстве занята в животноводстве. Наиболее популярными направлениями производственной деятельности являются –разведение крупного рогатого скота, свиноводство и растениеводство. Такой деятельностью в 2012 г. занялись 688 жителей региона, 533 из них жители сельской местности.
Попрежнему пользуются популярностью такие виды деятельности, как торговля, ремонт автотранспортных средств. В этих сферах в 2012 г. с помощью службы занятости стали работать 233 жителя региона, в том числе 53 селянина. Собственный бизнес по оказанию бытовых услуг населению организовал более 200 человек, ранее состоявших на учете в центре занятости.
Опрос жителей села, проведенный в рамках ежегодного мониторинга социальнотрудовой сферы села показал, что готовых организовать собственное дело в случае потери работы меньше, чем неготовых: соответственно 37 и 44 %. При этом 20 % контингента, в принципе выражающего готовность к самозанятости и малому бизнесу, станут заниматься организацией своего дела только при материальной поддержке государства в виде субсидий либо льготного кредита.
Среди причин, по которым жители села в случае потери работы не намереваются организовывать самозанятость либо малое предпринимательство, преобладают причины социальнопсихологического и демографического характера: нехватка знаний, возраст и состояние здоровья, нежелание обременять себя и нести ответственность, боязнь «прогореть» [2]. Но основной является стартовая экономическая причина: 34 % опрошенных не имеюпервоначального капитала, а размер государственной субсидии считают недостаточным. Воспользоваться кредитом также не решаются, поскольку его надо отдавать, да и оформление заемных средств затруднительно.
На финансовые трудности как основную причину, мешающуюразвитию малого бизнеса на селе, указало и 88 % опрошенных руководителей сельскохозяйственных организаций. В этой связи особый интерес представляют мнение сельчан о размере субсидий, необходимых для организации своего дела. По мнению 49 % респондентов это100500 тыс. руб. Две пятых,опрошенных оценивают необходимую субсидиарную помощь государства в 500 тыс. рублей и более. Только 56 % считают достаточным существующий уровень поддержки–до 60 тыс. руб.
Проводимая государственная политика в области регулирования рынка трудав регионе позволяет несколько сгладить негативные инерционные тенденции развития сельского рынка труда, однако не выводит его на качественно новый уровень развития. Если к этому прибавить качественные дисбалансы, обусловленные старением рабочей силы и несоответствием системы подготовки требованиям рынка труда, то возникает крупная экономическая и социальная региональная проблема, требующая принятия срочных опережающих мер по регулированию данного рынка. В условиях реализации программы перехода экономики на инновационный путь развития ирешения вопросов продовольственной безопасности страны особую актуальность приобретает проблема формирования и регулирования,цивилизованного и эффективного функционирующего рынка труда на селе. Содействуя решению многих важных социальноэкономических проблем в аграрном секторе экономики, рынок труда призван выполнить важнейшую социальную функцию поддержки сбалансированной и продуктивной занятости сельского населения и на этой основе обеспечить формирование его доходов на достойном уровне.[3].
Ссылки на источники1.Волгоградская область в цифрах 2011: краткий стат. сбор. / Волгоградстат Волгоград, 2012. –372 с.2.Кашепов А. Об оценке эффективности политики на рынке труда. Состояние социальнотрудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга, 2010 г.: науч. изд. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. 264 с.3.Мусатова М.П. Регулирование рынка труда на селе / М.П. Мусатова// АПК: экономика, управление. –2012. –№ 2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.).
к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград
Чуенкова Анна Сергеевна,
Ассистент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград
Регулирование рынка труда на основе государственной поддержки малого предпринимательства и самозанятости сельского населения
Аннотация.В статье выявлены основные проблемы рынка труда в сельской местности волгоградской области, рассмотрены особенности государственного регулирования занятости населения на основе политики сохранения и развития рабочих мест в регионе. Рассмотрен механизм трудовой и социальной адаптации сельского населения на основе самозанятости и развития малого бизнеса.Ключевые слова:рынок труда, занятость населения, самозанятость, субсидии
Переход Российской Федерации к рыночной экономикетрансформировал многие социальные и экономические аспекты трудовых отношений. Усилилась дифференциация доходов населения по регионам, отраслям, профессиям и должностям. Структурные изменения экономики привели к дисбалансу на рынке труда
безработица в одних сферах экономической деятельности и нехватке рабочей силы в других. Обозначилась проблема нерациональной занятости населения, специфика и содержание которой предопределены как объективными экономическими, так и субъективными причинами.
