Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам использования Интернета при обучении иностранному языку в рамках самостоятельной работы студентов вузов.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, самостоятельная работа, иностранный язык. 

Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром. Учебная деятельность – это деятельность субъекта (обучающегося) по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им вопросов посредством учебных действий. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть приобретения обобщенных способов действий или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у студентов, то этим самым поддерживаются и наполняются новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией студента, с осуществлением общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельностью[1,35].

Сложную структуру Интернета функционально подразделяют на две большие группы: коммуникативную и информационную. К коммуникативным службам относят такие виды связи, как электронная почта, веб-форум и чат. Вторую группу составляют информационные службы, наиболее часто используемые в преподавании, поскольку содержат богатые образовательные ресурсы. Они просты в использовании и практически не требуют дополнительного оборудования и материальных затрат [2].

Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности:

  • интегрирование в контекст занятия аутентичных материалов сети;
  • для самостоятельной работы студентов, с целью поиска информации в рамках заданной темы;
  • при обучении на дистанционных курсах [3,47].

Самостоятельная работа студентов (СРС) обладает познавательным и воспитательным характером. Проблемы образования, как и проблемы науки, искусства, социальной сферы, напрямую связаны с проблемами характера мышления и знанием, обретенным на предыдущих этапах обучения[4]. Поэтому очень важными становятся изыскания тех моделей, которые ведут к решению применения полученных знаний в ситуации, приближенной к действительности, где решаются сразу две задачи: воспитательного и образовательного характера.  По мнению некоторых специалистов [5,272] основными видами интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс являются:

  • использование готовых обучающих материалов;
  • применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме:
  • создание и использование веб-страниц и веб-сайтов.

В условиях ВУЗа использование Интернета может быть различным на всех этапах обучения. На начальном этапе можно давать студентам индивидуальные задания для самостоятельной работы над лексическим и грамматическим материалом. Как известно, если речь идет о формировании грамматических или лексических навыков, студентам требуется разный объем практики. Это зависит и от свойств памяти, и от языковых способностей, и от уровня обученности.

Использование возможностей Интернета при выполнении различных упражнений имеет ряд преимуществ по сравнению с учебником, так как в Интернете есть множество грамматических справочников, упражнений с разъяснениями и обратной связью. В дальнейшем, обращаясь к тому или иному ресурсу, студенты смогут более точно выбирать свой уровень и самостоятельно совершенствовать необходимые навыки.

После прохождения основного грамматического материала и усвоения необходимой лексики можно привлекать Интернет-ресурсы для овладения творческими видами работ, что положительно сказывается на повышении мотивации обучения. Поскольку возрастает объем изучаемого материала и его сложность, большая часть заданий с использованием Интернета предназначается для самостоятельной работы, которая характеризуется творческим подходом и носит коммуникативный характер.

Что же психологически для каждого студента означает самостоятельная учебная работа? Она, прежде всего, должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Самостоятельная работа может включать внеурочный, задаваемый в той или иной форме преподавателем вид учебной деятельности.

В связи с тем, что иностранному языку как непрофилирующему предмету на неязыковых специальностях учебными планами выделяется незначительное количество времени на аудиторную работу, а требования к владению ИЯ на более высоком уровне возрастают, изучение языка все больше приобретает характер самостоятельного учебного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методик и средств обучения. Самостоятельная работа студентов (СРС) становится важнейшим этапом переработки учебной информации в прочные и глубокие знания, умения и навыки. Она обеспечивает непрерывный, системный характер познавательной деятельности студентов, развивает навыки и приемы организации умственного труда.

  В последние годы в отечественной методике всё больше внимания уделяется проблемной направленности обучения (Ковалевская Е.В., Полат Е.С., Виноградова О.С.). Решение этой задачи, имеющей общеобразовательное значение, предусматривает организацию всего учебного процесса на проблемной основе. Основным объектом обучения в преподавании иностранных языков является речевая деятельность. Такая постановка вопроса помогает вычленить названные компоненты этого объекта и реализовать личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, что особенно важно в условиях университета, где происходит процесс формирования и становления личности студентов. При овладении иностранным языком учебными предметными действиями являются работа с языковым материалом и собственно коммуникативные действия. По мнению Е.С. Полат, специфика предмета "иностранный язык", кроме всего прочего, заключается также и в том, что мы обучаем не основам наук, а речевой деятельности, предметом же речевой деятельности является мысль. Поэтому основными видами деятельности при обучении иностранному языку являются те, которые направлены на стимулирование самостоятельного мышления учащихся, рассуждений, аргументирования собственной точки зрения на ту ли иную проблему (дискуссии, беседы, ролевые игры, проектная деятельность). Чтобы подготовить студентов к таким видам работ с использованием Интернет-ресурсов, преподавателю необходимо решить следующие задачи:

  • находить в общей поисковой системе запрашиваемую информацию;
  • научить пользоваться электронными словарями;
  • научить анализировать и обобщать найденную информацию и уметь представить её аудитории;
  • выработать навыки дискурсивной компетенции.

Нетрудно заметить, что умение работать с информацией выступает на передний план. Количество разнообразных информационных ресурсов в сети, которые можно использовать при изучении иностранных языков, огромно. Возникает серьезная проблема отбора нужного материала, причем его необходимо быстро просмотреть и решить, нужен он или нет для решения рассматриваемой проблемы. Это просмотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения являются приоритетными при работе с ресурсами Интернета.

