Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения. Подчеркнута значимость эмоциональной сферы в процессе компенсации дефекта и интеграции в социум незрячих и слабовидящих. Исследование ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения позволило определить ориентиры в разработке профилактических и коррекционных мероприятий названного состояния.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, зрительный дефект, эмоциональный дискомфорт, студенты.

В последнее время в зарубежной и отечественной литературе обсуждается активно проблема тревожности. Данная проблема во-первых, нормальный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и является внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. Во-вторых, с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о своих личностных качествах и о себе [1, 2, 3].

Поэтому трудно переоценить значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в обществе незрячих и слабовидящих. Несмотря на большое количество исследований, ссылающихся на своеобразие эмоциональной сферы лиц с нарушением зрения, проблема изучения тревожности и оказания психологической помощи слабовидящим студентам относится к недостаточно разработанным [4, 5, 6].

Л. С. Выготский [7] писал, что обусловленное зрительным дефектом ограничение чувственного опыта как у детей, так и у взрослых приводит к некоторым особенностям в формировании их эмоционального отношения к различным сторонам действительности. Сенсорная депривация связана с формированием личностной реакции на зрительный дефект, в которой отмечается: сужение или искажение характера эмоциональных реакций, страхи и фобические ожидания, повышение личностной и ситуативной тревожности. Это способствует формированию социальной депривации, при которой нарушается адекватное взаимодействие с окружающим миром.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жестких условиях современного общества, неадекватные представления студентов о влиянии зрительного дефекта на жизнь и будущее, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты. Опираясь на не вполне устойчивую систему убеждений и взглядов, в подростковом возрасте студенты серьезно задумываются о своих особенностях, зрительном дефекте и его влиянии на жизнь, об успешности в среде сверстников и отношениях с окружающими людьми. Зрительный дефект, с возрастом приобретает все большую социальную значимость, оказывая ощутимое воздействие на личность студента, может являться предпосылкой формирования тревожности. Способствует закреплению неадекватного уровня тревожности осознание и переживание зрительного дефекта, что подчеркивает особую значимость проблемы.

Существует множество различных определений тревоги и тревожности. Разделение понятий «тревоги» и «тревожности», произошло не давно как в отечественной так и в зарубежной психологии. Согласно «Краткому психологическому словарю» [8], тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность, в отличии от тревоги, в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Сенсорная депривация приводит к определенным эмоциональным изменениям, к формированию личностной реакции на зрительный дефект, в числе которых отмечаются: сужение или искажение репертуара эмоциональных реакций, страхи и фобические ожидания, повышение личностной и ситуативной тревожности. Переживание эмоционального дискомфорта в жестких условиях конкурентности современного общества, чувство нестабильности и незащищенности, неадекватные представления подростков о влиянии зрительного дефекта на жизнь и будущее, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Тревожность – это сигнал об опасности, привлекающий внимание к препятствиям для достижения цели, возможным трудностям, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. В связи с этим средний уровень тревожности и страха необходим для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям.

В образовании высокого уровней тревожности у слабовидящих студентов участвует целый комплекс факторов (половозрастных, зрительных, социально-психологических), приверженность малоэффективным защитным механизмам в хронических ожидаемых ситуациях, обусловливающих упрощение репертуара поведенческих реакций, болезненность острой тревожности и симптоматичность чрезмерного спокойствия.

Особенности тревожности ложатся в основу системы коррекционных мероприятий, направленных на формирование адекватного уровня тревожности и укрепление эмоционального благополучия слабовидящих студентов.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Организация психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности.

Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [9].

 Рисунок 1 – Дерево целей 

 На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения.

В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [9]. Моделирование в психологии развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности, что принято называть психологическим моделированием.

Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Коррекционный.

3. Аналитический.

4. Прогностический.

На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения (см. рисунок 2).

  

Рисунок 2 - Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения 

Модель актуальна, так как позволяет на основе одной проблемы, работать в нескольких направлениях. Наша модель позволяет охватыватить формы работы педагога-психолога для получения полной картины по вышеназванной проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по снижению ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне находится ситуативная тревожность студентов с нарушением зрения. Для этого мы используем, наиболее часто используемой методики в области исследования тревожности:

-                        Методика «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор).

II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы по следующим направлениям:

1. Осуществляется работа по коррекции уровня тревожности.

2. Организация занятий: программой предусмотрены тренинговые занятия, продолжительность каждого занятия – один-два часа. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

3. Оптимизация уровня тревожности.

4. Формирование способности к самосознанию.

Также на основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов психолог выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае.

1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства.

2. Поощрение, подбадривание, снятие перед тренингом состояния тревожности, который снижает их возможности, сковывает память, мышление.

3. Использование для снятия состояния утомления и повышения работоспособности методики аутогенной тренировки.

4. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.

5. Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.

В коррекционной работе при низком уровне тревожности у студентов учитывается множество факторов: наследственность, обстановка в семье, эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. А также эмоциональная устойчивость, поэтому особенности коррекционной работы будут отражать специфику взаимодействия психолога и студентов на основе различия.

III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций педагогам, родителям и студентам по снижению и профилактики уровня ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения.

