Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению состояния психологической готовности ребенка к школьному обучению; особое внимание уделено познавательному аспекту готовности старших дошкольников к школьному обучению, как одному из определяющих успешность будущей адаптации к школе.
Ключевые слова: старший дошкольник, готовность ребенка к школьному обучению, школьная зрелость.

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе в последнее время является актуальной среди исследователей различных научных областей.

На современном этапе развития психологии психологическая готовность дошкольников к обучению в школе как комплексная характеристика ребенка, раскрывает уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Интерес к данной проблеме можно объяснить тем, что готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович [1], назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает два аспекта – личностную и интеллектуальную готовность к школе, которые проявляются в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а так же для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений (Л. C. Выготский [2], В. В. Давыдов [3]., В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, [4]).

Интеллектуальная готовность связана с уровнем развитием мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, определять причинно-следственные связи между явлениями, возможность логического запоминания) и с определенным запасом знаний на момент поступления в школу. Кроме того, важно умение воспроизводить образец и развитие тонких движений руки. О готовности к школе свидетельствует уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка (Н.И.Гуткина, [5]).

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, т. е. процесс их получения, овладение на слух разговорной речью и др. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы (В. И. Долгова, С.С. Журбенко, [6], Д.Б. Эльконин, [7]).

Исследования психолого-педагогической готовности к школе основываются на положении, что обучение следует за развитием, поскольку считается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. В состав готовности к овладению учебной деятельностью входят такие компоненты, как принятие учебной задачи и удержание ее в памяти, овладение обобщенными способами решения учебных задач, а также овладение действием контроля и оценки. Основными компонентами психологической готовности является принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки; сотрудничество ребенка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности (Б. О. Смирнова, [8]).

Исследование готовности к обучению в школе среди старших дошкольников, проходило в три этапа.

1.Поисково-подготовительный этап. На данном этапе выполнен теоретический обзор литературы по проблеме психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников, определены психологические особенности готовности к обучению в школе, подобраны методики диагностики готовности к обучению в школе для данной категории детей.

2.Опытно-экспериментальный этап, объединяющий в себе исследовательскую работу, проведение констатирующего эксперимента, тестирование по выбранным методикам, характеристика выборки и анализ результатов исследования.

3.Контрольно-обобщающий этап - это заключительный этап исследовательской работы. Он включает в себя обработку совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно – вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы формирования готовности к обучению в школе для старших дошкольников.

Исследовательская работа была проведена в подготовительной группе МБДОУ №76 г. Челябинска. Группа сформировалась в 2009 г. при поступлении в МБДОУ. Три ребёнка поступили из других детских садов. В группе 23 ребёнка, возраст детей 6 – 6,5 лет, девочки – 10 человек и 13 мальчиков. Группа существует в данном составе пятый год после того, как была сформирована. В коллективе детей нет группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат. Все дети из семей среднего уровня достатка, психически и физически здоровые. Все испытуемые живут с родителями. Жилищные условия в этих семьях соответствуют санитарным нормам – у большинства детей есть свои комнаты. Если комната общая, то у ребенка есть своя кровать, рабочее место для выполнения домашних заданий, детского творчества. За детьми осуществляется надлежащий уход. Большинство родителей занимаются со своими детьми дополнительно посещают развивающие центры, секции, играют в развивающие игры дома. У детей сформированы культурно-гигиенические навыки. Дети обращают внимание на аккуратность своего внешнего вида, замечают неопрятность у других. Соблюдают элементарные правила гигиены и приема пищи. Развиты навыки трудовой деятельности и самообслуживания. Ребята с удовольствием помогают взрослым (дежурство, трудовые поручения в группе и на участке). Самостоятельно одеваются, раздеваются, складывают и убирают одежду, приводят ее в порядок. Воспитанники последовательно, с использованием фраз приближенных к тексту – пересказывают прочитанное им произведение. Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Понимают и употребляют слова-антонимы. Умеют выделять первый звук в слове. Рассказывают о содержании сюжетной картинки. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг. Инсценируют с помощью взрослого небольшие сказки. Умеют пользоваться средствами рисования (передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов). В лепке используют все многообразие усвоенных приемов. Умеют вырезать сложные фигуры. Аккуратно наклеивают, располагают рисунок на листе, проявляют творчество при самостоятельной продуктивной деятельности. Умеют использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Мальчики любят конструировать, строить, ремонтировать, играть с машинками и спортивным инвентарём. Девочки – рисовать, складывать пазлы, играть с куклами, в настольно-печатные игры, в различные сюжетно-ролевые игры.