Состояние рынка труда в России на сегодняшний день характеризуется довольно высоким уровнем безработицы, низким размером реальной заработной платы, несоответствием структуры спроса и предложения, большим количеством неэффективных рабочих мест и другими особенностями, которые приводятк тому, что в большинстве случаев работа по найму не в состоянии выполнять свою основную функцию –удовлетворение материальных и нематериальных потребностей. В этих условиях самозанятость становится не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социальноэкономических проблем населения.Организация самозанятости и малого бизнеса безработными гражданами на селе является наиболее востребованным мероприятием в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 31.12.2008 г. № 1089«О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.) с 2009 года безработные, состоящие на учете в службах занятости, на организацию собственного дела могут получить субсидию в размере 12кратной, т.е. годовой, максимальной величины пособия по безработице, составившей в 20102013гг. 58,8 тыс. рублей[4].
Около двух третей участников эти мероприятий в Волгоградской области (64,9 %) организовали малый бизнес в сельском хозяйстве[1]. Из других видов экономической деятельности наиболее привлекательным для организации самозанятости и малого бизнеса являются: торговля и услуги по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования(9,9 % численности участников программных мероприятий) и сфера коммунальных, социальных и персональных услуг (10 %).
Органами службы занятости населения проводится целый комплекс мероприятий информационноорганизационного характера, позволяющий безработным, с одной стороны, определить свои потенциальные возможности для занятия предпринимательством, с другой –в ходе получения государственной услуги по содействию самозанятости получить дополнительные знания для ведения своего дела. Основная масса самозанятых из числа осуществляющих свою экономическую деятельность в сельском хозяйстве занята в животноводстве. Наиболее популярными направлениями производственной деятельности являются –разведение крупного рогатого скота, свиноводство и растениеводство. Такой деятельностью в 2012 г. занялись 688 жителей региона, 533 из них жители сельской местности.
Попрежнему пользуются популярностью такие виды деятельности, как торговля, ремонт автотранспортных средств. В этих сферах в 2012 г. с помощью службы занятости стали работать 233 жителя региона, в том числе 53 селянина. Собственный бизнес по оказанию бытовых услуг населению организовал более 200 человек, ранее состоявших на учете в центре занятости.
Опрос жителей села, проведенный в рамках ежегодного мониторинга социальнотрудовой сферы села показал, что готовых организовать собственное дело в случае потери работы меньше, чем неготовых: соответственно 37 и 44 %. При этом 20 % контингента, в принципе выражающего готовность к самозанятости и малому бизнесу, станут заниматься организацией своего дела только при материальной поддержке государства в виде субсидий либо льготного кредита.
Среди причин, по которым жители села в случае потери работы не намереваются организовывать самозанятость либо малое предпринимательство, преобладают причины социальнопсихологического и демографического характера: нехватка знаний, возраст и состояние здоровья, нежелание обременять себя и нести ответственность, боязнь «прогореть» [2]. Но основной является стартовая экономическая причина: 34 % опрошенных не имеюпервоначального капитала, а размер государственной субсидии считают недостаточным. Воспользоваться кредитом также не решаются, поскольку его надо отдавать, да и оформление заемных средств затруднительно.
На финансовые трудности как основную причину, мешающуюразвитию малого бизнеса на селе, указало и 88 % опрошенных руководителей сельскохозяйственных организаций. В этой связи особый интерес представляют мнение сельчан о размере субсидий, необходимых для организации своего дела. По мнению 49 % респондентов это100500 тыс. руб. Две пятых,опрошенных оценивают необходимую субсидиарную помощь государства в 500 тыс. рублей и более. Только 56 % считают достаточным существующий уровень поддержки–до 60 тыс. руб.
Проводимая государственная политика в области регулирования рынка трудав регионе позволяет несколько сгладить негативные инерционные тенденции развития сельского рынка труда, однако не выводит его на качественно новый уровень развития. Если к этому прибавить качественные дисбалансы, обусловленные старением рабочей силы и несоответствием системы подготовки требованиям рынка труда, то возникает крупная экономическая и социальная региональная проблема, требующая принятия срочных опережающих мер по регулированию данного рынка. В условиях реализации программы перехода экономики на инновационный путь развития ирешения вопросов продовольственной безопасности страны особую актуальность приобретает проблема формирования и регулирования,цивилизованного и эффективного функционирующего рынка труда на селе. Содействуя решению многих важных социальноэкономических проблем в аграрном секторе экономики, рынок труда призван выполнить важнейшую социальную функцию поддержки сбалансированной и продуктивной занятости сельского населения и на этой основе обеспечить формирование его доходов на достойном уровне.[3].
Ссылки на источники1.Волгоградская область в цифрах 2011: краткий стат. сбор. / Волгоградстат Волгоград, 2012. –372 с.2.Кашепов А. Об оценке эффективности политики на рынке труда. Состояние социальнотрудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга, 2010 г.: науч. изд. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. 264 с.3.Мусатова М.П. Регулирование рынка труда на селе / М.П. Мусатова// АПК: экономика, управление. –2012. –№ 2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.).