Факторы социальных выпадений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ширшов В. Д. Факторы социальных выпадений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4651–4655. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85931.htm.
Аннотация. В статье говорится о факторах социальных выпадений как отклонениях от нормы в поведении. Обсуждаются факторы девиации, деликвентности, нейропсихологические и аддиктивные отклонения. Определяются особенности профилактики, реабилитации аддиктивного поведения. Намечаются направления формирования трезвого образа жизни у молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ширшов Владимир Дмитриевич,Доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбургshvd66mail.ru

Факторысоциальныхвыпадений

Аннотация.В статье говорится о факторах социальных выпадений как отклонениях от нормы в поведении. Обсуждаются факторы девиации, деликвентности, нейропсихологические и аддиктивные отклонения. Определяются особенностипрофилактики, реабилитации аддиктивного поведения. Намечаютсянаправленияформированиятрезвогообразажизниумолодежи.

Ключевые слова: норма, выпадения, депрессия, садизм, суицид, аддикция,сабриология, профилактика, реабилитация.

В настоящее время существуют несколько точек зрения относительно ведущих факторов социальных выпадений. Среди них можно назвать исследования по современной генетике, социальной психологии и педагогике, по нейропсихологии, сабриентологии, аддикции и т.д.Мысчитаем, чтодля психологов, педагогов, социальных работников будет полезным познакомиться с теорией социальных выпадений, которая описывает различные отклонения от нормы социального поведения людей. Для начала определим, что следует понимать под нормой.Норма система поступков и деятельности человека, которая соответствует общечеловеческим ценностям, требованиям морали, права и традициям народа.Факторами социальных выпадений мы считаем:1) нарушениесоциальных и личностных отношений;2) недостатки всоциализации родителей, учителей и руководителей;3) физическиенаказания;4) негативныйбаланс поощрений и принуждений;5) императивный, авторитарный или, наоборот, попустительский(либеральный) стильобщения и т.д.В научной литературе последних лет появился термин “проблемное” или “девиантное” (отклоняющееся) от нормы поведение. Это касается таких аспектов, как психическое здоровье, право, культура, мораль и т.д.Девиантное поведение и деятельность нуждаются в предупредительной, профилактической, правовой, моральной, психологопедагогической работе с учащимися, а при необходимости и в коррекции их поведения и деятельности.Когда человек совершает проступки, незначительные для общества, они называются правонарушениями и влекут административную ответственность, а когда они серьезны и наказываются в уголовном порядке это уже преступления.Деликвентное (от лат.delicti–преступное) поведение требует оценки и деятельного вмешательства педагогов, психологов, социальных работников, юристов и общественных деятелей, чтобы деликвентное поведение не переросло в преступление.Острой социальной проблемой остается ресоциализациялюдей, выходящих на свободу из мест заключения. Часто, отбывая срок, человек теряет семью, жилье, забываются социальные связи. Ему трудно найти подходящую работу, так как егоне берут работодатели. Человеку в такой ситуации –только два выбора

жить в тюрьме или умереть на свободе. Почти две трети ранее судимых иногда специально совершают преступление и возвращаются в тюрьму, где они получают крышу над головой и сносное питание. В понимании факторовделиквентного поведения важную роль играет виктимология как отрасль теории социальнопедагогических выпадений, которая изучает проблемы возникновения, реабилитации и адаптации жертв социальных условий: детей и подростков, нуждающихся в попечительстве, сирот и инвалидов, бродяг, бомжей и, наконец, жертв различных преступлений.В науке в настоящее время рассматриваются различные отклонения от нормы и факторы выпадений: медицинские и биологические (болезни, инвалидность, акселерация, децелерация, органические мозговые, гормональные, генетические нарушения); психологические, которые являются результатом нарушения нейропсихологического статуса человека:

истерический невроз

проявляется в обкусывании ногтей, выдергивании волос кружочком, полоской, в нервной рвоте, в жалобах на перебои сердца, затрудненное дыхание, на кашель (без простуды). Необходимообращатьвнимание на такие, казалось бы, незначительные проявления болезни у детей и принимать соответствующие меры.

