Использование художественного фильма "The Shawshank Redemption" на занятиях по иностранному языку в нефилологическом вузе (теоретический и практический аспекты)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Легостаева О. В. Использование художественного фильма "The Shawshank Redemption" на занятиях по иностранному языку в нефилологическом вузе (теоретический и практический аспекты) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4646–4650. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85930.htm.
Аннотация. Данная статья освещает особенности методики преподавания иностранных языков в нефилологических вузах, обращается особое внимание на использование художественных фильмов как средства обучения. В статье также поднимается проблема толкования термина «языковая личность» и демонстрируется комплекс упражнений к фильму «Побег из Шоушенка».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Легостаева ОксанаВячеславовна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «Государственный университет ‬учебнонаучнопроизводственный комплекс», Орёлfremdsprachenluxx@mail.ru

Использование художественного фильма“TheShawshankRedemption” на занятиях иностранного языка

в нефилологическом вузе(теоретический и практический аспекты)

Аннотация.Данная статья освещает особенности методики преподавания иностранных языков в нефилологических ВУЗах, обращая особое внимание на использование художественных фильмов как средства обучения. В статье также поднимается проблема толкования термина «языковая личность» и демонстрируется комплекс упражнений к фильму «Побег из Шоушенка». Ключевые слова: языковая личность, страноведческий аспект, коммуникативная компетенция, культурологическая картина мира, комплекс упражнений.

Преподавание иностранных языков на нефилологических факультетах имеет ряд специфических особенностей. Вопервых, это связано с содержанием курса по иностранному языку в ВУЗе, вовторых, с общим уровнем владения иностранным языком учащихся, втретьих, с постановкой конкретных целей и задач, обусловленных профилем учебного заведения. Зачастую, в этих условиях, культурологический аспект изучения иностранных языков вообще не берётся во внимание. Следовательно, обучение иностранным языкам посредством ознакомления со страноведческими реалиями, то есть через элементы, кванты культуры не находит отражения или представлено ничтожно малым количеством современных учебников, учебных пособий, комплексом упражнений в методике преподавания иностранных языков на нефилологических факультетах. Ещё один немаловажный аспект, который нужно учитывать при работе, это понятие «личности студента»,поскольку обучение ведётся не с пассивными слушателями или речепотребителями, а с активными, креативными, познающими языковыми личностями. Изучение любых языковых явлений невозможно в отрыве от языковой личности. Прежде всего, под «языковой личностью» понимается «человек как носитель языка»[2], взятый со стороны его «способности к речевой деятельности» [1], то есть, комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения ‬по существу, «личность речевая»[см. тамже]. Под «языковой личностью»понимается также «совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, ‬личность коммуникативная» [5]. И, наконец, под «языковой личностью»может пониматься закрепленный,преимущественно, в лексической системе базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре ‬личность «словарная» [4], «этносемантическая» [3]. Полноценное развитие такой личности происходит в условиях диалога, то есть обратной связи, предполагающей достаточно оперативную реакцию и адресата, и адресанта. Кроме того, необходимо отметить, что диалог состоится и будет успешен в случае, если у обоих коммуникантов будет набор интенций, которые декодируются ими обоими. Здесь речь идёт об общей лингвистической подготовленности, о коммуникативной компетенции, контактности, благоприятных условиях ведения диалога. Под условиями мы понимаем пол, возраст, социальный статус собеседников, время, место, продолжительность общения. Эти составляющие объективно важны, поскольку, являясь внешними факторами, мотивируют внутренние механизмы коммуникативного акта. Сдерживающим фактором коммуникации следует считать конвенциональность, нормативность, стереотипность. Для того чтобы разрушить ошибочные стереотипы, избежать всякого рода противоречий в трактовке иноязычных реалий, необходимо, прежде всего, познакомиться с культурой, историй, географией страны изучаемого языка.Одной из таких форм ознакомления с культурой страны изучаемого языка является просмотр эпизодов аутентичного художественного фильма и выполнение различного рода упражнений с целью усвоения лексических единиц, терминов, называющих определенные страноведческие реалии, развития лингвистических, познавательных, коммуникативных способностей. Например, в рамках тем “Education”, “English as a global language”, “Englishspeaking countries” по учебнику И.П. Агабекяна [6], студентам предлагается четыре текста из 6го, 7го и 8го уроков. Тексты можно классифицировать по признаку географического положения, политической, экономической и образовательной системы Соединённого королевства и США, например: Text 6A “The United Kingdom”, text 6B “History of London”, text 7A “The United States of America”, text 8A “Higher Education in the UK”.Хорошим дополнением для аккумуляции экстралингвистических знаний о стране изучаемого языка и сопоставления культурных, исторических, географических, конфессиональных, бытовых и правовых особенностей двух культурных пространств: (американского и русского) является не только текст, но и аудиовизуальная опора, то есть фильм. Художественная картина «TheShawshankRedemption» Фрэнка Дарабонта (1994; 2ч. 22м.), проливающая свет на правовую, политическую, экономическую, социальную систему Соединённых Штатов Америки второй половины 20 века с её перекосами и уничтожением свободной личности; показывающая жизнь невинно осуждённого человека в жёстких агрессивных условиях тюрьмы и его непоколебимое желание выйти на свободу, как нельзя лучше отвечает поставленным учебным целям на развитие ментальных процессов, таких как сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение и, в конечном итоге, на совершенствование одного из четырёх видов речевой деятельности, а именно говорения. Художественная лента не позволяет обучающимся остаться пассивными наблюдателями, так как фильм является удачной экранизацией повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Это история одного незаурядного человека (Энди Дюфрейна), несправедливо осуждённого отбывать два пожизненных заключения в самом жестоком и мрачном месте Америки ‬тюрьме Шоушенк, его стремлением быть человеком с большой буквы не смотря на надругательства сокамерников, подлость и коррумпированность администрации тюрьмы и его мечты стать свободным. Это история человека, осмелившегося бороться за свои права с несовершенной, бесчеловечной судебной и правовой системой и осуществившего побег из «ада». Вот комплекс упражнений, реализующий эти задачи.

