Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается история развития церковно-приходских школ Тульской губернии во второй половине XIX в. Анализируются этапы деятельности духовенства, а также проанализирован его вклад в распространении народного образования. Приводится динамика численности церковно-приходских училищ Тульской губернии   второй половины XIX века.
Ключевые слова: Тульская губерния, церковно-приходские школы, духовенство, учащиеся, крестьяне. 

19 февраля 1861 г. в Российской империи последовал Высочайший манифест об освобождении крестьян. В ходе реформы крестьяне получили личную свободу, права и обязанности.  «Хорошие школы теперь как воздух» - писал по случаю этого события  К.Д. Ушинский [1,136]. В истории России сложилось так, что после отмены крепостного права, духовенство первым приняло на себя заботу о развитии народного (крестьянского) образования.  

Цель приходских училищ состояла в физическом и нравственном улучшение учащихся. Курс обучения предусматривал: чтение; письмо; четыре действия арифметики; Закон Божий; нравоучение; объяснительное чтение книги «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все учебные планы и программы школ в обязательном порядке утверждались Святейшим Синодом. Церковно-приходские училища делились на два разряда - первого разряда (одноклассные) и второго разряда (двухклассные). Принципиальное отличие между ними заключалось в наличии дополнительного класса у последних. Двухклассные училища встречались реже, чем одноклассные. Из действовавших в России на 1903 г. 43.969 церковных школах двухклассных было всего 510, одноклассных  23.165 [2, 289].

Учителями церковно-приходских школ становились местные священники и другие члены причта, а также специально назначенные учителя. Правом открытия церковно-приходских училищ обладало православное духовенство, с благословения и утверждения епархиального архиерея. О вновь открытых школах обязательно сообщалась начальству городских и уездных училищ. Во главе церковных училищ находился епархиальный архиерей, он одновременно председательствовал в епархиальном училищном совете епархии. Губернский директор народных училищ был всего лишь одним из членов епархиального совета. У церковно-приходских школ мог быть попечитель, который входил в училищный совет. Непосредственное же заведывание училищами возлагалось на приходских священников.

Содержание церковно-приходских школ зависело от местного населения, в городах от городских обществ, в казенных селениях от крестьян, в частных селениях от помещиков.

В деятельности духовенства Тульской губернии по развитию начального народного образования во второй половине XIX в. условно можно выделить два периода: 1) 1861 – 1866 гг.; 2) 1884-1894 гг., рассмотрим их. За первые два года (1861,1862 гг.) школьной деятельности духовенства было открыто 231 приходское училище: «в селениях Богородицкого уезда насчитывалось 38  приходских училищ; в селе Никитское - 50; в селе Михайловское - 52; в селе Шолохово Новосильского уезда – 24; в селе Сергеевское  Крапивенского уезда - 32; в селе Семеновское Белевского уезда - 35» [3].

Духовное ведомство, ответственно, даже в какой-то степени продуманно, отнеслось к делу. Составляло и разрабатывало специальные карты-схемы; планы уездов, с обозначением численность мужского и женского населения и с указанием, на каком расстоянии друг от друга будут находиться приходские школы. Например, в 1864 г. – 1865 гг. учебном году в Тульской губернии намечалось открыть 23 двухклассных приходских училища, и именно в селениях тех уездов, где школы действительно были необходимы. Более того, духовенство составляло программу открытия для каждого училища в отдельности, которая включал правила и инструкции для деятельности учителей и условия набора учащихся.

К концу 1866 г. на территории Тульской губернии действовало 510 церковно-приходских школ, с общим числом учащихся 10.957 человек[4].  495 (97 %) училищ располагались  в уездах;  15 (2,9 %) в уездных городах[5]. 

Динамика роста церковно-приходских школ на первом этапе деятельности духовенства по распространению народного образования характеризуется следующими показателями: 231 школа была открыта за 1861 - 1862 гг.,  279 в период 1863 – 1866 гг. Данную ситуацию можно объяснить следующим образом: открытые духовенством церковно-приходские училища вполне удовлетворяли образовательные потребности местного населения. Будет заблуждением  полагать, что из года в год должно было открываться одинаковое количество школ, или, происходить их прогрессирующий рост. Духовенство открывало школу лишь тогда, когда в ней действительно назревала необходимость [6, 57]. 

Следует отметить, что деятельность духовенства была затруднена, во-первых, неразрешенностью материального вопроса: правительство возложило на священнослужителей и открытие училищ, и их последующее содержание. Во-вторых, отношение крестьянских обществ к роли священнослужителей в образовании было не стабильным. Нередко крестьяне содействовали духовенству, даже в вещественном пособии, необходимом для успешного ведения  школьного дела. «Прихожане села Карамышево Крапивинского уезда, устроили при церкви каменную караулку, с учреждением в ней училища, на что израсходовали 200 рублей. Наряду с этим имели место и факты равнодушия и даже нерасположения, и противодействия к устройству школ. Хотят нас учить, так пусть все устроят за казенный счет. Священникам велено заводить школы, так пусть они и стараются об этом, да и нас должны просить отдавать детей учиться» [7, 85].