В итоге по проведённым мероприятиям можно будет проследить реализацию цели по снижению и профилактики уровня ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения.

В исследовании коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения были использованы следующие методы и методика:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки, тестирование по методикам.

Охарактеризуем использованные методы и методики исследования:

Анализ литературы – это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Обобщение – это и переход от более частного понятия к более общему, от мысли об общем к мыслям о более общем.

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу значений. Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов.

Метод тестирования был реализован с помощью методики:

- методика «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» в группе первокурсников. В исследовании принимали участие 20 студентов, среди них 6 мальчиков и 14 девочек в возрасте 16-17 лет.

Во время проведения психодиагностики группа достаточно дружная и сплоченная, также они активны и быстро справлялись поставленными задачами.

По словам классного руководителя группы, успеваемость в группе хорошая, ребята с удовольствием учатся и стремятся к положительным оценкам. Группа дружная и творческа.

Ниже будут представлены результаты изучения уровня тревожности у студентов колледжа по опроснику Тейлора.

По результатам исследования по опроснику Тейлора нами было выявлено:

-с низким уровнем тревожности – 25% испытуемых (5 человек);

-со средним уровнем тревожности– 40% испытуемых (8 человек);

-с высоким уровнем тревожности –35% испытуемых (7 человек);

Эти результаты графически представлены в диаграмме рисунка 3.  

Рисунок 3 - Результаты изучения уровня тревожности у студентов по опроснику Тейлора, в процентах

На основании результатов констатирующего эксперимента, видно, что большинство студентов группы имеют высокий уровень тревожности.

На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно - развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.

Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Целевая группа: студенты, у которых на констатирующем этапе был выявлен высокий уровень тревожности.

Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия - один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения была проведена контрольная диагностика.

Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что тревожность студентов стала намного ниже, чем до формирующего эксперимента.

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения привела к весьма успешным сдвигам в поведении и уровне тревожности студентов. У студентов произошла оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей, также ребята осознали собственную уникальность, полезность для окружающих и общества, развили способности к самоопределению жизненных целей и определили необходимые качества для их достижения.

Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты.

Ниже будут представлены результаты изучения уровня тревожности у студентов колледжа по опроснику Тейлора.

По результатам исследования по опроснику Тейлора нами было выявлено:

-с низким уровнем тревожности – 55% испытуемых (11 человек);

-со средним уровнем тревожности– 45% испытуемых (9 человек);

-с высоким уровнем тревожности –0% испытуемых (0 человек);

Эти результаты графически представлены в диаграмме рисунка 4.

Рисунок 4 - Результаты изучения уровня тревожности у студентов по опроснику Тейлора, в процентах

Наша гипотеза подтвердилась, эффективность психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения возможна при реализации разработанной нами коррекционной программы, направленной на снижение ситуативной тревожности студентов и включающей тренинги, беседы, консультации, занятия.

Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.

Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность.

Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.

Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.

Часто у студентов с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

Студенту предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

Необходимо учить таких студентов продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.

Студенту предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

В трудной ситуации студенту предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе» (этот прием оказывается особенно эффективным для юношей).

Студенту объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

Необходимо различными путями поднимать самооценку студенту и менять его мотивацию, в этой работе большое значение имеет тесное сотрудничество психолога с учителями и родителями школьника.

Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Студенту дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно – мышечного напряжения.

Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, студенту предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

Вывод. Для студентов остается актуальной воспитательная задача предоставления молодым людям широкого поля деятельности, что поможет им адекватно осуществить жизненный выбор. А систематический контроль преподавателя над результатами познавательной и творческой деятельности студентов позволит ему не только контролировать эффективность затраченных усилий на достижение намеченной цели, но и сориентироваться в своих предпочтениях.

На основании проведенного мы можем сделать вывод, что эффективная психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения возможна при использовании разработанных нами рекомендаций, направленных на снижение ситуативной тревожности студентов и включающей тренинги, беседы, консультации, занятия.

 Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптационный потенциал эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 69-77.
  2. Левитов Н.Д. О психическом состоянии человека. – М.: Просвещение, 2000. – 180с.
  3. Долгова В.И., Москвичев А.Г. Организация исследования коррекции самочувствия, активности и настроения студентов средствами историко-культурного контента памятника «аркаим» //В сборнике: THE PERSON IN CONDITIONS OF THE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS INTENSIFICATION / TECHNOLOGIES OF GLOBALIZATION OF THE XXI CENTURY: EVOLUTION OR SETBACK? Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in psychological sciences. (London, March 28 - April 02, 2013) / Materials digest of the XLVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in military, sociological and political sciences. (London, March 28 - April 02, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 40-42.
  4. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе позновательной и трудовой деятельности, М.: Академия, 2003. – 174 с.
  5. Литвак А.Г. Психология слепоты и слабовидящих. – М.: Просвещение, 2005 – 230 с.
  6. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
  7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Академия, 2010. – 138 с.
  8. Долгова В.И. Из опыта организации психологической службы педагогического вуза // В сборнике: PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGICS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS DEVELOPMENT Materials digest of the XL International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Pedagogical sciences. (London, January 31- February 05, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 79-81.
  9. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 69-71.