Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье показано, что своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию психологической готовности детей к обучению в школе; проведен анализ апробации программы формирования психологической готовности к обучению в школе.
Ключевые слова: психологическая готовность к школьному обучению, компоненты психологической готовности, программа формирования психологической готовности у старших дошкольников.

Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает необходимость обеспечения в условиях дошкольного учреждения целенаправленной системы подготовки старших дошкольников к обучению в школе. В условиях модернизации российского образования дошкольное образовательное учреждение призвано дать не только определенную сумму знаний и умений, но и обеспечить готовность ребенка к школе, которая связана со всесторонним развитием его личности [1].

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства, необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [2].

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Переход к новому образу жизни и условиям его деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям как со взрослыми, так и со сверстниками. К моменту поступления в школу ребёнок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок к учебной деятельности, и, в целом, всё телесно-психическое здоровье дошкольников [3].

Специалисты в области возрастной психологии (И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, [4]; М.И. Лисина [5]; Н.Н. Поддьяков [6]) считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по критериям, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

Психологическая готовность к обучению школе возникает в 6,5 - 7 лет, на границе дошкольного и младшего школьного возраста по периодизации отечественных психологов. Этот возраст совпадает с кризисом 7 лет. Дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовы к школе, но и недостаточно психически развиты.

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка - готовность к школьному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ребенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный. К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка – внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу (Гуткина Н.И. [7]).

Целью нашего исследования является определение и экспериментальная проверка формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: диагностика функциональной (психомоторной) готовности А. Керна – Я. Йирасека [7]; тест для изучения произвольного поведения «Графический диктант» Д.Б. Эльконина [7]; методика изучения зрительного восприятия и сформированности сенсорных эталонов Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдар, Л.В. Темновой [8]; методика изучения сформиро­ванности «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников Л.А. Головей – Е.Ф. Рыбалко [9]; методика изучения представ­лений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни «Веселый-грустный» [9].

Проанализируем результаты исследования.

На основании показателей психологической незрелости к старших дошкольников со средним и низким уровнем готовности к школе составлена Целевая программа формирования психологической готовности детей к школьному обучению:

1. Неразвитость тонкой моторики руки (проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания и т.д.).

2. Неправильное формирование способов учебной работы (сначала делается задание, а затем выучивается правило; трудности в запоминании формулировки правила).

3. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками (старшие дошкольники испытывают затруднения при необходимости показа хода решения задачи в развернутом виде, по действиям, с трудом находят ошибки).

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти (дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят).

5. Низкий уровень самоконтроля (не сформированы умения для действия проверки собственной работы).

6. Несформиро­ванность «внутренней позиции школьника».

Программа по формированию психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников разрабатывалась с учетом выделенных психологических особенностей старшего дошкольника, составляющих психологической готовности к школе и представляет собой не отдельно взятые упражнения, а систему средств, направленных на их обучение и развитие. В основу программы положены подходы к моделированию инновационных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками В.И. Долговой, Е.В. Поповой, [10, 11]). Программа содержит пять блоков: развитие интеллектуальной, психомоторной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и произвольной сфер.

Плоскостью изменения стал индивидуальный и коллективный, эмоциональный опыт или коррегирующие эмоциональные переживания приобретенные в результате эмоциональной поддержки.

Главными функциями педагога-психолога в реализации программы являются: объяснение, помощь, контроль и стимулирование. Первая группа упражнений выступает как профилактические, развивающие, так как используемые в них способы и приемы (мышления) находятся в зоне ближайшего развития детей. Упражнения выполняются в атмосфере психологического доверия, психологической безопасности, оценка дается содержательная. Психологическая поддержка в отличие от похвалы оказывается при любой попытке что-то сделать. Эмоциональный комфорт, определяет активность ребенка.

Каждое игровое занятие, независимо от этапа программы включает три части – вводную, основную и заключительную и проводится по следующей схеме: 1) вводная часть (5 минут). Ее цель – позитивный настрой и установление контакта между участниками программы; 2) основная часть (15 минут), на которую приходится смысловая нагрузка всего занятия; 3) заключительная часть (10 минут). Ее цель – закрепление положительных эмоций и положительного опыта работы в группе, знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение самооценки, рефлексия чувств.

После проведения программы развития психологической готовности детей к обучению в школе была проведена повторная диагностика дошкольников по тем же методикам.

На рис. 1 представлены результаты повторной диагностики дошкольников по методике изучения зрительного восприятия и сформированности сенсорных эталонов Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдар, Л.В. Темновой.

 

Рис. 1. Результаты диагностики изучения зрительного восприятия и сформированности сенсорных эталонов до и после эксперимента 

По результатам диагностики определилось, что в экспериментальной группе очень высокий уровень изучения зрительного восприятия и сформированности сенсорных эталонов до эксперимента имели 10 % дошкольников (2 чел.), после эксперимента также 10 % дошкольников (2 чел.), высокий уровень до эксперимента имели 40 % дошкольников (8 чел.), после эксперимента также 40 % дошкольников (8 чел.). Произошло увеличение показателей среднего уровня и снижение низкого уровня: средний уровень до эксперимента имели 35 % дошкольников (7 чел.), после эксперимента – 45 % дошкольников (9 чел.), низкий уровень до эксперимента имели 15 % дошкольников (3 чел.), после эксперимента – 5 % дошкольников (1 чел.).

