Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты деятельности ВТО, оказывающие воздействие на состояние международной торговой системы. Перечисляются наиболее сложные направления многосторонних торговых переговоров в рамках Дохийского раунда ВТО, в том числе – непосредственно затрагивающие торгово-политические интересы России. Оцениваются возможности завершения Дохийского раунда и принятия пакетного соглашения по его итогам.
Ключевые слова: международная торговля, Всемирная торговая организация, Дохийский раунд, Девятая министерская конференция ВТО, Десятая министерская конференция ВТО.
 

Согласно ст. 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [1]. В контексте реализации международных договоров России была осуществлена и ратификация Протокола о присоединении России к ВТО, подписанного в Женеве 16 декабря 2011 г. В августе 2012 года Российская Федерация стала 156-м государством мира, вступившим в ВТО, и на современном этапе перед нашей страной стоят задачи не только адаптации национальной экономики к требованиям этой международной организации, но и правильной оценки состояния и возможных перспектив развития ВТО. Процесс присоединения, начавшийся в 1993 году, занял без малого 19 лет, и за это время претерпела самые существенные изменения не только экономическая ситуация в России, и ситуация в рамках самой Всемирной торговой организации.

Данная организация была образована как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) еще в 1947-м году, когда в её состав вошли 23 страны мира, и во Всемирную торговую организацию была преобразована 1 января 1995 г. Таким образом, период существования ГАТТ/ВТО составляет уже 68 лет, однако можно без преувеличения сказать, что еще никогда за всю свою историю данная организация не переживала таких сложностей и не испытывала столь разнонаправленных тенденций в своем развитии. С одной стороны, ВТО насчитывает в числе своих участников более полутора сотен стран, и её регулирование охватывает свыше 95% международной торговли. С другой стороны, среди участников ВТО нет единства в плане оценки полномочий данной организации и её воздействия на состояние как мировой торговли, так и международной экономики в целом. Последнее обстоятельство находит яркое подтверждение в том факте, что нынешний раунд многосторонних торговых переговоров, именуемый  Дохийским (в связи с тем, что начало ему было положено на Четвертой министерской конференции ВТО, которая состоялась в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе) до настоящего времени так и не пришел к своему завершению. Этот раунд переговоров, являющийся девятым в рамках ГАТТ/ВТО и первым непосредственно после образования ВТО, стал самым продолжительным за всю историю данной международной экономической организации [2,274; 3,58]. Предыдущий раунд, именуемый Уругвайским, продлился восемь лет и имел своим итогом подписание Марракешского протокола и преобразование ГАТТ в ВТО, тогда как Дохийский раунд, длящийся уже более тринадцати лет, так и не позволил пока своим участникам подписать итогового соглашения по вопросам регулирования многосторонней торговой системы.

Безусловно, столь низкая эффективность переговорного процесса имеет объективные причины, часть которых не относится напрямую к деятельности ВТО. Так, решающая фаза переговоров пришлась на период, когда экономический кризис, начавшийся в США в 2007 году и распространившийся затем на всю мировую экономику, привел к беспрецедентному падению объемов мировой торговли: по оценкам экспертов ВТО, в 2009 году объем международной торговли снизился на 12%, что стало самым значительным сокращением со времен Второй мировой войны. Падение мирового спроса на товары и услуги приводило к тому, что страны, входящие в состав ВТО, ставили перед собой уже не столько задачи либерализации своей внешнеторговой политики – как того требуют цели данной международной организации, – сколько старались любой ценой поддержать национальных товаропроизводителей, что неизбежно влекло за собой усиление протекционистских тенденций [4,43; 5,222]. 

