Аннотация. В статье представлен анализ особенностей и причин агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, описание психолого-педагогической программы для данного возраста.
Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, агрессивное поведение, модель психолого–педагогической коррекции, психолого-педагогическое занятие.
Проблема агрессивного поведения подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей (В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Р.Д. Дорофеева, В.Л. Юлдашев, Р.М. Масагутов, Э.З. Кадырова, Ю. Б. Можгинский, B. C. Мухина [1, 2. 3, 4, 5]). Многоплановое изучение этой проблемы в отечественной психологии только набирает обороты, поэтому данная тема достаточно актуальна.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения учащихся 14-15 лет.
В работе были использованы следущие методы и методики:
1) теоретические: анализ, обобщение, моделирование;
2) эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, опрос, тестирование по методикам:
- Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;
- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев);
- Проективная методика «Несуществующее животное».
3) математико-статистический: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: учащиеся 9 «а» класса МОУ Основная Общеобразовательная Школа №1, с. Миасское, в количестве 20 человек в возрасте 14-15 лет.
Нами изучены особенности агрессивного поведения этих подростков; составлено дерево целей и на его основании разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков состоит из пяти блоков, связанных последовательно между собой.
Теоретический блок направлен на изучение проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических исследованиях, особенности агрессивного поведения старших подростков. Здесь используются такие методы, как анализ литературных источников, обобщение, моделирование.
Диагностический блок предполагает изучение агрессивного поведения старших подростков с помощью методов опроса, тестирования, констатирующего эксперимента и методик: «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки», «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)», проективная методика «Несуществующее животное». Затем осуществляется анализ результатов исследования.
В коррекционном блоке реализуется программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, состоящая из 10 занятий.
Задачи программы:
1) знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы с агрессией».
2) Снижение эмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
3) Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.
В блоке используются такие методы, как игровая психотерапия, телесная психотерапия, деловая игра, дискуссия.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий предполагает изучение агрессивного поведения старших подростков после проведения повторной диагностики с помощью тех же самых методик: «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)», проективная методика «Несуществующее животное». Затем анализируются результаты исследования, осуществляется проверка гипотезы методом математической статистики – Т-критерием Вилкоксон. В блоке используются такие методы, как тестирование, опрос, формирующий эксперимент, расчет критерия Т-Вилкоксона.
В пятый прогностический блок входят конкретные рекомендации родителям, учителям и подросткам, которые способствуют более полной реализацией психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Теперь перейдем к результатам исследования. Результаты агрессивности по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики агрессивности старших подростков по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки»
Результаты исследования враждебности по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки» представлены на рис. 2
Рисунок 2. Результаты диагностики враждебности старших подростков по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки»
По результатам методики «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки» из 20 испытуемых у 5 учеников (25%) - низкий уровень агрессивности, у 10 учеников (50%) - средний уровень агрессивности, у 5 учеников (25%) - высокий уровень агрессивности; по уровню враждебности: у 10 учеников (50%) - высокий уровень враждебности, у 8 учеников (40%) - средний уровень враждебности, у 2 учеников (10%) - низкий уровень враждебности.
Результаты исследования позитивной агрессивности представлены на рис. 3
Рис. 3.Результаты диагностики позитивной агрессивности по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
Результаты исследования негативной агрессивности представлены на рис.4.
Рис.4. Результаты диагностики негативной агрессивности по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
Результаты исследования конфликтности представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты диагностики конфликтности по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
По результатам диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) из 20 испытуемых: у 4 учеников (20%) – низкий уровень позитивной агрессивности, у 7 учеников (35%) – высокий уровень позитивной агрессивности, у 9 учеников (45%) – средний уровень позитивной агрессивности; по шкале негативной агрессивности: у 6 учеников (30%) – низкий уровень, у 8 учеников (40%) - высокий уровень, у 6 учеников (30%)- средний уровень негативной агрессивности; по шкале конфликтности: у 7 учеников (35%) - низкий уровень, у 8 учеников (40%) - средний уровень, у 5 учеников (25%) – высокий уровень конфликтности.