В ходе деятельности Тульского земства по народному образованию (1866 – 1884 гг.) происходит постепенное сокращение числа церковно-приходских школ с 510 в 1866 г. до 167 в 1876 и  105 в 1879 г. Одни из церковно-приходских школ, получая пособия от земства, постепенно  превращаются в земские, другие, не получая таких пособий и не имея собственных средств к существованию закрываются. «К 1884 г. по Тульской губернии сохранили свою самостоятельность не более 50 церковно-приходских училищ» [6,59].

В середине 80 гг. XIX века правительство в деле народного просвещения  вновь сделало ставку на духовенство. После принятия 13 июня 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах», в Тульской губернии решением епископа был создан Епархиальный училищный Совет, призванный организовать и в дальнейшем курировать работу всех церковных училищ губернии. Председателем Совета стал – ректор Тульской духовной семинарии протоиерей А. Романов.

Первое заседание Совета состоялось 21 августа 1884 г., на нем было принято решение провести ревизию всех имеющихся сельских школ епархии, выяснить по каждой школе: сколько времени она существует; кто ее открыл; в чьем ведомстве существует на момент ревизии; на какие средства содержится. Ревизия завершилась к концу декабря того же года. Согласно произведенному подсчету в 1884 г в селениях губернии действовало 32 министерские школы, 54 церковно-приходских училища, 45 школ грамоты (о существовании которых было точно известно), 575 земских школ.

 Собрание Епархиального училищного Совета от 19 декабря 1884 г. постановило разделить все сельские школы губернии на церковные и земские. При этом школы, которые содержались на средства земств, передать земствам (чтобы подобные школы не лишались финансовой поддержки земств и для предотвращения возможного конфликта между уездными земствами и епархией). Остальные школы было решено включить в состав церковных [8, 3]. В этот состав  вошли: 1) школы, уже числившиеся в списке дирекции народных училищ как церковные; 2) школы, которые были открыты после вступления в силу «Правил» 1884 г. и утверждены как церковные правящим архиереем.

Динамика роста церковно-приходских школ Тульской губернии в 80 - 90 гг. XIX века (во второй период деятельности духовенства по народному образованию) была следующая: происходило стабильное увеличение числа церковно-приходских училищ с 54 в период 1884-1885 гг. до 101 в период 1886-1887 гг., и 124 в период 1888-1889 гг.  Резкое увеличение количества церковно-приходских школ произошло в середине 90 гг. XIX века. 158 училищ было в 1893-1894 гг.,  200 в 1895 г., 237 в 1896 г., 400 в 1898 г. Одновременно с  ростом школ росло и число их учащихся [6, 63].

4 мая 1891 г. были приняты «Правила о школах грамоты», согласно которым все они перешли в ведение  духовенства. С  середины 90-х гг. XIX в. начался рост школ грамоты с 99 в 1884 г. до 195 в 1890.  После 1898 г. рост школ сменился их сокращением с 728 в названном году до 702 в 1899 г. [9, 65]. Причиной послужили меняющиеся взгляды крестьян на образование и способ его получения. Крестьяне стремились  определить своих детей в более обустроенные учебные заведения, для полного изучения учебного курса[9, 2]. Вместе с тем, впервые годы XX века число школ грамоты в губернии оставалось значительным.

          Итак, деятельность духовенства Тульской губернии по развитию народного образования продолжалась на всем протяжении второй половины XIX в. Можно обозначить два периода, когда эта деятельность шла наиболее результативно и плодотворно. Первый период, продолжался шесть лет (1861 - 1866 гг.), в это время количество церковно-приходских школ возросло с 231 (в 1862г.) до 510 (в 1866г.) с числом учащихся 10.957 человек. Второй период, продолжался десять лет (1884 – 1894 гг.). Число церковно-приходских школ составило 432, с количеством учащихся 21.131 человек.

Ссылки на источники

1. Демков М.И. Начальная народная школа ее история, дидактика и методика. М., 1911
2. Латышина Д.И. История педагогики и образования. В 2-х ч., ч 2. М., 2004
3. ГАТО. - Ф.7. - оп.1. - д.471
4. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Тульской епархии за 1866. Тула , 1866
5. ГАТО, ф.7, оп.1, д. 518
6. Рыжкова О.В. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук, Тула, 2011
7. Дружинин А. Г. Начальное народное образование в Тульской губернии с  1800  по 1900 год.  Тула,1901.
8. Инструкция для церковно-приходских школ» Утверждена Его  Высокопреосвященством 14 июня 1885г. Тула, 1885
9. Рыжкова О.В. Социализация  подрастающего  поколения  в  патриархальной крестьянской  семье.  Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Молодежная политика: мировой исторический опыт и современные проблемы». Чебоксары, 2013