В то же время, уже при возникновении ВТО как правопреемницы ГАТТ её участники испытывали серьезные сомнения относительно того, какими будут дальнейшие перспективы её развития. И при открытии Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров изначально был выделен целый ряд аспектов, по которым между участниками ВТО имелись самые серьезные разногласия. В частности, такими аспектами являлись:

  1. невозможность почти для половины стран, входящих в состав ВТО, реально участвовать в деятельности ее рабочих групп, комитетов и других организационных звеньев из-за отсутствия необходимых финансовых и кадровых ресурсов; прежде всего это касается беднейших государств из числа участников ВТО, к числу которых относятся страны Тропической Африки, Южной Азии и Центральной Америки;
  2. сложности, обусловленные тем, что в рамках ВТО действует механизм принятия решений на основе консенсуса, который означает, что для заключения какого-либо соглашения требуется согласие с ним всех участников при отсутствии формально заявленных расхождений; такой механизм вызывает необходимость проведения большого числа неформальных заседаний и консультаций, в работе которых, как уже было сказано, не в состоянии участвовать многие страны из числа развивающихся государств по причине нехватки квалифицированных кадров;
  3. серьезные претензии к ВТО со стороны многих развивающихся стран в связи с тем, что ВТО, в отличие от ГАТТ, не предоставляет этим странам более льготного режима по выполнению обязательств участников; это создает заведомо неравноправные условия для участников ВТО, так как их экспортные потенциалы несопоставимы, и нельзя использовать одни и те же подходы при формировании торговых режимов по отношению к ведущим постиндустриальным государствам и к беднейшим аграрным и сырьевым странам;
  4. завышенные – по мнению целого ряда стран-участниц – полномочия ВТО, которая расширила свою деятельность, помимо вопросов торговой политики, также и на сопутствующие сферы, такие, как связанные с торговлей инвестиции, защита прав интеллектуальной собственности, состояние конкурентной среды, экологические проблемы и требование предоставления экологической информации по экспортируемым товарам, трудовые стандарты и др.;
  5. взаимоотношения ВТО и региональных торговых блоков, функционирование которых способствует либерализации взаимной торговли стран-участниц, однако объективно подрывает действующий в рамках ВТО принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ), предполагающий, что всем торговым партнерам должны предоставляться равные условия доступа на рынок той или иной страны; на современном этапе это относится и к формированию торговой политики России, образовавшей Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном;
  6. возможности государственного субсидирования отраслей национальной экономики в странах-участницах, особенно – ориентированных на экспорт отраслей, размеры субсидирования которых регламентируются Соглашением ВТО о субсидиях и компенсационных мерах; это затрагивает, в том числе, интересы России, так как, например, для восстановления аграрного потенциала нашей страны требуется финансовая поддержка сельского хозяйство со стороны государства.

В результате многосторонние торговые переговоры, участие в которых декларируется Всемирной торговой организацией как одно из ключевых преимуществ для стран-участниц, гарантирующих им защиту своих текущих и стратегических торгово-политических интересов, оказались в состоянии затягивания и неопределенности. В связи с этим участники ВТО возлагали большие надежды на Девятую министерскую конференцию, которая проходила на Бали (Индонезия) с 3-го по 6-е декабря 2013 года, рассчитывая, что переговорный процесс получит новые стимулы. Прежде всего, это касалось договоренности по упрощению процедур торговли и активизации таможенного сотрудничества. И действительно, на данной конференции были завершены переговоры Соглашению об упрощении процедур торговли, которое должно стать неотъемлемой частью Приложения 1А к Соглашению об образовании ВТО. Однако несогласованность позиций отдельных участников ВТО, и прежде всего – в сфере вопросов, касающихся продовольственной безопасности, – привела к тому, что окончательный текст данного Соглашения был принят и согласован лишь год спустя: 27 ноября 2014 года.

В настоящее время руководство ВТО демонстрирует умеренный оптимизм относительно перспектив Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров. Так, генеральный директор ВТО Роберто Азеведо на встрече Генерального совета ВТО 20 февраля 2015 года призвал его участников «сосредоточиться и настроиться на диалог» с целью подготовки рабочей программы для завершения Дохийского раунда. Он заявил: «Мы должны интенсивнее общаться друг с другом в открытой и конструктивной манере и быть готовыми к рассмотрению любых сценариев». Азеведо также добавил, что председатели переговорных групп продолжат свою работу в ближайшие недели [6,7].