Вашему вниманию представлены следующие виды упражнений: языковые, коммуникативноречевые, социокультурные. Разберём каждое из них подробнее. Языковые направлены на усвоение форм коммуникативного поведения в стандартных ситуациях, например: подберите значение слова для соответствующей коммуникативной ситуации. Коммуникативноречевые задания формируют и развивают умения межличностного общения на основе приобретенных навыков, например: работа с вокабуляром: подбор дефиниций, синонимов, антонимов, а также инсценирование диалога, полилога из просмотренного эпизода. Социокультурные направлены на усвоение норм иноязычной культуры, их примерами являются анализ и выделение банка страноведческих реалий и языковых средств. В заключение необходимо сказать ещё об одной важной функции данного вида деятельности ‬эстетической, а именно привитие хорошего вкуса и его развитие. Что касается страноведческого аспекта, то он касается не только общих образовательных тем, но и узкоспециальных, например, основ американской культурологической картины мира, истории, философии, юриспруденции, конфессиональных различий. Заключительная цель ‬умение обсудить фильм по одному из предложенных на выбор студентам разделу (упражнения после просмотра эпизодов фильма‬post viewing activities). Необходимо отметить, что данные примеры заданий относятся к комплексу упражнений, выполняемых до, во время и после демонстрации фильма. Весь фильмдемонстрируется не полностью, так как разбит на эпизоды и сопровождается субтитрами. К речевым упражнениям мы отнесёмEpisode2. Existence in Prison (Существованиевтюрьме)WRITE A MINICOMPOSITION ABOUT ANY 3 PRISONERS IN SHAWSHANKBUT FOR ANDY DUFRESNE PAYING SPECIAL ATTENTION TO THEIR SOCIALAND ANDPSYCHOLOGICAL BACKGROUND

HOW CANYOU CHARACTERIZEANDY‱SBEHAVOURWHILE BEING IN PRISON?You may use the following adjectives (им. прилагательные):(risky, venturesome/рискованный; fearless/бесстрашный; witty/остроумный; inventive/изобретательный; dangerous/опасный; cool, composed/хладнокровный; courageous/храбрый, ect.).

ANSWER THE FOLLOWING QUESTIONS

1. Whohelped the main character to “win” his enemies in prison?

2. What activities was Andy responsible for in Shawshank? 3. How can you characterize Andy‱s educational level? 4. How did Andy manage to survive under sever prison conditions?5. Why did Andy make friends with Ellis Redding (Red) and his circle friends?Ккоммуникативноречевым: Episode 5. Music ANSWER THE FOLLOWING QUESTIONS1. What was Andy‱s attitude towards music? What is music for the main character? 2. Why did Andy want the prisoners listen to the piece of classical music(отрывокпроизведенияклассическоймузыки)?3. What did Red and other people in Shawshank manage to experience (зд.:смоглипережить/ почувствовать) while listening to music? 4. How did the main character manage to survive(выжить) 3 weeks in solitary(карцер)?5. Was Andy aware of inevitable(неизбежный) punishment of this deed(поступок)? What made Andy perform such a show?6. Can you give any examples when music help people to overcome hardships(преодолеватьтрудности) in life? 1. Why wasmusic so horrible misdeed(ужасныйпроступок) for the administration of the prison? Music for them was …a) a symbol offashion b) a symbol of laziness c) a symbol of freedom

