Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сохранения, использования и развития патриотических традиций в современной системе образования молодежи на опыте Тульского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Цель исследования -  проанализировать и обобщить педагогический опыт использования патриотических традиций в профессиональной подготовке и гражданском воспитании студентов вуза.
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, молодежь, образование, опыт, патриотизм, преемственность, регион, студенчество, традиции. 

Существующая система образования постепенно приобретает профессиональную направленность. Ориентируясь на рынок труда, на различные уровни компетентности, адаптацию к конкретной экономической системе, высшее образование, вместе с тем, не должно разбалансировать систему подготовки студентов не только как профессионалов, но и как граждан-патриотов своей страны. А патриотизм, по-справедливому замечанию ряда ученых, это, прежде всего, традиция. В этой связи вытеснение традиционных духовных ценностей новыми западными установками, ориентированными на культуру "общества потребления", получает отрицательную оценку и вызывает сопротивление со стороны общественных организаций, ученых, педагогов. Принципиальным требованием к любым новым формам гражданского воспитания в России является сохранение национально-исторической преемственности, недопустимость изменения социально-психологического кода нации. Это требование обусловлено самобытностью  исторического и культурного развития России. Ярким свидетельством важности данной проблемы явилось Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. [1]

       Современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, духовных основ нашего быта и культуры.  Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание образования. Эффективное решение данной задачи сопряжено с аккумулированием педагогического опыта (в том числе, советского) старейших вузов страны.  К их числу принадлежит и Тульского филиала РЭУ имени Плеханова, где накоплен значительный опыт по обучению и воспитанию студентов,  основываясь  на российских национально-культурных традициях, в том числе и традициях тульского региона. 

    Особую значимость коллектив филиала  придает  живым формам работы по воспитанию патриотизма, гражданственности. Суть таких форм в активной жизненной позиции по сохранению наследия  семьи, вуза, малой родины, страны.  Ярким свидетельством такой творческой активности студентов филиала  стало осуществление уникального проекта «Горжусь подвигом отцов, дедов и прадедов», посвященного 65-летию  и 70-летию Великой Победы и  героической обороны Тулы.  [2, 2]

  Новым направлением учебно-воспитательной работы филиала стало приобщение студентов к традициям российского предпринимательства. Невозможно слепо копировать формы и методы западного предпринимательства без учета русского мирочувствия, национальных и региональных особенностей. Они могут подсказать действенные формы и методы обеспечения  исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирования патриотизма и цивилизованного предпринимательства.

  Вместе с тем, мы рассматриваем традиции не как консервацию старого, а как передачу молодежи того лучшего, что вышло из прошлого и актуально сегодня, учитываем реалии и то, что необходимо для модернизации  современной России. Традиция, таким образом, означая преемственность, одновременно означает изменчивость.  Данный подход основан на понимании роли традиций, в первую очередь, как внутреннего регулятора поведения личности. В этой связи в учебном процессе не только изучаются национальные и региональные традиции, но и идет их переосмысление с учетом современного опыта [3,83]  

  Особую практическую ценность представляет обращение к традициям своей малой родины. Использование при подготовке студентов исторических традиций и современного опыта развития тульского региона, инициирует у студентов потребность и способность к рефлексии по выбору ценностных ориентаций профессиональной деятельности и соответствует современной  тенденции переноса основных усилий по воспитанию молодежи в регионы.[4,156] В документах Министерства образования РФ подчеркивается, что регионализация обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона. Ибо известно, что преобладающая часть социальных и духовных потребностей удовлетворяется именно по месту жительства, где осуществляется повседневное и реальное жизнеобеспечение населения, неразрывная связь среднего и малого предпринимательства с интересами региональных сообществ,  где наглядно проявляется  преемственность поколений, механизм передачи традиций. Это находит выражение в учете особенностей местных традиций, с которыми связана история нации и региона и конкретно проявляется в том, что более 80% выпускников нашего филиала, пройдя обучение, трудоустраиваются в своем регионе.

    В образовании и патриотическом воспитании студентов на исторических традициях одно из ведущих мест принадлежит региональным вузам. Известно, что среда обитания является мощным фактором воспитания и практическим воплощением гражданской ответственности. Именно поэтому региональные учебные заведения выступают самыми заинтересованными сторонами развития профессиональной подготовки учащихся на основе местных традиций. Территориальные вузы (филиалы) следует считать, на наш взгляд,  базовыми площадками сохранения и передачи региональных традиций и преемственности поколений. Поддержка старейших вузов будет способствовать усилению их роли в формировании  патриотизма.

