Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ уровня творческого потенциала студентов педагогического вуза на основе тестирования. Указывается, что творчество является одним из важнейших качеств личности будущего педагога и условием обеспечения качества современного педагогического образования. Приводятся конкретные примеры творческих заданий, составленных студентами.
Ключевые слова: педагогическое образование, творчество, творческий потенциал. 

Модернизация педагогического образования, введение федеральных государственных образовательных стандаров 3+ (ФГОС) обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам развития творчества в профессиональной подготовке будущих педагогов. Деятельность педагогов происходит в постоянно изменяющихся условиях: состояние науки, состав класса, уровни развития учащихся, требования образовательных стандартов и др. и поэтому педагогу высшей школы приходится постоянно искать новые, более эффективные технологии обучения студентов.

Выбор профессии педагога предполагает наличие у человека, прежде всего, определенных нравственных качеств: любви к детям и бескорыстия; беззаветной преданности делу обучения и воспитания детей; творчества; терпения и самоотдачи; доброты. Современный педагог также должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике; грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях [1]. Это далеко не все, что необходимо для овладения профессией педагога. Мы выделяем из названных выше качеств творчество и считаем его основным условием обеспечения качества педагогического образования. Творчество – признак оригинального склада мышления, способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят.

Анализ научной литературы показал, что большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Кирсанов, А.И. Кочетов, Л.Н. Куликова; творческого мышления – Д.В. Вилькеев, З.И. Калмыкова, О.И. Кедровский; творческих способностей – С.Ю. Залуцкая, В.А. Крутецкий, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер. В работах В.И. Андрееа, Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошина, И.Я. Лернер, Л.С. Подымовой, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, М.И. Ситниковой, Е.В. Тонкова, Н.Ш. Чинкиной понятие творчества актуализируется в качестве способа эффективного саморазвития и профессионально-личностной самореализации [2].

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего педагога. Здесь важным выступает то, что будущий педагог в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности благодаря творческой деятельности. От этого напрямую зависит качество современного педагогического образования. Как, справедливо отмечает Е.И. Сахарчук [3], чтобы педагог смог эффективно реализовать требования ФГОС к планируемым результатам общего образования – личностным, метапредметным и предметным, он уже в вузе должен приобрести социальную компетентность, самостоятельность. Ведь он порой повторяет формализованный стиль взаимоотношения преподавателя со студентами, с которыми столкнулся во время обучения в вузе [3]. Этот факт позволил нам установить взаимосвязь между развитием творчества студентов – будущих педагогов, качеством современного педагогического образования и стилем взаимоотношений, который зависит от технологии обучения преподавателей вузов.       

В начале исследования студентам предложен тест «Ваш творческий потенциал», состоящий из 18 вопросов, каждый из которых содержит три варианта ответа: «а», «б», «в», которые оцениваются соответственно тремя, одним и двумя баллами. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности. Все эти способности составляют качества творческого потенциала личности. Общая сумма набранных очков покажет примерный уровень творческого потенциала.

49 и более очков.В вас заложен творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков.У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески  проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очка.Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое - то новое дело и доведите его до конца. Таким образом вы решите проблему.   

Далее студенты по сумме набранных баллов узнали уровень своего творческого потенциала, определив который, каждый наметил пути саморазвития и самосовершенствования

Проведя диагностику будущих педагогов – студентов 1-го курса по этому тесту отметим, что все студенты находятся на среднем уровне развития творчества, а 3 % студентов – на низком уровне. А ведь это лучшие учащиеся школ нашего края! По этим результатам приходим к выводу о том, что проблема развития творчества, несмотря на поиски путей её решения среди ученых и практиков, на сегодняшний день остается актуальной. 

Узнав уровень своего творческого потенциала каждый студент – будущий педагог намечает пути саморазвития и самосовершенствования, а педагог помогает им, строя учебные и внеучебные занятия согласно целям развития творчества студентов. Педагог высшей школы должен стимулировать его развитие и соблюдать следующие требования:

1. включение в работу по развитию творчества студентов всех студентов;

2. обеспечение непрерывности работы по развитию творчества;

3. работу по развитию творчества начинать с этапа репродуктивных действий и постепенно переводить её на продуктивный уровень.