2. Red didn‱t wish to hope because Hope for him was … a) he had been rejected to be free(зд.:емуотказываливосвобождении) so far b) he just was a pessimist c) hejustgive up(сдаваться) Ксоциокультурным:Episode 5. Brooks‱sDeath(Смерть Брукса)STUDY EXTRALINGUISTIC REALIAS COCERNING AMERICAN CULTURE: EXTRALINGUISTIC KNOWLEDGE“The Shawshank Redemption” ‬a 1994 American drama filmwritten and directed by Frank Darabontand starring Tim Robbinsand Morgan Freeman. Adapted from the Stephen Kingnovella“Rita Hayworth and Shawshank Redemption”, the film tells the story of Andy Dufresne, a banker who is sentenced to life in Shawshank State Prison for the murder of his wife and her lover despite his claims of innocence.The film was nominated for seven Academy Awards in 1994without winning in any category: Best Picture, Best Actorfor Freeman, Best Adapted Screenplayfor Frank Darabont, Best Cinematographyfor Roger Deakins, Best Editingfor Richard FrancisBruce, Best Original Scorefor Thomas Newman, and Best Sound Mixingfor Robert J. Litt, Elliot Tyson, Michael Herbickand Willie D. Burton.[22]It received two Golden Globe Awardnominations for Best Performance by an Actor in a Motion Picture for Freeman, and Best Screenplay for Darabont.[23]Robbins and Freeman were both nominated for Outstanding Performance by a Male Actor ina Leading Roleat the inaugural Screen Actors Guild Awardsin 1995.[24]Darabont was nominated for a Directors Guild of Americaaward in 1994 for Best Director for a feature film,[25]while cinematographer Roger Deakins won the American Society of Cinematographersaward for Outstanding Achievement in Cinematography.Stephen Edwin King (born September 21, 1947) an American authorof contemporary horror, supernatural fiction, suspense, science fiction, and fantasy. His books have sold more than 350 million copies, many of which have been adapted into feature films, miniseries, television shows, and comic books. King has published 54 novels, including seven under the pen name Richard Bachmanand six nonfiction books. He has written nearly 200short stories, most of which have been collected in book collections. Many of his stories are set in his home state of Maine.“Rita Hayworth and Shawshank Redemption”‬a novellaby StephenKing, from his 1982 collection Different Seasons, subtitled Hope Springs Eternal. It was adapted for the screen in 1994 as The Shawshank Redemption, which was nominated for seven Academy Awardsin 1994, including Best Picture.Timothy Francis "Tim" Robbins(born October 16, 1958)an American actor, screenwriter, director, producer, activistand musician. He is known for his roles as Nuke LaLoosh in Bull Durham, Jacob Singer in Jacob's Ladder, Griffin Mill in The Player, AndyDufresne in The Shawshank Redemption, and as Dave Boyle in Mystic River, for which he won an Academy Award for Best Supporting Actor, and for directing critically acclaimed films such as Dead Man Walking.Morgan Freeman (born June 1, 1937) an American actor, film director, and narrator. Freeman has received Academy Awardnominations for his performances in Street Smart, Driving Miss Daisy, The Shawshank Redemptionand Invictus, and won the Best Supporting ActorOscar in 2005 for Million Dollar Baby. He has also won a Golden Globe Awardand a Screen Actors Guild Award. Freeman has appeared in many other box office hits, including Unforgiven, Glory, Robin Hood: Prince of Thieves, Seven, Deep Impact, The Sum of All Fears, Bruce Almighty, Along Came a Spider, The Dark Knight Trilogy, March of the Penguins, The Lego Movieand Lucy. He is known for his distinctively smooth, deep voice. He got his first break as part of the cast of The Electric Company.

TRUE/FALSE STATEMENTS. IF THE PHRASE IS WRONG, GIVE THE CORRECT ANSWER1. Brooks spent practically all his life in prison. 2. Brooks had loathsome(зд.: отвратительный) relations with other prisoners thus he wanted to be free as soon as possible.3. Brooks was leaving Shawshank with a light heart(зд.: слёгкимсердцем). 4. The most devoted friend of Brooks in prison was a sparrow(воробей). 5. Brooksand Red didn‱t get along(зд.: неладили).

1. Andy Dufresne in Shawshank was… a) apriest(священник)b) an accountant(бухгалтер)c) a lawyer(зд.: адвокат)

2. Why didMr. Brooks commit a suicide? a) he didn‱t like the job which he had to do b) he was insulted by people c) he wasan extra person(лишнийчеловек) in society after getting free

Episode10. Redemption(Освобождение / искупление / побег)

TRUE/FALSE STATEMENTS. IF THE PHRASE IS WRONG, GIVE THE CORRECT ANSWER1. Mr. Norton assisted Dufresne to escape from Shawshank. 2. Mr. Norton murdered Tommy under the guise of an escape attempt. 3. Tommy say a lie to Andy (the information concerning Andy‱s innocence).4. Andy made a fortune(сколотитьсостояние) due to Mr. Norton‱s greediness(алчность).5. Red believed each Andy‱s word before the escape.

1. What instruments did Andy apply to escape? a) just stepladder(стремянка)b) rock hammer(молоток) and rope c) just rope(верёвка)

2. The redemption was a success due toa) his faith andbrain b) his useful connections c) his money

3. Rita Hayworth is a symbol of … You can choose more than one answer. Try to prove your point of view.a) freedom b) beauty c) nothing (just a poster)

4. The film is considered to be at the top of the rating of the most popular American films because of … You can choose more than one answer. Try to prove your point of view.a) genius play of the actors b) good reviews(зд.: отзывы) of critics c) great values which are stated in the movie