Работа с информацией предполагает также владение умением создавать вторичные тексты. Далеко не все студенты умеют это делать. В этих случаях целесообразно организовать работу студентов в малых группах сотрудничества в сети. Студенты работают над одной проблемой, но у каждого есть собственная роль, своё задание. Вместе с тем, есть необходимость что-то обсудить, посоветоваться с партнёрами, что можно сделать по электронной почте.

При создании вторичных текстов на начальном этапе можно давать одно задание на группу из трёх человек (один сильный, один средний, один слабый). Они распределяют задания между собой, обмениваются по электронной почте результатами и постепенно создают один текст. Этот текст, если не возникает вопросов, отправляется в другую малую группу (по указанию преподавателя) для краткой рецензии. И только после этого работа направляется преподавателю. В следующий раз задание даётся аналогичное и индивидуальное. Постепенно они усложняются. А также и тексты, на основе которых эти задания выполняются. На этом этапе использование Интернета существенно расширяет информативные рамки учебного процесса за счет предоставления аутентичного языкового материала.

Обсуждение полученных результатов обработки информации организуется на занятии. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • не использовать родной язык;
  • не допускать зачитывания вслух домашних заготовок. Весь материал должен излагаться в устной форме, использование записей допускается только в качестве смысловых опор;
  • преподаватель не исправляет ошибки и не вмешивается в ход обсуждения. В качестве рядового участника в дискуссии допускаются внесение уточнений или дополнений, а также вопросы к выступающему;
  • разбор допущенных ошибок и неточностей осуществляется только после завершения дискуссий и подведения итогов;
  • всячески поощряется творческая коммуникация  в форме вопросов, дополнений, замечаний.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важнейших и широко обсуждаемых проблем в преподавании иностранного языка в вузе.

Понятие самостоятельной работы студента в современной методике обучения иностранным языкам обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя. Общепедагогическое определение внеаудиторной работы, согласно которому она представляет собой различные виды деятельности студентов воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые в вузе во внеурочное время, положено в основу рассмотрения самостоятельной деятельности студентов. Развивая эту тему в общем контексте организации факультативного курса иностранного языка в вузе, С. Ф. Шатилов говорит о нескольких формах самостоятельной работы, например таких, как внеурочная, внеаудиторная, как бы объединяя их общим понятием «внеурочная работа». Существует три основных отличия внеурочной работы: добровольность участия студентов в ней, внеурочность проведения, большая «самостоятельность» и требования к ней. К ним относятся: связь урочной и внеурочной работы, обязательность в выполнении добровольно взятых на себя внеурочных поручений, целенаправленность и регулярность внеаудиторных занятий, массовый охват студентов.

Самостоятельная работа студента есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в аудитории, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Так как самостоятельная работа студентов – не самопроизвольный процесс, а управляемая и направляемая деятельность, предполагающая тесный контакт между преподавателем и студентом, то необходимо также создать социально-психологический климат, чтобы студент при необходимости мог свободно обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателю. Малейшее проявление формализма, авторитарности и догматизма в действиях обучающего негативно сказывается на самостоятельной деятельности обучаемых.

Общим фактором, определяющим успех любой СРС, как и любого процесса познания, является наличие положительной внутренней мотивации. Отсутствие широких возможностей практического использования иностранного языка в работе специалиста (хотя такие возможности в последнее время значительно расширились) не может не сказаться на мотивационных моментах. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес студентов к самому процессу овладения иностранным языком, его интерес к результативности. Несомненно, что положительной установкой на изучение иностранного языка служит осознание обучаемыми прикладного характера данной дисциплины, т.е. реальное применение ИЯ в возможной иноязычной деятельности специалиста. Убедительным аргументом является тот факт, что в изменившихся условиях специалист не только профессионал в определенной области, но и глубоко эрудированный человек, имеющий основательную гуманитарную подготовку, владеющий умениями профессионального и личностного общения хотя бы на одном из иностранных языков. Основная роль в формировании положительной внутренней мотивации изучения предмета «иностранный язык» принадлежит преподавателю.

Широкое использование ресурсов Интернета, самостоятельная деятельность студентов с ними могут оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса, решении таких задач, которые не могут быть адекватно решены иным способом. Сюда можно отнести:

  • совершенствование лексических, грамматических навыков, умений письменной речи, чтения, аудирования на основе автономной и совместной деятельности обучаемых в Интернете;
  • гибкая система консультаций обучаемых со стороны преподавателя в процессе самостоятельных видов деятельности обучаемых, а также в процессе работы над проектом или над различными видами письменных творческих работ;
  • работа по индивидуальным планам на определённых этапах работы, по отдельным разделам программы;
  • организация элективных дистанционных курсов;
  • участие в международных телекоммуникационных проектах.

Однако существуют некоторые проблемы использования Интернет-ресурсов. Во-первых, чрезмерное увлечение использованием информационных технологий ради них самих без учёта целей обучения иностранному языку. Во-вторых, это проблема информации, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета без соответствующей тщательной методической проработки. Работа с Интернет-ресурсами требует тщательного отбора материалов и современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно - ориентированного подхода и проблемной направленности всего процесса обучения. В-третьих, это проблема, связанная с культурой коммуникации в сети, предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению, овладение речевым этикетом.

Ссылки на источники

  1. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура.//Педагогика №1,в переиздании 2008. – С. 35-37.
  2. "...Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с. — (Б-ка учителя иностр. яз.). — ISBN 5-09-001716-6...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm]
  3. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.
  4. http://www.larousse.fr
  5. Полат, Е. С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Е. С. Полат. – М. : Владос, 2001. – 272 с.