4. включение в учебные задания системы познавательных действий, обеспечивающих все звенья процесса обучения и развития творческого мышления.

Работа над развитием творчества студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность. Система профессиональной подготовки по развитию творчества студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

В этой связи приведем пример из своей практики обучения будущих педагогов начального образования по учебной дисциплине «Методика начального обучения русскому языку». В начале каждой лекции проводится так называемая «творческо-познавательная разминка». По материалам предыдущей лекции студенты самостоятельно проводят (они выступают в роли учителя) беседы, викторины, конкурсы. Вначале эти «разминки» каждый студент готовит самостоятельно в виде проблемных вопросов. Получив некоторый опыт, через несколько лекций каждый студент старается приготовить занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, чайнвордов, пиктограмм, различных дидактических игр, конкурсов [4].

Постепенно будущие учителя так втягиваются в эту непривычную для них учебно-познавательную деятельность, что у них появляются новые идеи, они начинают работать в парах, группах, готовить наглядность, призы для своих сокурсников, проводить рефлексию и саморефлексию деятельности. Эти «творческо-познавательные разминки» проходят на высоком уровне творчества, в атмосфере радости, удовлетворения, а соединение чувств и смысла в ценностях определяет качества личности педагогов начального образования. Приведем примеры творчества студентов – будущих педагогов.

Ответьте на вопросы:

1. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов воспитания кого-либо.

2. Область науки, изучающая основные идеи изучения предмета данной науки и методов её исследования.

3. Система обучения, которой занимались такие выдающиеся педагоги как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.

4. Психолог, который разработал психологическую концепцию понятия деятельности.

5. Автор открытия «тайн слияния звуков при чтении».

6. Учебник, благодаря которому в методике обучения грамоте сделан значительный шаг вперёд.

7. Ученый и психолог, внёсший значительный вклад в разработку теории и практики обучения детей с 6 лет.

В   

О

Ь

Б

М

З

А

Р

О

Н

Т

У

К

В

И

В

Е

О

Д

И

В

А

Ю

А

Л

Т

А

К

Ь

Р

Щ

А

М

Е

М

О

Р

В

И

Я

И

Н

А

Н

О

Ш

Л

И

Ж

К

И

Н

Я

Я

И

Г

М

Е

Т

О

Д

О

Л

О

 Ответы на вопросы находятся в данном квадрате. Слова расположены по вертикали  горизонтали. Оставшиеся буквы являются аббревиатурой данной темы.

Отгадайте филворд.

С     

Л

О

Г

Л

С

Ы

Е

Б

У

К

Е

Ч

Г

А

А

С

Н

Л

С

О

В

Р

А

Н

В

Ы

Е

Г

О

Л

Ь

Н

Т

О

Й

О

Т

Й

А

Т

Е

А

Ы

А

Т

К

Р

Ы

Ы

О

Т

О

В

Й

Н

И

Е

М

Р

Н

Л

С

К

И

Т

О

С

О

Г

А

З

О

Н

Ш

Й

И

Е

С

А

Л

В

У

Ш

И

А

О

Х

Ы

Н

Б

У

К

Н

Ш

О

П

М

И

Т

С

Т

Л

К

И

А

В

Х

Г

Р

О

Л

О

Й

О

В

Х

Т

Ы

В

О

А

Л

Ф

А

В

И

Т

Е

Р

О

В

 1. Какой принцип лежит в основе русской графики?

2. Какие звуки в процессе произношения слога исполняют роль «ртораскрывателя»?

3. Какие типы слогов наиболее характерные для русского языка?

4. На основе какого метода обучения грамоте можно проследить структуру метода обучения грамоте вообще?

5. Кто из ивестных педагогов уделял большое внимание слоговой работе?

6. Чей «Букварь» выдержал более 150 изданий?

7. Кто ввёл 2-х недельные добукварные упражнения?

8. Чем заглавные буквы отличаются от строчных?

9. Какие буквы в процессе произношения слога исполняют роль «ртосмыкателей»

10. Как называется метод, когда дети учатся по спец. учебнику?

11. Как по-другому называется аналитическо-синтетический метод?

12. Кто автор метода «письма – чтения»?

13. Кто автор метода «живых» слов?

14. Порядок расположения букв от А до Я?

