Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые техники коучинг-технологии, экстраполируемые из области бизнес-управления и психологии в область образования; предложены содержательно модернизированные приёмы коучинг-технологии для формирования умений соуправления учением: конструктивных умений студентов – будущих учителей начальных классов и регулятивных умений младших школьников, а именно умений целеполагания, планирования и рефлексии.
Ключевые слова: коучинг-технология, умения соуправления учением, конструктивные умения студентов, регулятивных умения учащихся. 

Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Коучинг является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования. Термин «коуч» ввёл в 20 веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей [3].

Назовём основные принципы коучинга: 1) Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни; 2) Обучение на успехе, а не на ошибках; 3) Ориентир не на проблему, а на решение; 4) Направленность: из настоящего в будущее; 5) Все ответы находятся внутри человека –  человек себя оценивает сам, внешние советы и оценки не нужны. Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу [5].

Основная формула эффективной деятельности в коучинг-подходе: эффективность равна потенциалу минус внутренние препятствия, из которых сильнейшее – страх. (Эффективность = потенциал – страх). Основная цель коучинга: устранить внутренние препятствия на пути достижения эффективности.

Преподаватель-коуч должен уметь активно слушать посредством техник присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом), использовать  тоны голоса, «глубинное слушание»; задавать «сильные вопросы».

Опишем различные уровни слушания. При поверхностном (повседневном) слушании, мы акцентируемся на том, что история рассказчика значит для нас. При этом концентрируемся на собственном «Я»: на чувствах, стереотипах, опыте, часто перебиваем фразой «да, да, а вот у меня…». Сфокусированное слушание – человек сосредоточен исключительно на рассказчике. Он перенимает его позы, темп и тембр голоса (происходит присоединение) Конечно, чаще всего это делается сознательно с целью установить определенное доверие и показать свою вовлеченность в процесс. Глобальное слушание– слушание на уровне «интуиции» С помощью интуиции коуч-педагог получает правильные ответы не просто из наблюдений, но и при помощи «шестого чувства». Он получает информацию, затем замечает, как воздействует на ученика его ответ, как был воспринят его комментарий.При этом используются техники присоединения: 1) перефразирование (эхо-техника) –собеседнику возвращается его высказывание (одна или несколько фраз), сформулированные своими словами. Перефразирование может начинаться словами: «как я тебя понял…»; правильно ли я тебя понял, что...»; «по твоему мнению…». Главная цель эхо-техники – уточнение полученной информации. 2) выяснение – представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа – «Я не понял», «Что ты имеешь в виду», «Пожалуйста, давай уточним» и т.п. 3) отражение чувств – акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящегопри помощи фраз – «Вероятно, ты чувствуешь…», «Возможно ты несколько расстроен…» [6].

Основной инструмент педагога-коуча – вопросы.«Сильные или открытые вопросы». Они приглашают к самоанализу (приглашают человека посмотреть внутрь себя), открывают дополнительные решения и ведут к инсайту (приглашают посмотреть в будущее) [2; 4].

Приведём примеры открытых (сильных) вопросов по этапам проведения занятия. Для этапа мотивации и постановки цели (этапа вдохновения), когда учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года):

– Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

– Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

– Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

– Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10. (При фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?»).

Далее учитель с помощью вопросов помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные целив формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые, определенные во времени).

– Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

– Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

– Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

– Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

– Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

– Почему эта цель важна для тебя?

– Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?

– Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

Для этапа планирования эффективных действий для достижения цели:

– В соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

– Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

– Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

– Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

– Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

Для этапа реализации плана:

– Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

– А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому? А если еще на один балл? И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Для этапа завершения (рефлексии):

– Как ты поймешь, что достиг цели?

– Какие самые важные шаги ты замечаешь?

– Сколько времени занимала каждая задача?

– Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Коучинг строится по схеме GROW: G (goal) – цель, R (resourses) – исследование ресурсов, O (opportunities) – поиск возможностей для достижения целей, W (will) – воля. Применение в процессе коуч-занятий специальных приёмов, обеспечивает визуализацию целей, ценностей, рефлексию удовлетворенности своим состоянием и достижениями.

Назовём наиболее эффективные приёмы, которые экстраполируются из сферы психологии и управления в сферу образования и уже применяются при обучении старшеклассников: «Колесо жизненного баланса», «Шкала продвижения к цели «от 1 до 10», «Линия времени» [2; 5].

Данные приёмы при условии содержательного изменения можно применять при формировании конструктивных умений (целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценивания, рефлексии) у студентов педагогических специальностей.

