Аннотация. В статье раскрыт феномен развития слухового вида памяти у первоклассников; его определение; названы основные функции памяти; обоснованы особенности памяти первоклассников и приемы запоминания; представлена модель развития слухового вида памяти у первоклассников.
Ключевые слова: слуховая память, первоклассники, обучение, возрастная психология.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, так как при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями знаниями, умения. Память во многом определяет всю деятельность человека, так как находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
Психологическая готовность ребенка к обучению в первом классе во многом определяется уровнем развития познавательных процессов, в том числе и памяти. Преобладающим в данном возрасте является зрительный вид памяти, но важным для процесса обучения является также формирование слухового вида памяти – это способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.
Особенно важно тренировать кратковременную слуховую память у детей, так как это помогает обогатить речь, строить логические цепочки и способствует развитию других видов памяти.
Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для первоклассника, ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ученик прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющее повторное его использование в деятельности или возвращение его в сферу сознания.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Основными функциями памяти называют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение [1].
Память - способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим [2].
Память, являясь одной из основных познавательных функций человека, отвечает за работу других познавательных процессов, тем самым регулируя деятельность человека.
За слуховую память в человеческом мозге ответственны височные доли, в которых происходит накопление жизненных впечатлений. Звуки связываются с каким-то определенным событием или явлением и откладываются в хранилище. Когда человек слышит какой-то звук, мозг начинает обрабатывать информацию и искать воспоминание, связанное с этим звуком. Для этого в верхней части левой височной доли расположена особая область – область Вернике.
Она позволяет также понимать разговорную речь. А воспоминания, всплывающие в памяти, будут зависеть от обстоятельств, при которых вы слышали этот звук или мелодию [3].
Слуховая память отвечает не только за узнавание музыки, но и за возможность изучения иностранных языков.
Слуховой вид памяти помогает человеку понимать смысл устной речи и быстро обрабатывать поступающую с ней информацию [4].
Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. В это время велико значение так называемого механического запоминания, при котором человек многое усваивает автоматически, иногда даже без должного понимания. Ребенок непроизвольно усваивает большое число слов, когда учится говорить. Известно также, что дети младшего возраста легко и быстро усваивают разговорную речь на иностранном языке, в то время как подростки и старшие школьники тратя много сил на его изучение, и результаты часто бывают малоудовлетворительными.
Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы первоклассники умели произвольно запоминать учебный материал.
Первоклассники самостоятельно не могут выбирать в каждом отдельном случае приемы и способы усвоения учебного материала. Задавая урок на дом, всегда надо указывать ученикам приемы, с помощью которых они могут наиболее правильно и целесообразно выучить уроки.
Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.
В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приемы запоминания. В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запоминать нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический, естествоведческий и т. д. [5, 6].
Дословное запоминание и воспроизведение у первоклассников объясняется тем, что они не умеют пользоваться разными приемами запоминания. Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно — они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причем первоклассники считают, что хорошо запомнить урок — это значит рассказать его учителю так, как он изложен в учебнике. Такая установка на дословное запоминание, если ее вовремя не пресечь, постепенно превращается в привычку вообще все запоминать буквально.
Дословность запоминания у учащихся начальной школы, особенно 1—2 классов, объясняется также тем, что они изучают и заучивают чаще всего материал крайне сжатый и компактный. Из-за того, что воспроизводить своими словами такой материал первоклассники еще не умеют, они невольно запоминают его дословно.
Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания [7].
Существуют два направления в этой работе: одно - по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания.
Мнемоническая деятельность первоклассника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.
Важнейший прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление плана.
Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести [8].
Применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.).
Следует также отметить, что без специального обучения первоклассник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения.
Самоконтроль у первоклассников слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, т.е. используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении.
Такая потребность возникает в первую очередь при заучивании стихотворений, а к 3 классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность учащихся: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщается, систематизируется), что позволяет первоклассникам более связно воспроизвести его содержание.
Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач.
Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих первокласснику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Теоретическая модель представляет собой созданное на основе знаний из области педагогики, психологии и других наук теоретическое представление об избранном для исследования объекте. Проведённый нами анализ многих подобных моделей [9, 10, 11] позволил разработать свою теоретическую модель. Она представлена тремя последовательными блоками: познавательный, развивающий и воспитывающий. Каждый блок подразумевает реализацию соответствующих задач, наполнен определенным содержанием, отвечающим поставленным задачам. Каждому блоку соответствуют необходимые методы реализации поставленной цели по развитию слухового вида памяти у первоклассников.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).
Цель:Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.
Задачи:
1. Развить у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе.
2. Сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивую самооценку и низкий уровень школьной тревожности.
3. Развить у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Каждый блок подразумевает реализацию соответствующих задач, наполнен определенным содержанием, отвечающим поставленным задачам.
На рисунке 1 представлены этапы, задачи, содержание теоретической модели развития слухового вида памяти у первоклассников.
Рисунок 1 – Модель развития слухового вида памяти у первоклассников
На психолого-дидактическом уровне описания модели рассматриваются способы развития слухового вида памяти посредством развития воспитательного, развивающего и познавательного аспекта в рамках теории познавательной деятельности, теории развивающего обучения.
Процессы памяти характеризуются возрастными особенностями, знание которых необходимы учителю для организации успешного обучения и умственного развития первоклассников.
Вывод:
В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и ко 2-3 классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает. Однако в дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано. Это объясняется тем, что развитие произвольного запоминания и соответственно умения применять его приемы помогает затем анализу содержания учебного материала и его лучшему запоминанию.
Необходимым условием запоминания служит понимание — учитель фиксирует внимание первоклассника на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.
Ссылки на источники
- Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. - М.: Институт психологии, 2002. - 178 с.
- Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
- Вилейанур С. Рамачандран Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. - Издательство: Карьера Пресс, 2012. – 398 с.
- Разумовская Е.А. Как быстро развить память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации. – М.: Изд-во Рипол Классик, 2008. - 217 с.
- Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. - 2004. – 190 с.
- Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 89-98.
- Игнатьев В.Е., Лукин Н.С., Громов М.Д. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 344 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Академия, 2001. – 174 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии работы с младшими школьниками. – М.: Изд-во Перо, 2015. – 200 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.