Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрыта проблема психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений; предложена программа и проведен анализ детско-родительских отношений на примере родителей старших дошкольников.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, психолого-педагогическая коррекция, диагностика детско-родительских отношений, тренинг детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [1]. Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями.

Уже в 20-е гг. XX в. социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения [2].

В настоящее время многие исследователи указывают на наличие кризиса семьи как основной составляющей общества. Этот факт обусловлен многочисленными причинами. Например, материальные трудности, возникшие вследствие затянувшихся социально-экономических реформ, привели к тому, что огромное количество семей оказалось за чертой бедности; увеличилось количество разводов, девиантных проявлений поведения родителей (алкоголизм, наркомания, противоправные действия), растет число детей, рожденных вне брака и детей, оставшихся без попечения родителей [3]. Вышеперечисленные и многие другие проблемы могут негативно сказываться на взаимодействии между родителями и детьми, а также на общем процессе развития дошкольника, т.к. одним из слагаемых множества факторов формирования личности является социальная среда.

Для сохранения психического здоровья ребенка имеют значения особенности личности родителей, социальные условия, в которых живет семья, трудности более общего социального плана. Большего внимания заслуживает качество родительских отношений, наличие или дефицит любви и сенсорной стимуляции. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование нормального хода развития невозможно переоценить [4].

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей приходиться не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях необходимо разрабатывать и реализовывать систему работы по коррекции детско-родительских отношений [5]. Психолого-педагогическая помощь семье - важнейшая область деятельности дошкольного образовательного учреждения. Профилактика конфликтного взаимодействия, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности напрямую связаны с телесно-психическим здоровьем ребёнка [6]

В исследовании приняли участие 24 ребенка (и их семьи) , составляющие списочный состав старшей группы МАОУ СОШ. В группе 15 девочек и 9 мальчиков, дети в основном (75%) из полных семей, отношения в семьях устойчивые, эмоциональная обстановка благоприятная.

Первый этап работы по изучению детско–родительских отношений мы начали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей.

Тестирование детско–родительских отношений мы проводили по методикам [7, 8]: «Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.); тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) ; методика Рене Жиля предназначается для исследования его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.)

Данные интерпретации рисунков мы внесли в сводную таблицу. Анализ результатов таблицы, показывает, что в 15 (65%) семьях присутствуют нарушения детско–родительских отношений, в 9 (35%) семьях таких нарушений не наблюдается.

Полученные результаты представим наглядно в диаграмме (рис.1).

 Рисунок 1 – Результаты интерпретации рисунков детей

На диаграмме видно, что большая часть детей из группы дошкольного образовательного учреждения имеет нарушенные детско-родительские отношения. В семьях не хватает теплых дружественных отношений. Между членами семьи присутствуют посторонние предметы (на рисунках это воздушные шарики), что говорит о разобщенности между членами семьи. В основном папа и мама изображены далеко друг от друга.

Далее представим результаты исследования по тесту родительского отношения Я.Вapгa, В.В.Стoлинa (рис.2).

Рисунок 2 - Результаты исследования по шкалам тесту родительского отношения Я.Вaргa, В.В.Стoлинa
 

Анализируя результаты тестирования родительского отношения наблюдается в основном средний уровень, это говорит о том, что взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

 Рисунок 3 - Результаты исследования по методике Рeнe Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка»

Следующим этапом нашего исследования была проведённая методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка». Рассмотрим результаты по шкалам, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме работы, а именно: отношение к матери, к отцу, братьям и сёстрам, к близким родственникам и к семье в целом Данная методика показала, что 40% испытуемых набрали от 65 до 86 баллов, это говорит о том, что эти дети имеют положительное отношение к членам своей семьи, 40% испытуемых имеют удовлетворительное отношение к своей семье или отдельным её родственникам, 20% испытуемых набрали менее 35 баллов, что говорит о безразличном отношении ребёнка к семье и родителям. Следовательно, в этих семьях нет взаимопонимания с ребёнком, с такими семьями психолог должен проводить определённую коррекционную работу.