Результаты диагностики по проективной методике «Несуществующее животное» представлены на рис. 6.
Рис.6. Результаты диагностики агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»
По результатам диагностики по методике «Несуществующее животное» из 20 испытуемых: низкий уровень агрессивности показали 6 учеников (30%), средний уровень агрессивности у 5 учеников (25%) , высокий уровень агрессивности прослеживается у 9 учеников (45%).
Результаты диагностики агрессивного поведения старших подростков были сведены в таблицу, обобщены и представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Распределение уровней агрессивности старших подростков
Из обобщенных результатов по трём методикам было выявлено, что низкий уровень агрессивного поведения показали 2 ученика (10%), уровень ниже среднего прослеживается у 4 учеников (20%), средний уровень у 4 учеников (20%), уровень выше среднего у 5 учеников (25%), высокий уровень агрессивности показали 5 учеников (25%).Сложившаяся ситуация требует проведения психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения, чтобы снизить уровень агрессивности.
Поэтому нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, которая состоит из десяти занятий. Коррекционная программа соответствует цели и задачам исследовательской работы, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их эмоциональной устойчивости и характера ценностных ориентаций (В. И. Долгова, А. А. Осипова [6, 7]).
Цель программы: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков.
Задачи коррекционной программы:
1) Знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами борьбы с агрессией;
2) Снижение эмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
3) Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё.
Принципы проведения: специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть предметы, которые поступают в распоряжение учащихся.
Программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия в среднем составляет 30–40 минут. Коррекционные занятия проходят два раза в неделю. В основе программы коррекции агрессивного поведения старших подростков лежит групповая форма работы.
Специфика групповой работы заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
В структуру программы коррекции агрессивного поведения старших подростков входят: вводная, основная и заключительная части.
Вводную часть составляет 1 занятие, его цель - знакомство участников группы с предстоящей работой.
В основную часть программы входит 8 занятий, направленных на управление агрессивным поведением, снижение негативных эмоций, развитие саморегуляции, эмпатии, снижение эмоционального напряжения.
В заключительную часть программы входит 1 занятие, целью которого является установление обратной связи; анализ информации; подведение итогов.
Критерием эффективности реализации программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков является снижение агрессивного поведения со среднего на низкий уровень, с высокого – на средний.
Представим структуру программы и занятий более подробно.
Занятие №1:
Цель: знакомство, настрой на положительное отношение друг к другу, заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы.
1.Упражнение «Клубок»
Цель: знакомство участников.
2. Обсуждение и принятие групповых правил.
Цель: знакомство с правилами поведения на занятиях.
3. Упражнение "Змейка".
Цель: сплочение коллектива, снятие группового напряжения.
4. Упражнение "Комплимент".
Цель: установить положительное отношение детей друг к другу.
5. Упражнение "Прогноз погоды".
Цель: сделать атмосферу в группе более гармоничной, научить подростков считаться с настроением друг друга.
6. Упражнение "Самопохвала".
Цель: позволить участникам осознать и поделиться своими достижениями за прошедшее занятие, позитивная обратная связь.
Занятие №10.
Цель: наметить цели на будущее; установление обратной связи; анализ информации; подведение результатов.
1.Упражнение «Настроение».
Цель: поделиться своим настроением, настрой на искренность.
2.Упражнение «Компот».
Цель: научиться без конфликтов договариваться между собой.
3.Упражнение «Ковер мира».
Цель:отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
4. Упражнение «Я хочу сказать «Спасибо».
Цель: поблагодарить друг друга за положительные эмоции и впечатления.
Подведение итогов.
Выводы:
Агрессивному поведению чаще всего подвержены подростки, так как подростковый возраст называют переходным и связан с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых. Первый связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущими телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном – чувствительные изменения. Второй момент связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Результаты исследования позволили разработать программу профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.
Ссылки на источники
- Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 – June 10, 2014). – London, 2014. – С. 62-65.
- Долгова В. И., Капитанец Е.Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
- Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. – М.: Когито, 2009. – 184 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2010. –640 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие – М.: Сфера, 2009. –512 с.