В данной группе детей мы провели диагностику определения готовности к школе.

При исследовании готовности ребенка к школе были использованы следующие методики: методика определения готовности к школе (методика Л. А. Ясюковой, [9]), которая используется для выявления уровней развития кратковременной речевой памяти, логического мышления, абстрактного мышления, кратковременной зрительной памяти и речевого развития.

Обсудим результаты исследования.

Результаты исследования диагностики логического мышления у детей по методике определения готовности к школе представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Распределение уровня развития логического мышления у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ) представлены на рисунке 1 

Из рисунка 1 видно, что низкий уровень развития логического мышления имеют 12 человек, что составляет 53%от общего количества детей. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения прави­ла, и использует его там, где оно не работает. Средний уровень развития логического мышления имеют 7 детей или 30% от общего количества детей, и высокий уровень имеют 4 человека или у 17% детей хорошо развито логическое мышление. Ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Результаты исследования диагностики кратковременной зрительной памяти у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ) представлены на рисунке 2 . 

Рисунок 2 – Распределение уровня кратковременной зрительной памяти у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ). 

Низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти имеют 14 детей, что составляет 61% от общего количества детей.

А это означает что, зрительная память практически не развита. Нали­чие наглядной информации не будет улучшать запоминание матери­ала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятие и запоминание информации. Средний уровень у 6 детей или 26% от общего количества, зри­тельная память все еще характеризуется как простая, ассоциатив­ная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти. Высокий уровень кратковременной зрительной памяти у 3 детей, что составляет всего 13% от общего количества детей.

Результаты диагностики речевого развития у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ) представлены на рисунке 3.

Как представлено на рисунке 3, можно сделать вывод, что низкий уровень речевого развития имеют 8 детей, что составляет 35% от общего количества детей. Средний уровень речевого развития имеют 11 детей или 48% от общего количества детей и высокий уровень имеют 4 человека или 17% детей. 

 

Рисунок 3 – Распределение уровня речевого развития у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ)
 

Результаты диагностики кратковременной речевой памяти у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ) представлены на рисунке4.
Из рисунка 4 видно, что для 34,7% (8 человек) детей данной выборки является характерным средний уровень развития кратковременной речевой памяти, что является нормой.

Рисунок 4 – Распределение уровня кратковременной речевой памяти у детей по методике определения готовности к школе (ГОШ) 

Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти имеют 11 детей, что составляет 47% от общего количества детей. Соответственно если ребенок запоминает меньше трех слов и при этом развитие его зрительной памяти не превышает среднего уровня, он будет не сразу понимать объяснения учителя или обращенные к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребенок будет испытывать при восприятии нового мате­риала. Высокий уровень кратковременной зрительной памяти у 4детей, что составляет всего 18,3% от общего количества детей.

Обобщённые результаты диагностики готовности детей к школе представлены на рисунке 5. 

 

Рисунок 5 – Распределение уровней готовности детей к школе 

Как представлено на рисунке 5, при помощи методики определения готовности к школе (ГОШ), было выявлено, что у детей данной выборки низкий уровень готовности к школе имеют 14 человек, что составляет 51% от общего количества детей, средний уровень - 26% или 6 человек; высокий уровень - 13% (3 человека).

В ходе диагностики было выявлено, что 51% исследуемых детей показали низкий уровень готовности к обучению, 26% опрошенных имеют умеренную готовность и 13% опрошенных имеют высокий уровень готовности к школе. Можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста данной выборки низкий уровень готовности к школе.

Таким образом, более половины детей из нашей группы отличаются низким уровнем психологической готовности к обучению в школе. Это требует системной работы по внедрению инновационных психолого-педагогических технологий в работу с дошкольниками [10, 11].

Выводы:

В ходе исследования выявлено, что 51% исследуемых показали низкий уровень готовности к обучению, 26% дошкольников имеют среднюю готовность и 13% опрошенных имеют высокий уровень готовности к школе. По результатам исследования сделан вывод, что у детей старшего дошкольного возраста данной выборки низкий уровень готовности к школе. Испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе. Результаты исследования позволили разработать рекомендации для воспитателей и родителей.

Ссылки на источники 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
  2. Выготский Л.C. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 с.
  4. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 40-48.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – М. – Просвещение, 2009. – 208 с.
  6. Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно- психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). - С. 60-62.
  7. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Педагогика, издание 2-е стереотипное, 1991. – 416 с.
  8. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2010. – 97 с.
  9. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПб.: «ИМАТОН», 2009. – 99 с.
  10. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  11. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.