 

Расшифруйте выражение:1 слово – 5 букв, 2 слово – 11 букв, 3 слово – 11 букв,

4 слово – 5 букв.

 

5 10       1  8              2  3      4 1216   6  7    15

А И Р З Б А Н М Ы У К Л В Е Е А Г Р Е О Ы М

               9     13        14 11 17         23 31  19       18   23

Г Ц Д Б Ф И С А Ш К Ч И Л А К Е К И О Е И З Б Ж

    32   24       29    30           25              20              26    28

Н А Р Е С Я В А У Ч Т М Н П Р С У Б Ь Ъ Э Я И Н З

21                                      22

Отгадайте шифровки:

А) Перед Вами полный комплект домино. Восстановите границы между косточками и замените «дубли» на косточки с буквами. В итоге узнаете, как называется один из видов работы с предложением. 

0

1

2

5

1

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

2

5

1

4

5

6

0

=

Т

 

1

=

К

 

2

=

А

 

3

=

Ч

5

2

6

3

3

0

4

1

0

С

 

1

И

 

2

А

 

3

Е

5

2

6

3

3

0

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

4

4

2

2

3

3

4

=

Н

 

5

=

Е

 

6

=

И

 

 

 

 

4

6

0

0

6

6

0

2

4

Л

 

5

.

 

6

И

 

 

 

 

4

6

1

1

5

5

0

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 б) Заполните свободные клетки шестиугольника числами от 1 до 19, чтобы во всех вертикальных и диагональных рядах сумма чисел в одном ряду, была бы одна и та же. Затем замените числа буквами – и прочтите по краю шестиугольника название ещё одного вида упражнений.

 

Введение в учебный процесс «творческо-познавательных разминок» как определенных способов организации учебной деятельности студентов – будущих педагогов начального образования направлено на решение следующих задач: 1) материал учебного курса осознается будущими учителями как важный, нужный для их будущей профессии; 2) практически готовит студентов к роли учителя начальных классов; 3) развивает творческий потенциал личности, его «акме»; 4) формирует знания, умения и навыки по учебной дисциплине, а также по некоторым методическим вопросам курса русского языка – составление и проведение дидактических игр, конкурсов, составление кроссвордов, шарад, пиктограмм, ребусов. Многие студенты признаются, что до проведения этих «разминок» они не умели этого делать. По вопросам учебного курса они развивают универсальные учебных действия – учатся общему умению придумывать проблемные вопросы к тексту лекций, что, как известно методистам, вызывает трудность даже у опытных учителей. Все эти цели направлены на активизацию самостоятельной познавательной деятельности, что, в конечном счете, приводит к развитию творчества будущего педагога.   

Ссылки на источники

1. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. – 2012. – №8.– С. 374-375.

2. Микерова Г.Г. Эффективность экспериментальных моделей укрупненных дидактических единиц . Г. Г. Микерова. Краснодар, 2005. Сер. Технологии УДЕ / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т. – 78 с.

3. Сахарчук Е.И. Качество высшего профессионального образования в современных условиях http://gisap.eu/ru/node/18974

4. Микерова Г.Г. Альтернативные способы организации учебной деятельности будущих педагогов начального образования в вузе //
Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 226. 

Mikerova Galina Georgiyevna

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Methods of primary education, FSEI of HPE "Kuban State University", Krasnodar

Development of creativity of students in high school as a condition of quality assurance of modern pedagogical education

Abstract. The paper presents an analysis of the level of creativity of students of pedagogical high school on the basis of testing. States that creativity is one of the most important qualities of the person of the future teacher and to ensure the quality of the modern teacher education. Specific examples of creative tasks, compiled by students.

Keywords: teacher education, creativity, creative potential.

References

1. Saidamatov FR Development of creative abilities of students in the training // Young scientist. - 2012. - №8.- S. 374-375.

2. Mikerov GG The effectiveness of experimental models of integration of didactic units. GG Mikerov. Krasnodar, 2005. Ser. Technology IDU / M of Education and Science Ros. Federation, Cuba. state. Univ. - 78.

3. Sakharchuk EI The quality of higher education in modern conditions http://gisap.eu/ru/node/18974

4. Mikerov GG Alternative ways of organizing the training of future teachers of primary education in high school // Modern problems of science and education. - 2013. - № 5. - S. 226.