Решающие усилия для успешного окончания Дохийского раунда должны быть предприняты на Десятой министерской конференции ВТО, которая состоится в столице Кении Найроби в период с 15-го по 18-е декабря 2015 года. Ожидается, что в ходе этой конференции участники ВТО смогут договориться о согласовании и принятии тех основных документов, которые в дальнейшем будут подписаны по итогам переговоров одним пакетом – то есть, как единое целое. 

Что же касается взаимодействия России и ВТО, то в современных условиях сложилась ситуация, когда не только ВТО способна оказывать влияние (а порой – и давление) на Россию, но и сама Россия своей политикой и формированием принципиальной позиции может непосредственно воздействовать на перспективы функционирования Всемирной торговой организации. Например, исключительно важную роль как для ВТО, так и для самой России играет участие нашей страны в формировании международных правил торговли энергетическими ресурсами. Россия является одним из крупнейших мировых игроков на рынке топлива и сырья, и от её позиции непосредственно зависит экономическое благополучие целого ряд стран – импортеров этих товаров, а также поддержание надлежащей конкурентной среды на данном рынке.

Отдельным аспектом, касающимся взаимодействия России и ВТО, является неоднозначная оценка последствий присоединения нашей страны к данной международной экономической организации. По мнению ряда экспертов, нынешняя недружественная политика, проводимая ведущими западными державами в отношении России,  может в перспективе даже поставить на повестку дня вопрос о выходе нашей страны из ВТО [8,9]. Однако на данном этапе такой вариант развития событий обсуждается лишь чисто гипотетически, и Россия, напротив, предпринимает ряд шагов, направленных на то, чтобы урегулировать на основе правил и норм ВТО торгово-политические разногласия, возникающие с основными внешнеэкономическими партнерами.

В целом, по мнению экспертов ВТО, экономические и политические институты стран-участниц, а также взаимодействие между странами в культурной сфере, призваны помогать развитию международного сотрудничества, в том числе в области торговли. Будущее международной торговли будет также зависеть от усилий стран ВТО по решению вопросов социального характера, таких, как сохранение рабочих мест в национальных экономиках и борьба с неравенством доходов. Эти и другие факторы непосредственно влияют на состояние мирового спроса на товары и услуги, и без их учета невозможно динамичное развития торговых отношений между странами ВТО.

Международная деятельность России на современном этапе также призвана способствовать решению всех перечисленных задач. Невзирая на сложные проблемы, возникшие сегодня во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах, Россия продолжает рассматривать дальнейшую интеграцию в систему международной торговли и мировой экономики как один из ключевых факторов, способных обеспечить успешное и динамичное развитие национального хозяйства.

Ссылки на источники

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Белолипецкая А.В. Оценка международных позиций России по легкости ведения бизнеса//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С. 173-179.
  3. Белолипецкая А.В. Региональные аспекты оценки легкости ведения бизнеса в Российской Федерации//Вестник Академии знаний. 2013. № 4 (7). С. 58-61.
  4. Егорушкина Т.Н. Актуальные проблемы развития инфраструктуры региональной оптовой торговли в условиях конкурентного рынка// Естественно-гуманитарные исследования. 2013.№2. С.43-48.
  5. Медведева Т.В. Финансовые аспекты формирования стратегии развития предприятий региона// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. №16. С.222-227
  6. www.wto.org – Официальный сайт Всемирной торговой организации.
  7. www.wto.ru – Официальный сайт «Россия и ВТО».
  8. http://trade.ecoaccord.org/news/wto/2012/30.html – Новости ВТО.
  9. http://ria.ru/economy/20131006/968080491.html#ixzz2k994KV5k – Сайт РИА «Новости».
  10. http://wto-inform.ru/news/rossiya_mozhet_otvetit_na_sanktsii_cherez_vto/ - ВТО-Информ, Аналитический центр.