Аннотация. В статье представлен анализ особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, эмоционально - волевой сферы ребенка, режима труда и отдыха, от уровня воспитания в семье, уровня образованности родителей.
Ключевые слова: психологическая готовность, дети старшего дошкольного возраста, познавательная активность, психологический климат, личность, интеллектуальная, эмоционально - волевая сферы.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что дети приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие сферы готовности:
- личная (мотивационная),
- интелектуальная,
- эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
И.Шванцара [1] определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И.Божович [2] указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. [3]). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. Это создает неблагоприятные предпосылки для выполнения системы требований, предъявляемых школой к ребенку (ответственное отношение к учебе, свободное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе и дальнейшему психологически безопасному общению в подростковом и юношеском возрастах (Долгова В.И., Попова Е.В. [4]).
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важных итогов психологического развития в период дошкольного детства. Развитие детей в детских садах также стало снижать свой прежний уровень из-за:
1) недостаточного финансирования государством дошкольных учреждений, что ведет в определенным проблемам в этой сфере;
2) очень малой заработной платы воспитателей, что приводит к текучести кадров (зачастую высококвалифицированных);
3) снижение энтузиазма работать в дошкольных учреждениях.
Вследствие это ведет к недостаточной развитости ребенка
В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.
Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Под психологической готовностью детей старшего дошкольного возраста понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников его эмоциональное отношение к школе и способы психологической защиты (Долгова В.И., Овчарова Р.В.[5])
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог.
Но как определить, обладает ли ребенок достаточным уровнем развития этих психических качеств или нет? На сегодняшний день существует немало методик, с помощью которых можно определить готовность ребенка к обучению в школе, и результаты такого тестирования составляют начальное звено для построения психолого-педагогического мониторинга. Одна из них – Методика исследования готовности к обучению в школе (ГОШа).
Предлагаемая методика диагностики готовности ребенка к школе является итогом восьми лет экспериментальной работы челябинских авторов Мельникова Н.Н., Полева Д.М., Елагиной О.Б. в области психологического тестирование в системе образования.
В основу методики положены следующие теоретические положения по основным группам факторов, преимущественно определяющих возможности обучения:
1. Интеллектуальный потенциал, особенности функционирования познавательных процессов.
2. Опыт предыдущего обучения (имеющиеся знания, умения и навыки).
3. Психическая регуляция.
Данная методика представляет информацию о степени зрелости познавательных процессов ребенка, об имеющихся у него в настоящий момент знаниях, умениях и навыках, релевантных учебной деятельности и об особенностях регулятивной сферы.
Описываемая диагностическая батарея разбита на три блока, определяющих готовность ребенка к обучению в школе: определение степени зрелости познавательных процессов (природная составляющая интеллекта) знаниях, умениях и навыках, релевантных учебной деятельности имеющихся у ребенка, а также мотивационной готовности к школьному обучению.
Организация исследования:
- Подбор методов исследования.
- Психологическая диагностика с помощью подобранных в ходе исследования методик.
- Анализ полученных результатов.
- Выводы и коррекция.
- Заключение.
Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 473 Курчатовского района г. Челябинска. Подбор методов исследования показал, что для диагностики готовности ребенка к обучению в школе в дошкольных учреждениях Курчатовского района г. Челябинска используется сокращенный вариант формы А, т.е. такие методики, как «Метод двойной стимуляции», «ДУМ-1», «РВГ» и «Общая тревожность» проводятся по желанию психолога и используются только для индивидуального консультирования.
Методика «Мотивационная готовность» проводится в упрощенном варианте по материалу, разработанному специалистами психологической службы Калининского района г. Челябинска. Числовых результатов данного субтеста не осуществляется, а в регистрационный бланк данные заносятся в качестве «сформировано - не сформировано».
В основном, диагностика ГОШ используется для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, а так же, как показатель качества образовательного процесса ДОУ.
В исследовании приняли участие 25 человек, из них 12 девочек, 13 мальчиков.
В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представлены на рис. 1.
Результаты диагностики выявили, что наибольшее затруднение у детей вызвал субтест «Эскизы» - эта методика предназначена для изучения беглости и гибкости мышления и субтест «Арифметический», который используется для определения легкости оперирования числовым материалом и освоенности простейших математических операций.
По желанию родителей, дети у которых результаты по отдельным субтестам показали низкий уровень развития способностей, могут пройти коррекционную программу для наилучшего развития и формирования познавательной сферы. Мотивационная готовность у большей части детей слабо сформирована.
Субтест «Мотивационная готовность»
Цель:Предназначена для диагностики внутренней позиции школьника, у детей поступающих в школу.
Графические показатели мотивационной готовности к школьному обучению (в процентах).
Рис. 2
Из рисунка 2 мы видим, что у большинства детей 19 чел. уровень мотивации к школьному обучению – средний. У 6 чел уровень готовности к школьному обучению ниже среднего.
Далее была применена коррекционно – развивающая программа
Цель программы: формирование познавательной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Формирование навыков произвольного поведения.
- Развитие восприятия, наблюдательности.
- Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
- Развитие воображения.
- Обучение приемам мнемотехники. Развитие образного и логического мышления.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
Принципы построения программы:
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности методов воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Критерии отбора детей:
Показатели педагогической и психологической диагностики ниже возрастной нормы.
Этапы программы:
- Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики.
- Развитие наглядного мышления.
- Развитее логического мышления, обучение приемам мнемотехники.
- На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения, и формирование умения выражать свои мысли.
- Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня).
Организация занятий:
Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю. В них участвуют 5 детей.
Продолжительность - 25 минут.
Количество занятий: 20.
Критерии эффективности программы:
Способность детей к обучению в школе.
Выводы:
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ, диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Поэтому определение степени готовности ребенка к обучению в школе и вовремя проведенная коррекционная психолого-педагогическая работа поможет дошкольнику в формировании необходимых для учебы навыков и благоприятной школьной адаптации.
Целью данного исследования стало выявление «группы риска» среди дошкольников для проведения необходимой коррекционной работы.
Результаты диагностики показали, что в данной группе детей уровень развития готовности к школьному обучению – средний и необходима комплексная коррекционно-развивающая работа с данными детьми для успешного последующего школьного обучения
Ссылки на источники
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 2014 102c.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. –СПб.:Питер, серия «Мастера психологии». –2008. –276 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
- Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. . – №6. . – С. 40-48.
- Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – №11(117). – С. 191-196.
- Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №4(24). – С. 60-62.