неврастения

выражается в нарушении сна и аппетита, повышенной возбудимости, пониженной работоспособности, склонности к агрессии и разрушительным действиям, жалобах на боли головы, рук и т.д.;

депрессия жалобы на скуку, немотивированную грусть; вялость, скованность, замедленная лаконичная речь. Плаксивость, повышенная ранимость, слабая переключаемость внимания, отказ от общих дел. Такие дети могут часами сидеть, уткнувшись взглядом в голую стенку;

синдром неодолимых влечений: 1) клептомания

стремление к воровству ненужных предметов. У молодых людей иногда бывают случаи воровства мелких предметов. Как правило, это бывает редко, случаи кражи легко устанавливаются и оставляют глубокий след в жизни человека. А вот клептомания –длительный процесс, который плохо осознается даже во взрослом и трезвом состоянии; 2) дромомания

уходы из дома, тяга к бродяжничеству. Это беда ребенка, родителей и учителей, требует быстрой реакции и комплексного анализа причин;3) стремление к разрушению разных предметов;

4) садизм

стремление к мучениям и убийствам животных, а иногда и других людей;

реакция гиперкомпенсации

человек стремится достигнуть высоких результатов именно в той области, где он наиболее слаб: робкий совершает отчаянные и безрассудные поступки; физически слабый лезет в драку; трус совершает хулиганские нападения;

патологическая реакция увлеченияхобби

жажда получения легкой, без интеллектуального напряжения информации, потребность во множестве поверхностных контактов, праздное шатание по улице, болтовня о пустяках; страсть к накопительству и азартным играм;

патологические сексуальные влечения

мастурбация (у женщин), онанизм (у мужчин), повышенный интерес к интимной жизни, попытки к насилию, гомосексуализм, интерес к порнографии, переживания по поводу своей сексуальной неполноценности;

суицидальное поведение склонность к самоубийству, которое выражается в мыслях, намерениях, высказываниях или угрозах. Как правило, суицид –это мольба о помощи, которую никто не слышит.Необходимо отметить, что Россия занимает ведущее место по детскому и подростковому суициду. Можно назвать три ведущих причины суицида:

негативная наследственность, когда в роду случались суициды. Этот признак присутствует в 88 раз чаще, чем в обычных семьях;

психические расстройства. Психически нездоровые люди чаще совершают суицид. Как правило, дети и подростки, совершающие попытку к суициду –это здоровые люди, которые находятся в состоянии острого эмоционального напряжения. Если ктото заметит такое напряжение и вовремя вмешается, то попытки к повтору суицидального поведения не наблюдаются [1, с.140141];

недостатки воспитания ребенка в семье, особенно в дошкольном возрасте. Известно, что ребенок до 3х лет должен жить в атмосфере любви, в доброжелательном общении со взрослыми, если этого по какимто причинам не происходит –наступают различные психические отклонения. Такие социальные выпадения происходят при чрезмерном попустительстве желаний ребенка, когда «всё можно» и при авторитарном воспитании, когда ребенок постоянно чувствует унижения, а его свобода постоянно ограничивается. Важную роль в этом поведениииграет унижение личности, драматические отношения с близкимилюдьмиили безответное чувство. Нужно обращать внимание, что рисует ребенок –цветы и солнце или кресты и гробы. О чем он любит рассказывать –о печальном или радостном.Все эти факторысоциальных выпадений при первичном проявлении вполне могут поддаться корректировке педагогическими средствами и методами. А вот при повторных или уже многократных случаях проявления требуется вмешательство психолога, а может быть и психиатра, который изучит причины и механизмы проявления психических болезней, использует методы профилактики, лечения и организации специальной помощи каждому индивидуально. В любом случае все это нужно сделать тактично, доброжелательно и осторожно с тем, чтобы не навредить попавшемув беду человеку.Факторами в социальныхвыпадениях являются табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. В соответствии с международной квалификацией Всемирной организации здравоохранения МКБ10 алкоголизм, наркоманию и токсикоманию сегодня объединяют единым термином «зависимость от психоактивных веществ» (ПАВ), которую необходимо рассматривать как тяжелое хроническое заболевание головного мозга, разрушающее механизмы, отвечающие за продолжение рода, контролирующие и настраивающие когнитивное, эмоциональное, социальное поведение субъекта. «Наркотизм –социальное явление, характеризующееся массовым уходом индивидов от действительности, социальной активности в иллюзорный мир вследствие употребления наркотических средств» [2, с. 414]. Теория и практика профилактической деятельности, как в России, так и за рубежом подтверждают, что наркомания, токсикомания и алкоголизм –сложные социокультурные явления, имеющие ряд особенностей:–это взаимосвязанные процессы (сообщающиеся сосуды), требующие скоординированного комплексного профилактического воздействия; концентрация внимания на одном явлении (например –наркомании) неизбежно приводит к всплеску проблем на другом, например, к алкоголизму, табакокурение легко и просто приводит к употреблению «травки»;–заболевания, вызванные злоупотреблением наркотиками, алкоголем, токсическими веществами носят не инфекционный характер;