На основании тестирования детско-родительских отношений, на базе группы детей старшего дошкольного возраста и их родителей, четко просматривается, что у подавляющего большинства из них нарушены детско-родительские отношения [8].

Поэтому нами, под руководством психолога-педагога дошкольного образовательного учреждения и по рекомендациям была разработана программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., [9, 10]).

Одной из форм развития родительской компетентности и укрепления детско-родительских отношений является игровой детско-родительский тренинг.

В качестве основных приемов игрового психотренинга используются игровые упражнения и задания, драматизация реальных жизненных ситуаций, элементы психогимнастики, групповые дискуссии по поводу выполнения игровых заданий. Стержневым компонентом каждого приема оказывается какой-либо игровой элемент: воображаемая ситуация, игровая роль, игровые действия, игровые взаимоотношения, игровой материал. Благодаря им, сближаясь на основе общих задач, игрового взаимодействия и эмоциональных переживаний, участники тренинга преодолевают психологические барьеры в общении. Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействия в процессе проигрывания воображаемых ситуаций, выполнения заданий и упражнений, наблюдение за деятельностью и поведением партнера, обсуждение способов взаимодействия и психологического самочувствия. Необходимость одновременного выполнения игровых заданий формирует взаимную связь участников, повышенное внимание друг к другу, активизирует рефлексию.

Программа тренинга рассчитана на детей 5-10 лет и их родителей. Цикл включает в себя 10 занятий 2-3 раза в неделю по 2-2, 5 чaсa. Оптимальное количество сeмeй, участвующих в тренинге – 8-10.

Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения. 

Краткая программа тренинга:

Занятие № 1. «Знакомство»

Цель: актуализация чувства единения в диаде «Рoдитeль – рeбeнoк».

Занятие № 2. «Мы одна семья»

Цель: развитие интереса друг к другу в диаде «рoдитeль—рeбeнoк».

Занятие № 3 «Мир эмоций».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

Занятие № 4 «Пeщeра страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

Занятие № 5 «Эффективное взаимодействие»

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 6. «Пoйми мeня»

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 7. «Наши приключeния»

Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 8. «Пoзнaвaтeльнaя aктивнocть»

Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

Занятие № 9 «Морe наших чувств».

Цель: трeнировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Занятие № 10. «Заключительное занятие»

Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах «родитель—рeбенок».

На занятиях создаются условия для сотрудничества детей и родителей, повышения интереса родителей к внутреннему миру ребенка, расширяются возможности понимания психологических особенностей своего ребенка. Занятие проводится в диаде (либо в триаде) «родитель (родители) - ребенок». Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (чаще всего мама). В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение занятий именно этим родителем.

Коррекция отношений родителей и детей проходит следующие этапы:

1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

2. Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

3. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

4. Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

5. Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

В коррекции отношения к «я» (к себе) можно выделить такие ключевые моменты:

- формирование адекватной самооценки;

- приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;

- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

- обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Коррекция отношения к реальности (к жизни) подразумевает: приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Выводы:

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Эти общие переживания облегчают и стимулируют рост ребенка. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

 Ссылки на источники 

  1. Савeльeва Н. Настольная книга пeдагога-психолога детского образоватeльного учреждeния – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 576 с.
  2. Мамайчук И. Сeмeйныe отношeния: психолoгический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 80-85.
  3. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 210 с.
  4. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология сeмейных отношeний с оснoвами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завeдeний / под ред. Е.Г. Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
  5. Шаграeва О.А. Детская психoлoгия.. – М.: Международная пeдагогическая академия, 2011. – 375 с.
  6. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 33-34.
  7. Варга А.Я. Структура и типы рoдитeльcкиx отношений. - М.: Пeдагогика, 2014. - 258 с.
  8. Дeтская психология / Сост. Ефимкина Р.П. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011. - 470 с.
  9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.