Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, эмоционально - волевой сферы ребенка, режима труда и отдыха, от уровня воспитания в семье, уровня образованности родителей.
Ключевые слова: психологическая готовность, дети старшего дошкольного возраста, познавательная активность, психологический климат, личность, интеллектуальная, эмоционально - волевая сферы.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что дети приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие сферы готовности:

- личная (мотивационная),

- интелектуальная,

- эмоционально – волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

И.Шванцара [1] определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович [2] указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. [3]). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. Это создает неблагоприятные предпосылки для выполнения системы требований, предъявляемых школой к ребенку (ответственное отношение к учебе, свободное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе и дальнейшему психологически безопасному общению в подростковом и юношеском возрастах (Долгова В.И., Попова Е.В. [4]).

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важных итогов психологического развития в период дошкольного детства. Развитие детей в детских садах также стало снижать свой прежний уровень из-за:

1) недостаточного финансирования государством дошкольных учреждений, что ведет в определенным проблемам в этой сфере;

2) очень малой заработной платы воспитателей, что приводит к текучести кадров (зачастую высококвалифицированных);

3) снижение энтузиазма работать в дошкольных учреждениях.

Вследствие это ведет к недостаточной развитости ребенка

В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.

Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью детей старшего дошкольного возраста понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников его эмоциональное отношение к школе и способы психологической защиты (Долгова В.И., Овчарова Р.В.[5])

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог.

Но как определить, обладает ли ребенок достаточным уровнем развития этих психических качеств или нет? На сегодняшний день существует немало методик, с помощью которых можно определить готовность ребенка к обучению в школе, и результаты такого тестирования составляют начальное звено для построения психолого-педагогического мониторинга. Одна из них – Методика исследования готовности к обучению в школе (ГОШа).

Предлагаемая методика диагностики готовности ребенка к школе является итогом восьми лет экспериментальной работы челябинских авторов Мельникова Н.Н., Полева Д.М., Елагиной О.Б. в области психологического тестирование в системе образования.

В основу методики положены следующие теоретические положения по основным группам факторов, преимущественно определяющих возможности обучения:

1. Интеллектуальный потенциал, особенности функционирования познавательных процессов.

2. Опыт предыдущего обучения (имеющиеся знания, умения и навыки).

3. Психическая регуляция.

Данная методика представляет информацию о степени зрелости познавательных процессов ребенка, об имеющихся у него в настоящий момент знаниях, умениях и навыках, релевантных учебной деятельности и об особенностях регулятивной сферы.

Описываемая диагностическая батарея разбита на три блока, определяющих готовность ребенка к обучению в школе: определение степени зрелости познавательных процессов (природная составляющая интеллекта) знаниях, умениях и навыках, релевантных учебной деятельности имеющихся у ребенка, а также мотивационной готовности к школьному обучению.

Организация исследования:

  1. Подбор методов исследования.
  2. Психологическая диагностика с помощью подобранных в ходе исследования методик.
  3. Анализ полученных результатов.
  4. Выводы и коррекция.
  5. Заключение.

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 473 Курчатовского района г. Челябинска. Подбор методов исследования показал, что для диагностики готовности ребенка к обучению в школе в дошкольных учреждениях Курчатовского района г. Челябинска используется сокращенный вариант формы А, т.е. такие методики, как «Метод двойной стимуляции», «ДУМ-1», «РВГ» и «Общая тревожность» проводятся по желанию психолога и используются только для индивидуального консультирования.

Методика «Мотивационная готовность» проводится в упрощенном варианте по материалу, разработанному специалистами психологической службы Калининского района г. Челябинска. Числовых результатов данного субтеста не осуществляется, а в регистрационный бланк данные заносятся в качестве «сформировано - не сформировано».

В основном, диагностика ГОШ используется для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, а так же, как показатель качества образовательного процесса ДОУ.

В исследовании приняли участие 25 человек, из них 12 девочек, 13 мальчиков.

В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представлены на рис. 1.

Результаты диагностики выявили, что наибольшее затруднение у детей вызвал субтест «Эскизы» - эта методика предназначена для изучения беглости и гибкости мышления и субтест «Арифметический», который используется для определения легкости оперирования числовым материалом и освоенности простейших математических операций.

По желанию родителей, дети у которых результаты по отдельным субтестам показали низкий уровень развития способностей, могут пройти коррекционную программу для наилучшего развития и формирования познавательной сферы. Мотивационная готовность у большей части детей слабо сформирована.

Субтест «Мотивационная готовность»

Цель:Предназначена для диагностики внутренней позиции школьника, у детей поступающих в школу.

Графические показатели мотивационной готовности к школьному обучению (в процентах).

Рис. 2

Из рисунка 2 мы видим, что у большинства детей 19 чел. уровень мотивации к школьному обучению – средний. У 6 чел уровень готовности к школьному обучению ниже среднего.

Далее была применена коррекционно – развивающая программа

Цель программы: формирование познавательной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Формирование навыков произвольного поведения.
  • Развитие восприятия, наблюдательности.
  • Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
  • Развитие воображения.
  • Обучение приемам мнемотехники. Развитие образного и логического мышления.
  • Развитие крупной и мелкой моторики.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.
  2. Деятельностный принцип коррекции.
  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Принцип комплексности методов воздействия.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Критерии отбора детей:

Показатели педагогической и психологической диагностики ниже возрастной нормы.

Этапы программы:

  • Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики.
  • Развитие наглядного мышления.
  • Развитее логического мышления, обучение приемам мнемотехники.
  • На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения, и формирование умения выражать свои мысли.
  • Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня).

Организация занятий:

Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю. В них участвуют 5 детей.

Продолжительность - 25 минут.

Количество занятий: 20.

Критерии эффективности программы:

Способность детей к обучению в школе.

Выводы:

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

 В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ, диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Поэтому определение степени готовности ребенка к обучению в школе и вовремя проведенная коррекционная психолого-педагогическая работа поможет дошкольнику в формировании необходимых для учебы навыков и благоприятной школьной адаптации.

Целью данного исследования стало выявление «группы риска» среди дошкольников для проведения необходимой коррекционной работы.

Результаты диагностики показали, что в данной группе детей уровень развития готовности к школьному обучению – средний и необходима комплексная коррекционно-развивающая работа с данными детьми для успешного последующего школьного обучения

Ссылки на источники

  1. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 2014 102c.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. –СПб.:Питер, серия «Мастера психологии». –2008. –276 с.
  3. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  4. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  5. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –  2014. . – №6. . – С. 40-48.
  6. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – №11(117). – С. 191-196.
  7. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №4(24). – С. 60-62.