как правило, развитие, течение и проявление, связанных с этими явлениями заболеваний,носит латентный (скрытый) характер, что в свою очередь выражается в импульсном (неравномерном) их течении, которые трудно поддаются прогнозированию на краткосрочный и среднесрочный период;–большинство причин, приводящих молодого человека к злоупотреблению психоактивными веществами лежит в социальной, поведенческой сфере жизни человека, поэтому на динамику развития этих процессов влияет множество объективных и субъективных факторов политического, экономического, юридического, культурного, психологического, духовнонравственного, моральноэтического, биологического и иного характера.Нас беспокоят такие факты: у молодых людей отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, низка мотивация по совершенствованию своего тела, нравственныхи духовных качеств. Многие юноши и девушки не связывают будущие успехи в семейной жизни, в работе, с недопущением употребления ПАВ. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективность медикаментозных, психологических программ оказывается невысокой. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует государственная политика и программы реабилитации наркоманов. На реабилитацию сегодня направляется 23% выявленных наркоманов. Но после кратковременного пребывания в наркологическом диспансере, когда у этих людей «сняли ломку», ими уже никто не занимается. Как показывает практика, своими силами от наркотиков избавляется только один из двухсот наркоманов. При прохождении научно обоснованных этапов реабилитации вероятность годовой ремиссии возрастает до половины наркоманов. Вторая половина больных так и не отказывается от употребления наркотических средств.

Специалисты в этой области призывают активнее заниматься профилактической работой, которая оказывается эффективнее мер, принимаемых уже после возникновения проблемы:разъяснение требований законодательства России, нормативноправовых документов на региональных уровнях в отношении производства, оборота, реализации и потребления наркотиков, алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных средств, предметов бытовой химии и других токсических веществ, а также необходимости строгого соблюдения данных законодательных актов всеми гражданами;разъяснение необходимости развития системы раннего выявления и диагностики несовершеннолетних, имеющих опыт потребления психоактивныхвеществ и эффективности принятия в отношении них ранних мер психологопедагогического воздействия и медицинского вмешательства;пропаганда преимуществ отказа от потребления психоактивных веществ, распространение российского и международного опыта стимулирования молодых людей, ведущих трезвый образ жизни;защита прав граждан, не потребляющих психоактивные вещества, разъяснение необходимости ограничения курения, запрещения употребления всех видов спиртных напитков в общественных местах;разъяснение недопустимости табакокурения, употребления алкогольных напитков несовершеннолетними (включая пиво и слабоалкогольные коктейли), значимости административного и социального контроля над соблюдением законодательства в отношении продажи табачных изделий и алкогольных напитков несовершеннолетним;разъяснение вредных последствий потребления психоактивных веществ для здоровья будущих детей среди женского населения репродуктивного возраста и будущих мам. При этом следует обращать внимание на чередование положительных и отрицательных примеров трезвого образа жизни, так как фиксация только на отрицательных последствиях употребления психоактивных веществ без положительных альтернатив не способствует формированию установок на здоровый образ жизни молодых людей;информирование о деятельности муниципальных, государственных, общественных и других учреждений и организаций, оказывающих помощь населению в сфере трезвого образа жизни;деятельность, направленная на развитие административного и социального контроля за информационными потоками с целью пресечения наркогенной информации, запрещение (ограничение) рекламы психоактивных веществ, мониторинг социальной рекламы.К частным направлениям борьбы за трезвый образ жизни можно отнести: 1. Деятельность по предупреждению табакокурения:формирование у молодежи мотивации на отказ от курения табака (добиваться, чтобы курение стало немодным) Очень опасным увлечением мы считаем табакокурение юношей и особенно девушек. Именно это увлечение ведет не только к многочисленным болезням, но и является коротким «мостиком» к наркотикам и токсикомании. Чтобы это опасное явление ликвидировать, нужны организационные меры жесткого порядка по недопущению употребления табака в общественных местах, нужны штрафные меры по отношению курящих детей и их родителей, нужны определенные поощрительные меры людям некурящим.;разъяснение необходимости воздержания от курения в образовательных и иных учреждениях социальной сферы (особенно пагубным для антиникотиновой деятельности являются факты курения педагогическими работниками), в транспорте и т. д.;введение для курящих штрафных санкций, которые считаются наиболее эффективным путем отказа от табака (50 рублей немного, но неприятно), а для некурящих и бросивших курить –системы поощрений;2.Проведение антиалкогольной политики:Недопустимым фактом является и употребление алкоголя в любом видедо совершеннолетия, но и после этого срока нужна трезвая политика и привычка «умеренного пития», чтобы усилием воли остановить себя от излишеств.формирование у взрослого населения норм цивилизованного, умеренного, контролируемого потребления алкогольных напитков. Внароде говорят: первая рюмка –колом, вторая –соколом, а следующие –мелкими пташечками. Нужно после второй рюмки покусать нижнюю губу, если не больно, губа дряблая –пей лимонад, иди танцевать, веселись!;необходимость развития административного и социального контроля за качеством, безопасностью поступающей готовой алкогольной продукции и сырья для ее изготовления; недопущение реализации суррогатной спиртосодержащей продукции;3.Предупреждение злоупотребления токсическими веществами и лекарственными средствами:разъяснение необходимости контроля в домашних условиях за недоступностью или соблюдению правил пользования лекарственными средствами, предметами бытовой химии несовершеннолетними под контролем взрослых;формирование у населения бдительности при потреблении пищевых продуктов;4.Усиление антинаркотической политики формирование общественного мнения по абсолютному неприятию (недопустимости) потребления наркотиков, интолерантности к злоупотреблению ими;пропаганда и распространение резко негативного, нетерпимого отношения к участникам наркооборота;формирование у всего населения ответственности за пресечение незаконного оборота наркотиков, особенно в местах занятий имассового отдыха несовершеннолетних и молодежи;формирование отношения к наркомании не как к личному делу индивида, а как к проблеме, затрагивающей интересы всего общества;