Требования нового ФГОС начального общего образования ориентируют на формирование у младших школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии, что полностью коррелирует с конструктивными педагогическими умениями. Студенты, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у младших школьников регулятивных умений и диагностики их развития.

Опишем содержательно модернизированные приёмы. «Колесо достижений» – представляет собой круг, разделённый по секторам, соответствующим формируемым конструктивным умениям студентов (или учащихся) и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению (Рис.1).

Каждый обучающийся в персональной карте с определённой периодичностью (например два-три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям.

Нами разработаны критерии для оценивания по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам. 1 – знаю о существовании такого умения; 2 – понимаю сущностное содержание термина; 3 – могу сформулировать определение понятия цеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.; 4 – понимаю, зачем мне необходимо это умение; 5 – умею выполнять данное действие с помощью преподавателя; 6 – умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин; 7 – владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин; 8 – владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.; 9 – могу обучить другого человека данному умению; 10 – систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.

Рисунок 1 – «Колесо достижений» с перечислением формируемых умений соуправления учением у студентов и школьников и оценочной шкалой от 1 до 10 по каждому умению.

«Линия времени» представляет собой векторную стрелку из прошлого в будущее через осознание настоящего. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей учащегося. Её можно составлять студенту (ученику) самостоятельно или совместно с преподавателем. Направления для целеполагания можно предлагать различные «Я – хороший человек» (личностные УУД), «Я – хороший студент (ученик)», «Я – хороший специалист» и т.п. (Параметры успешности по каждому направлению определяет каждый обучающийся самостоятельно, исходя из витагенного опыта (собственного жизненного опыта, коллективного опыта группы или класса, информации, получаемой от учителя, из других источников – печатных, электронных) [1].

Приведём пример «Линии времени» по направлению «Я – хороший студент (ученик)» (Рис. 2).

Я – хороший студент (ученик)

Рисунок 2 – «Линия времени» 

Параметры успешности по вопросам «Что я для этого сделал?», «Что я еще могу сделать?» могут быть следующими: регулярно посещал, посещаю (и буду посещать) все занятия (уроки), участвовал и участвую в конференциях, олимпиадах, конкурсах, углубляю свои знания и умения на факультативах, кружках, в проектной деятельности, регулярно занимаюсь самообразованием по интересующей меня тематике.

Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся младшей школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Но каждый ученик и тем более студент уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.

Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, Особое внимание при проведении коучинга в младшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Педагог – коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, учителя и родителей, т.е. должна быть создана поддерживающая среда. Коучинг-технология призвана формировать поддерживающую среду по достижению поставленных целей. 

Ссылки на источники

  1. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход. Екатеринбург, 2001.
  2. Гульчевская В.Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально- личностного развития обучающихся. http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf.
  3. Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов / Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3(4). С. 144-147. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000393459.
  4. Долина Н. Коучинг в образовании. Российская ассоциация бизнес-образования. rabe.ru/files/137.ppt.
  5. В.Е. Пырков, Южный федеральный университет Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования. gulchevskaya.ru/wp-content/uploads/2012/11/coaching_pyrkov.pdf.
  6. Сыпачевская Ю. Практикум по уровням слушания. http://vk.com/topic-36238584_26047576.

 

BaranovаOlga,
рed. nauk candidate, associate professor of VPO "Kuban State University", Krasnodar
Coaching technology as a way to control the formation of the teaching skills of the students - the future teachers of primary school and primary school children
Abstract. The article discusses some of the techniques of coaching technology, extrapolate from the field of business management and psychology in education; offered meaningful modernized techniques coaching techniques to form co-management skills doctrine: the design skills of students - future primary school teachers and regulatory abilities of younger pupils, namely, skills goal setting, planning and reflection.
Key words: coaching technology, management skills teaching design skills of students, regulatory skills of students.

References

1. Belkin A.S., N. Zhukov N.K. Vitagennogo education: multidimensional-holographic approach. Yekaterinburg, 2001.

2. Gulchevskaya V.G. Coaching - effective technology for pedagogical support and support for individual-personal development of students. http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf.

3. Dmitrieva E.N., Trenkaeva N.A. The possibility of using methods and techniques of coaching in professional and personal formation of students / Dmitrieva, NA Trenkaeva // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2008. № 3 (4). S. 144-147. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000393459.

4. Dolina N. Coaching in education. Russian Association of Business Education. rabe.ru/files/137.ppt.

5. Pyrkov V.E., Southern Federal University Coaching approach in teaching high school students how to implement the technology of modern education. gulchevskaya.ru/wp-content/uploads/2012/11/coaching_pyrkov.pdf.

6. Sypachevskaya Y. Workshop on levels of hearing. http://vk.com/topic-36238584_26047576.