Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье показано, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх; представлены результаты исследования влияния уровня тревожности на самооценку старших подростков.
Ключевые слова: тревожность, тревога, самооценка, подростковый возраст.

Модернизация в системе образования, постоянно заставляет детей адаптироваться к новым условиям обучения, а так как не все школы способны организовать полное и квалифицированное психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса не все дети могут адаптироваться и выпадают из общеобразовательного процесса, а вследствие этого становятся более тревожными. Вопрос о психолого–педагогическом сопровождении образовательного процесса, сейчас регулярно поднимается в общеобразовательных учреждениях. Главной проблемой является не столько отсутствие квалифицированных специалистов, сколько отсутствие целостности и системности психолого–педагогического сопровождения.

Тревожность оказывает весьма серьезное влияние на самооценку старшего подростка. Высокий уровень тревожности старшего подростка может так же свидетельствовать и о недостаточной эмоциональной приспособленности личности  к разным  социальным ситуациям. Это и порождает неуверенность в себе [1].

Инновационная деятельность, которую должны осуществлять обучающиеся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, требует у обучающихся высокий уровень саморегуляции, адекватные эмоциональные реакции [2].

Таким образом, вопрос изучения влияния подростковой тревожности на самооценку занимает значительное место в педагогике и психологии.

Объект исследования: тревожность и самооценка старших подростков.

Предмет исследования: влияние ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

Цель исследования: изучение влияния ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

Гипотеза: высокий уровень ситуативной тревожности негативно влияет на самооценку старших подростков.

В научной литературе изучением тревожности занимались такие авторы, как В.И, Долгова, [3], Я. В. Латюшин [4]). С. Ю. Головин определил тревожность, как состояние необходимого увеличение сенсорного внимания, а так же моторного напряжения в тех ситуациях возможной опасности, обеспечивающих соответственную реакцию человека на страх. Такая личностная черта, которая проявляется в частом и легком выражении состояний тревоги. Так же это склонность личности к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом выражения тревоги и один из основных параметров индивидуальных различий [5].

Тревожность – это устойчивое образование личности, которое сохраняется на протяжении долгого времени. Тревожность имеет своеобразную побудительную силу, считает А. М. Прихожан, и постоянные формы реализации поведения с преобладанием в них защитных и компенсаторных проявлений [6].

Уильям Джеймс был первым, кто ввел понятия самооценки в структуру личности индивида [7]. Его начинания были развиты многими известными психологами, такими как А. Адлер [8], Э. Эриксон [9], среди отечественных исследователей можно выделить: И.С.Кон [10],  А.И.Липкина [11].

Внимание исследователей привлекает не только самооценка, но так же причины, влияющие на ее формирование. (К. Хорни [12], Исследования, проведенные учеными, выявили факторы, оказывающие существенное влияние на самооценку индивида. С помощью этих исследований причины формирования неадекватной самооценки широко изучены, а это способствует наиболее эффективному поиску способов ее преодоления (В.И. Долгова, Н.В. Цветкова [13]).

Участники группы выбранной для исследования являются одноклассниками и учениками 10 «а» класса. Возраст респондентов от 15 до 16 лет. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки. Общее количество человек в классе 21, но так как в классе много спортсменов и во время проведения исследования 6 человек отсутствовали в свези с соревнованиями, в исследовании принимало участие пятнадцать учеников подросткового возраста. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки.

В исследовании принимали участие только девушки–15 человек. После того как выборка была сформировании, мы провели исследование. Диагностика производилась на уроке психологии, с помощью двух методик.

Из выбранных нами учеников трое воспитываются в неполной семье, в одной из которых ребенка воспитывает отец. У одного испытуемого воспитательную функцию осуществляют бабушка и дедушка. Социальный статус респондентов находиться примерно на одном уровне. Успеваемость данных подростков средняя, а это значит, что средний балл их оценок равен четырем.

По методике Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина мы получили такие результаты по шкале ситуативная тревожность: У 12 подростков (80%) наблюдается высокая тревожность, на высоком уровне, характеризуется чрезмерной, преувеличенной тревогой и волнением в случае простых жизненных ситуаций. Подростки с высоким уровнем общей тревожности имеют склонность к постоянному ожиданию неприятностей и не могут прекратить волноваться о жизни, деньгах, семье и учебе. У подростков с высоким уровнем общей тревожности, тревога часто беспочвенна или выходит за рамки ситуации, т.е. неадекватна событиям. При высоком уровне общей тревожности возникают неудобства в повседневной жизни, постоянно присутствует тревога, страх и боязнь. В конечном случае беспокойство возобладает в личном представлении настолько, что это будет мешать повседневным обязанностям, включая  школу, социальную активность и взаимодействия.