вовлечение учащихся в активную антинаркотическую деятельность на добровольной основе[5, с.8999].Для людей, испытавших на себе элементы социального выпадения, необходимо создавать социальные лифты, которые помогут им не допустить этоговыпадения и положительно реабилитироваться в обществе.Главным направлением профилактической работымы считаем организацию трезвого и здорового образа жизни не только подрастающих поколений, но всего населения России. Сюда мы относим организацию культурного досуга, спорта и физических упражнений. Систематическое влияние такой организации отвлекает от неприятных мыслей, эмоций, неадекватного поведения, хорошее физическое состояние дает человеку чувство уверенности в себе, приводит к улучшению самоконтроля [3, с.318].

Таким образом, деятельность педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников должна быть ориентирована наустранение негативных факторов социальных выпадений,на созданиесистемысоциальной помощи развитию и саморазвитиюличности.

Ссылки на источники1. Носонова, К.Е. Подростковыйсуицид[Текст]/К.Е. Носонова//20 лет ОБЖ: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием. Издание УрГПУ. Екатеринбург: 2012 .183с.2. Собриология: коллективная монография[Текст]/ А. Н. Маюров, В. П. Кривоногов, Н. А. Гринченко, В. И. Гринченко, А. М.Карпов. Международная академия трезвости. М.: 2009. 440 с.3. Ширшов, В.Д. Основы сабриентологии в воспитательной работе вуза[Текст]/В.Д. Ширшов, С.В. Ширшов// Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Современные подходы к управлению качеством воспитательной работы в образовательном учреждении» УрГПУ. Екатеринбург: 2011с.318.4. Ширшов В.Д., Основы сабриентологии в подготовке специалистов сельского хозяйства[Текст]/ В.Д. Ширшов, Д.Н. Багрецов, С.В. Ширшов// Аграрный вестник Урала, №1(80), 2011с.127128.

5. Ширшов, В.Д. Сабриентология в социальной рекламе[Текст]/ В.Д. Ширшов, С.В. Ширшов, М.А. Николаева//Образование и наука. Вестник УрОРАО. 2012. №3(92). С.8999.