Аннотация. В статье представлен анализ гендерных особенностей проявления тревожности у подростков, показано, что в состоянии тревоги мальчики и девочки подросткового возраста переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Ключевые слова: гендер, тревожность, уровень тревожности, страх, психосоматика, самооценка.
Актуальность проблемы тревожности обусловила исследовательскую активность в данной области. Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, испытывают различные страхи, эмоциональную напряжённость.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. При этом состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх (Долгова В.И., Кормушина Н.Г., [1]).
Страх, эмоциональная напряженность и тревожность - очень близкие явления, это эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса [2]. Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Тревога, как отмечал вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Существует различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [3].
Проблема тревожности как проблема собственно психологическая – и в научном, и в клиническом плане - была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. 3. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности - переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; осознанием этого переживания [цит. по 3].
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. При опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.
Половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы.
Ранняя социальная тревожность понимается как общая тревожность. Наблюдается и расхождение результатов, с одной стороны, личностных шкал и, с другой стороны, наблюдений за поведением мальчиков и девочек. Могут различаться данные городских и сельских испытуемых и представителей разных культур [4, 5].
Экспериментальное исследование было проведено нами в средней общеобразовательной школе № 106 г. Трехгорный, в 7б классе.
В 7б классе всего 25 учеников, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Цель данной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить гендерные особенности тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предполагаемый результат: тревога по социальным характеристикам самовыражения выше у мальчиков; тревога по социальным характеристикам соответствия внешним критериям, оценки и стандартам выше у девочек.
Методы. Организация исследования ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ проходило в 3 этапа:
На первом, теоретическом, этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая литература, уточнялись противоречия и проблема исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Был проведен анализ состояния проблемы в теории педагогики и психологии, выявлена потребность практики в ее разработке.
На втором, экспериментальном, этапе исследования определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщалисьполученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования.
На третьем, статистическом, этапе исследования проводилась обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики с целью про-верки гипотезы.
Методы исследования выбраны на основании рекомендаций Долговой В.И., Капитанец Е.Г., [6, 7]):
1.Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.
3.Психодиагностические методы:
-методика диагностики уровня школьной тревожности Д. Филлипса;
-шкала личностной тревожности А. М. Прихожана;
-тест «Исследование тревожности» (опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).
Результаты и обсуждения.
Обобщенные результаты первичной диагностики тревожности.
Рисунок 1 – Уровень школьной тревожности. Д. Филлипс
Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:
I Общая тревожность в школе – 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%).
II Переживание социального стресса – 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%).
III Фрустрация потребностей в достижении успеха – 0 мальчиков и 3 девочки (12%).
IV Страх самовыражения – 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)
V Страх ситуации проверки знаний – 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%).
VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%).
VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%).
VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%).
Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков – 128%.
Рисунок 2 – Шкала личностной тревожности. А.М. Прихожан
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (42%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 10 человек, 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (7 человек, 28%), чем у девочек (4 человека, 16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.
Рисунок 3 – Исследование тревожности. Ч.Д. Спилбергер
Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что у девочек личностная (11 человек, 44%) и ситуативная (7 человек, 28%) тревожность выше, чем у мальчиков (5 человек, 20% и 0 человек, 0%).
Выводы:
На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.
В результате эмпирического исследования нами были выявлены следующие гендерные особенности тревожности: преобладание тревоги по социальным характеристикам у мальчиков: тревога социального стресса (4 человека, 16%), страх самовыражения (5 человек, 20%); а также более высокие показатели тревоги, связанной со страхом несоответствия внешним критериям, оценкам и стандартам у девочек: страх ситуации проверки знаний (6 человек, 24%), страх несоответствовать ожиданиям окружающих (7 человек, 28%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (8 девочек, 32%). Гендерными особенностями тревожности у подростков являются: повышенная личностная и ситуативная тревожность у девочек по сравнению с мальчиками.
Ссылки на источники
- Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
- Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
- Абубакирова Н.И. Что такое «гендер» // Общественные науки и совместимость. – 2006. – №6. – С. 123–125.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 2005. – №3. С. 20–25.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с