У 20% средний уровень ситуативной тревожности. Это значит что уровень ситуативной тревожности у подростков в норме. Такие подростки не испытывают трудностей в общении и обучении, по–видимому, коммуникативные трудности у подростков возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

У большинства подростков (66,7%) высокий уровень самооценки удовлетворяет реалистичную («адекватную») самооценку. Высокий уровень самооценки личности отличается от реалистичной самооценки, преимущественной ориентацией старших подростков при переносе самооценки на знание своих особенностей, не глубокими и не разносторонними самооценочными суждениями.

13,2% подростков очень высокий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки может характеризовать незрелую личность, немеющую правильно оценить результаты собственной работы, сопоставлять себя другим; данный уровень самооценки может отражать на существенное искажение в формировании личности индивида – «замкнутости» для получения опыта, нечувствительность к собственным ошибкам, неудачам, оценкам и замечаниям окружающим. Очень высокий уровень самооценки у старших подростков определяет о неумение правильно и адекватно оценить себя в сравнении с окружающими людьми, нечувствительность к своим неудачам, замечаниям других, неблагополучии в развитии индивида.

У 20% подростков средний уровень самооценки, реалистическое представление о своих возможностях. Средний уровень характеризуется адекватной самооценкой индивидом своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Результаты исследования по методике исследования самооценки Т.В.Дембо – С.В. Рубинштейна показали по уровню притязаний–представления о своих возможностях, что у большинства подростков (66,7%) очень высокий уровень притязаний нереалистичное, некритическое отношение подростков к собственным возможностям. Высокий уровень притязаний (27,8%) характеризует адекватное представление о собственных возможностях, что является необходимых фактором развития личности индивида. У 5,6% подростков средний уровень – реалистическое представление о своих возможностях.

Уровень ситуативной тревожности высокий, а именно по методике Спилбергера-Ханина у 20% средний уровень тревожности, высокий уровень у 80% учеников. По уровню самооценки, методика Дембо-Рубинштейна, результаты примерно такие же.

Проверим гипотезу исследования с помощью метода ранговой корреляции зависимость данных факторов [14]. Для этого было выполнено:

  1. сформулированы гипотезы:

Н0: Ранговая корреляционная связь между уровнем тревожности и самооценки старших подростков, незначима.

Н1: Между уровнем тревожности и самооценки старших подростков существует значимая ранговая корреляционная связь.

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Вывод: врезультате анализа научной литературы мы выяснили, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх. Рассмотренные нами теории позволили сделать такой вывод: что подходы в изучении феномена тревожности различны. Но, в своей основе, тревожность рассматривают как эмоциональное состояние индивида, которое негативно влияет  на психическое здоровье личности. Тревожность исследует большинство авторов в весьма плотной взаимосвязи со страхом, ведь страх есть объективное выражение тревоги. Но некоторые исследователи определяют тревогу как первичную реакцию, некоторые на страх как фактор, призывающий состояние тревожности. Тревога нами была охарактеризована как – неадекватная реакция на ситуации внешних угроз; реакцию аналогичную страху, но проявляющуюся в отсутствии ситуации явной внешней опасности; реакцию, определенную как состояние бездействия и беспомощности во время угрозы личности.

Самооценка в свою очередь относится к центральным личностным образованиям, к ее ядру. Самооценка в большей степени определяет личностную социальную адаптацию. Самооценка есть регулятор деятельности и поведения. Но следует отметить, что самооценка это то, что изначально присущее индивиду. Формирование же самой самооценки проходит как в процессе деятельности, так и в процессе взаимодействия между личностями.

Общественное мнение весьма значительно влияет на формирование самооценки индивида. Так как отношение личности к самой себе образуется позже. Однако, благодаря такому свойству личности в структуре отношений человека самооценке принадлежит весьма важное место. Ярко отражается прямая связь с процессами социальной дезадаптации и адаптации индивидуума в обществе.

С помощью ранговой корреляции было доказано влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков.

 Ссылки на источники 

  1. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .-практ. конф. Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
  2. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №12. - С. 17-24.
  3. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
  4. Долгова В.И., Латюшин Я. В. Страх как причина развития аддиктивного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. - Серия 3. - 2002 - 70-77с.
  5. Словарь психолога-практика. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест., 2009.- 976 с.
  6. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. / А. М. Прихожан.  // Психологическая наука и образования, 1998г.№2.-С.18-26.
  7. Джеймс У. Психология/ У. Джеймс - М., Педагогика. 1991.- 368 с.
  8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. - М., 1995.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.- 344 с.
  10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: "Политиздат", 1984. - 151 с.
  11. Липкина А.И. Самооценка школьника, - М.: Знание, 1976. - 64 с.
  12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / перевод с английского /В.В. Старовойтова. Общ. ред. Г.В. Бурменской - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 193 с.
  13. Долгова В.И., Цветкова Н.В.. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник ЧГПУ. - №7. – 2014. – C. 89-98.
  14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.