    Важнейшей составной частью процесса профессиональной  подготовки студентов  является региональный аспект содержания образования. В результате такой многолетней работы  накоплен  значительный опыт целенаправленного  использования в обучении и воспитании студентов  национальных и региональных традиций.  Эта проблема является одним из ведущих направлений научной, учебной, методической и воспитательной работы в Тульском филиале. Традиции студентам филиала передаются в междисциплинарном контексте при изучении курсов истории, экономики, социологии, культурологии и других дисциплин.

    Об этом свидетельствуют основные  направления научной работы преподавателей и научных кружков студентов: «Стародубцевские чтения», «Тульское краеведение в персоналиях», «Этика Л.Н. Толстого», «Потребительское поведение и потребительская культура»,  «Социально-гуманитарные проблемы предпринимательства», «Русская духовно-нравственная культура», - сопряжены с  региональным опытом, традициями и потребностями студентов.  Научные работы по  истории Тульского края, посвященные памяти наших выдающихся земляков  Н.А. Вознесенскому, В.А. Стародубцеву, С.И. Степанову, В.Н. Игнатову, А.И. Чирикову и др., вызывают большой интерес и активность студентов,  способствуя тем самым творческому осмыслению исторического опыта, духовных основ российского народа [5,7].

    Сегодня особенно актуально воспитание историей. В последнее время возрождается общественный и научный интерес к региональной истории.  Изучение  исторического наследия необходимо для формирования у студенческой молодежи современного национального  сознания и  культуры,  которая  включает в себя учет культурно-исторических условий  развития страны и региона.  В учебном процессе важное место занимает проведение конкурсов, игр среди студентов, синтезирующих учебные, научные и воспитательные цели. Например, конкурс-эссе по «Домострою» - памятнику русской культуры,  дающего ключ к пониманию мыслительного и нравственного кода многих поколений. Научные  студенческие кружки и конференции посвящались истории российской торговли и купечества, предпринимательской этики, потребительской и духовно-нравственной культуры, истории социально-экономической мысли России, ее преемственности.  Большую познавательную активность студенты  проявили при подготовке и проведении конференций по истории  тульского купечества, к 160-летию выхода в свет первого русского учебника политической экономии А.И. Бутовского, жизнедеятельности государственного деятеля, ученого-экономиста и нашего земляка Н.А. Вознесенского.  Живые представления об истории родного края  у студентов остались после экскурсий в музей Демидовых, в один из немногих в стране -  музей купечества в Крапивинском районе Тульской области. Интерес студентов к изучению и осмыслению традиций региона является значимым залогом их возрождения в новых формах.

  Проявлением традиций стало преемственная  передача студентами активной гражданской позиции участия в жизнедеятельности университета, нашего филиала, его истории, в волонтерском движении «ШАГИ» (Школа Активной Гражданской Инициативы) по сохранению памятников Тульского края: «Ясная поляна», «Куликово поле», «Поленова», шефство над обездоленными детьми, одинокими ветеранами войны и труда, донорство и других мероприятиях регионального масштаба. Выпускники нашего филиала, посвятившие себя предпринимательской деятельности, поддерживают самую тесную связь с альма-матер,  возрождая и передавая свой опыт и традиции патриотизма, гражданской солидарности и благотворительности. Так, например, памяти Н.А. Вознесенского было посвящено создание на спонсорские средства тульских предпринимателей сквера и бюста у главного корпуса филиала. В таких конкретных делах проявляется патриотическая преемственность нескольких поколений студенческой молодежи.

Ссылки на источники

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 4 декабря 2014 года 
  2. Мы помним…1941. Часть1. Книга воспоминаний и размышлений поколений / под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. – Тула: Гриф и К, - С. 2-14. 
  3. Ростовцева Л.И. Преемственность: сборник статей (1996-2011)  /Л.И. Ростовцева. – Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2011. –С. 85.
  4. Гельфонд М.Л. Этика в системе культуры. // Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической   конференции: В 7 частях. ООО «Арт-Кон. М.: 2014. – С. 159.
  5. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Патриотизм и консолидация Российского общества». // Известия Тульского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова. ООО «Эконом», Тула, 2013. – С.  7- 49.