Таким образом, 10 детей в экспериментальной группе владеют приемами умственной деятельности, правильно узнают и называют предметы, что свидетельствует о высоком уровне развития познавательных процессов. 9 детей в экспериментальной группе после организующей помощи экспе­риментатора задания повышенной трудности вы­полняют с ошибками. 1 ребенок не справился ни с какими за­даниями.

Результаты повторной диагностики функциональной (психотомоторной) готовности дошкольников по методике А. Керна – Я. Йирасека представлены на рис. 2.

 

 Рис. 2. Результаты диагностики функциональной (психомоторной) готовности до и после эксперимента 

Были получены следующие результаты диагностики функциональной (психомоторной) готовности к школе в экспериментальной группе: зрелый уровень психомоторного развития до эксперимента имели 50 % дошкольников (10 чел.), после эксперимента – 60 % дошкольников (12 чел.). Зрелый уровень с благоприятным прогнозом до эксперимента имели 25 % дошкольников (5 чел.), после эксперимента – 30 % (6 чел.). Зреющий уровень с условно благоприятным прогнозом до эксперимента имели 20 % дошкольников (4 чел.), после эксперимента – 10 % дошкольников (2 чел.). Незрелый уровень до эксперимента имели 5 % дошкольников (1 чел.), после эксперимента – 0 % дошкольников (0 чел.).

Таким образом, после эксперимента 12 детей экспериментальной группы обладают «синтетическим» способом изобразительной культуры; при срисовывании слов буквы чет­ко связывают в три слова; почти совершенно копируют группы точек. У 6 детей экспериментальной группы в рисунке отсутствуют некоторые детали: шея, волосы или руки; срисованное предложение можно прочитать; отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой. 2 ребенка экспериментальной группы изображают фигуру примитивно – с головой и туло­вищем, конечности нарисо­ваны только одной линией каждая; явно разбивают надписи на три части; рисунок точек в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.

Повторная диагностика произвольной сферы была проведена по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Ее результаты отражены на рис. 3.

 

Рис. 3. Результаты диагностики произвольной сферы по методике «Графический диктант» до и после эксперимента 

Были получены следующие результаты повторной диагностики произвольной сферы дошкольников в экспериментальной группе: очень высокий уровень произвольности до эксперимента имели 5 % дошкольников
(1 чел.), после эксперимента – 10 % дошкольников (2 чел.), высокий уровень произвольности до эксперимента имели 20 % дошкольников (4 чел.), после эксперимента – 25 % дошкольников (5 чел.), средний уровень произвольности до эксперимента имели 70 % детей экспериментальной группы (14 чел.), после эксперимента - 65 % дошкольников (13 чел.), низкий уровень произвольности до эксперимента имели 5 % детей экспериментальной группы (1 чел.) после эксперимента – 0 % дошкольников (0 чел.).

Таким образом, после эксперимента 7 детей экспериментальной группы при рисовании узора не допустили ошибок, что свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, самостоятельности в учебной работе. У 13 детей экспериментальной группы один или оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки.

Повторная диагностика потребностно-мотивационной сферы дошкольников была проведена по методике изучения сформиро­ванности «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников Л.А. Головей – Е.Ф. Рыбалко. Ее результаты отражены на рис. 4.

 

 Рис. 4. Результаты диагностики сформиро­ванности «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников до и после эксперимента 

Были получены следующие результаты повторной диагностики сформиро­ванности «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников экспериментальной группы: до эксперимента имели сформированную внутреннюю позицию 75 % дошкольников (15 чел.), после эксперимента – 95 % дошкольников (19 чел.), до эксперимента имели несформированную внутреннюю позицию 25 % дошкольников (5 чел.), после эксперимента – 5 % дошкольников (1 чел.).

Повторная диагностика эмоционально-волевой готовности была проведена по методике изучения представ­лений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни «Веселый-грустный». Ее результаты отражены на рис. 5.

  

Рис. 5. Результаты диагностики представ­лений об эмоционально значимых сторонах жизни «Веселый-грустный» 

Были получены следующие результаты повторной диагностики представ­лений об эмоционально значимых сторонах жизни в экспериментальной группе: до эксперимента для 45 % детей экспериментальной группы (9 чел.) эмоционально значимой являлась отметка, после эксперимента – 30 % (6 чел.), до эксперимента для 30 % детей экспериментальной группы (6 чел.) эмоционально значимыми являлись непосредственные отношения с учителем, после эксперимента – 25 % (5 чел.), до эксперимента для 15 % экспериментальной группы (3 чел.) эмоционально значимыми являлись отношения учитель-уроки, после эксперимента – 25 % (5 чел.), до эксперимента для 10 % детей экспериментальной группы (2 чел.) эмоционально значимым являлось содержание деятельности.

После эксперимента для одного ребенка экспериментальной группы эмоционально значимыми являются внешние аспекты учебной деятельности – отметка и непосредственные отношения с учителем. Для 19 детей экспериментальной группы эмоционально значимыми являются внутренние аспекты учебной деятельности – наличие или отсутствие учителя и уроков, содержание учебной деятельности.

Таким образом, результаты проведенной диагностики показывают эффективность программы формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Выводы:

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Критериями психологической готовности к школьному обучению являются: развитие интеллектуальной, психомоторной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и произвольной сфер.

Психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности детей к школьному обучению являются создание и проведение программы развития психологической готовности ребенка к школе и работа с родителями. Результаты проведенной экспериментальной работы показывают эффективность программы формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга – («Практическая психология») – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
  3. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  4. Руководство практического психолога: Готовность к школе / Руководство практического психолога: Готовность к школе. / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 120 с.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
  6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Го­ворковой. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
  8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М., Академический проект, 2003.
  9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей – Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  11. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.