Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования адекватной самооценки у старших подростков; показано, что статус подростка в группе сверстников влияет на характер самооценки: чем выше статус, тем выше самооценка и уровень притязаний подростка.
Ключевые слова: самооценка, старшие подростки, адекватность, личность. 

Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

Личность и самооценка человека формируются там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами и ценностями данного общества осваивает его мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь.

Во всех своих действиях и поступкахподростки ориентируются, прежде всего, на мнение сверстников. Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка [1].

Стабильное взаимодействие подростка с товарищами пробуждает у него стремление занять достойное место в классном коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей, подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Л.С. Выготский писал, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и средой, которое он назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте» [2]. Под социальной ситуацией развития понимается система отношений между ребёнком и средой. Однако, среду не следует рассматривать как условие, которое, благодаря заключённым в нём известным качествам и свойствам, уже, тем самым, чисто объективно определяет развитие ребёнка. Всегда надо учитывать, какое отношение существует между ребёнком и средой на данном этапе развития.

Вслед за Л.С. Выготским, термином «социальная ситуация развития» Л.И. Божович обозначает «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу». Понятие «социальная ситуация развития» взаимосвязано с понятием внутренняя позиция ребёнка, которая складывается из того, как ребёнок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений развивается [3; 4; 5].

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения, так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности, (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным» [6].

Как показывают психологические исследования М.А. Алемаскина, 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности, как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними [7, 8, 9].

С целью выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков. Нечаева Н. (научное руководство автора) проведено исследование, в котором приняли участие 36 подростков. В процессе взаимодействия с психологом школы и с самими учащимися нами была составлена групповая характеристика участников исследования. Исследование проводилось с согласия детей, в эмоционально благоприятной обстановке.

C помощью методики «Аутосоциометрический тест» М. Битяновой, мы изучили, каким образом подростки осознают своё положение в группе сверстников [10]. 

Таблица 1.

Показатели аутосоциометрических выборов у подростков

Показатели

Группа 1, %

Группа 2, %

Количество положительных выборов

96

82

Количество отрицательных выборов

73

76

Количество положительных взаимных выборов

52

40

Количество отрицательных взаимных выборов

47

28

 Мы видим, что в первой группе подростки смогли определить 54,2% взаимных положительных выборов, во второй 48,8%. Анализ отрицательных выборов показывает, что в первой группе определено 64,4% выборов, а во второй – 36,4%. Полученный результат указывает на то, что большинство подростков могут адекватно оценить своё положение в системе межличностных отношений в группе сверстников, они понимают, кто выберет их, а кто – отвергнет. При этом, нельзя не обратить внимание на тот факт, что у подростков первой группы социально-рефлексивные навыки развиты лучше. Также можно отметить, что положительные выборы осознаются более адекватно, чем отрицательные. Подростки редко ошибаются в отношении того, кто выберет их, а вот в отношении того, кто их отвергнет, им предположить сложнее.

Сопоставление результатов социометрии и аутосоциометрии позволяет нам определить совпадения предполагаемого и реального положения в группе сверстников. 

 Показатели совпадения взаимных выборов по итогам социометрии и аутосоциометрии

Мы видим, что подростки первой группы смогли правильно предсказать 42 положительных выбора из 48, что составляет 95,5%. Подростки второй группы определили 24 из 40 выборов, что составляет 60%.

Количество отрицательных выборов определили 50% подростков первой группы и 39,3% второй.

Таким образом, в первой группе подростки реально осознают своё положение в группе, у них хорошо развиты социально-рефлексивные навыки, позволяющие им ориентироваться в системе межличностных отношений. Во второй группе не все подростки могут адекватно оценить свои отношения со сверстниками, они часто ошибаются в отношении тех, кто испытывает к ним симпатии, а кто нет, не могут правильно оценить свою роль в группе.

Если рассматривать обе группы, как единую выборку подростков, то можно сделать вывод о том, что более половины подростков обладают развитыми социально-рефлексивными навыками, которые позволяют им адекватно определять своё место в группе сверстников. В то же время, нельзя не отметить, что имеются и такие подростки, которые воспринимают данные отношения нереально, они не могут оценить своего положения среди одноклассников, затрудняются при анализе отношений. Всё это приводит к тому, что отношения в группе у них ухудшаются.

Вывод

Таким образом, личностное развитие современных подростков во многом обусловлено социальной ситуацией развития. Стремление выйти из-под контроля взрослых и на равных вступить с ними в новые отношения является стимулом для развития в данном возрасте. В этом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников, поэтому невозможно рассматривать формирование личности подростка отдельно от тех процессов, которые происходят в группе.

Ссылки на источники

  1. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М. ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 352 с.
  5. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  7. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
  8. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с.
  9. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 111с.
  10. Битянова М. Как измерить отношения в классе. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32с.