Аннотация. В статье дается обоснование значимости общения со сверстниками для общего психического развития ребенка, для становления его как личности и развития межличностных отношений. Рассматриваются особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Показаны результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст, нарушения зрения, формирование.
Изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и практических планах. В настоящее время проблема изучения данной категории детей особенно актуальна, так как с каждым годом растёт число детей со зрительными патологиями, и эти патологии носят всё более сложный характер, растёт число сочетанных нарушений, что вызывает более тяжелые вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Сфере межличностных отношений дошкольников в образовательном процессе, в последнее время не уделялось достаточно внимания. Однако, не так давно, ситуация изменилась. Инновационные процессы в дошкольном образовании на современном этапе развития дошкольного образования связаны с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (октябрь 2013), который определил новые направления развития и воспитания детей дошкольного возраста: индивидуализации, социализации личности ребенка, семейно-ориентированного сопровождения развития личности дошкольника, формирование у него положительного отношения к миру, другим людям и самому себе [1].
В Федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога [2]. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением вообще, и учреждением для детей с нарушениями зрения в частности является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование самосознания субъектов образовательного процесса.
Актуальность этой задачи еще больше возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективистических качеств, гуманного отношения к окружающим его людям. Отношение к другому является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Изучением межличностных отношений в группах дошкольников занимались: М.И. Лисина, Л.Н. Халигузова, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, СЮ. Мещерякова, В.В. Абраменкова и др. В этих исследованиях отмечаются специфические особенности общения у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими людьми: со взрослыми и сверстниками, а также особая роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка [цит. по 2].
Особое место в этих исследованиях отводится проблеме взаимоотношений, так как в контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт, или результат, коммуникативной деятельности. Показано, что состояние зрения оказывает влияние на развитие речи. Нарушения зрения приводят к сниженному уровню речевого развития, что в свою очередь существенно затрудняет формирование гармоничных межличностных отношений и социализацию в целом.
Цель нашего исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования – межличностные отношения старших дошкольников с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования – психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения станет более успешной, если будет разработана и реализована программа коррекции и соблюдены психолого-педагогические рекомендации.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были выдвинуты следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений в детском возрасте;
2) изучить особенности межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;
3) составить модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения.
4) описать этапы, методы и методики исследования;
5) проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6) разработать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;
7) проанализировать результаты формирующего эксперимента;
8) предложить рекомендации родителям и педагогам по оптимизации межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;
9) осуществить внедрение модели психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения.
Для реализации комплекса поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование.
2) Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование.
3) Методы математической статистики: T – критерий Вилкоксона.
4) Методики исследования: «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» Романов А. А , метод вербальных выборов.
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска в октябре 2014 г. В исследовании приняло участие 10 воспитанников старшей группы.
Отношение к другим людям составляет основу человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [3].
Именно общение, где предметом взаимодействия является ребёнок, выступает основой избирательных отношений между людьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.
Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника [4]. Уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.
Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно [5, 6, 7].
Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства (формирование – процесс, в ходе которого под целенаправленными воздействиями возникают отвечающие требованиям действия и качества человека) [8, 9].
Результаты
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения.В экспериментальном исследовании участвовало 10 детей с нарушениями зрения от 5 до 6 лет. Во время проведения психодиагностики дети были активны и быстро справлялись поставленными задачами
Для проведения эксперимента были использованы три методики. Все методики проводились индивидуально.
Первой была проведена методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская).
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
По результатам методики выявляется социометрический статус ребенка в группе.
Можно вычислит среднюю сумму положительных выборов (ССПВ)
ССПВ = общая сумма положительных выборов
количество детей в группе
Получаем следующие результаты по показателям социометрического статуса группы (таблица 1). Здесь и далее имена детей изменены.
Таблица 1
Показатели социометрического статуса группы
Имя |
ССПВ(%) |
Тип социометрического статуса |
Катя М. |
100 |
Популярный |
Катя |
70 |
Предпочитаемый |
Матвей |
70 |
Предпочитаемый |
Миша |
60 |
Предпочитаемый |
Даша |
90 |
Популярный |
Олеся |
80 |
Предпочитаемый |
Дима |
100 |
Популярный |
Тихон |
40 |
Пренебрегаемый |
Вова |
70 |
Предпочитаемый |
Арсений |
70 |
Предпочитаемый |
Из наблюдений за детьми, по характеристике педагогов и психологов ДОУ, по результатам диагностической работы оказалось, что большинство детей группы дружелюбны, общительны, контактны, открыты. Только один ребенок из десяти является пренебрегаемым. Дети аргументировали свой выбор следующими причинами: «он дерется, но иногда я с ним играю», «он обзывается, но я с ним общаюсь». Таким образом, социометрический эксперимент позволяет судить о достаточно благоприятной социально-психологической атмосфере в группе. Полученные в результате социометрического эксперимента данные свидетельствуют о том, что в группе прослеживается дружба парами и небольшими группами.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью диагностической методики «Капитан корабля»
Цель: выявить положение ребенка в группе.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
- § Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
- § Кого бы пригласил на корабль в качестве гостей?
- § Кого бы ни за что не взял с собой в плавание?
- § Кто еще остался на берегу?
Можно задать ребенку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовет; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем — нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Еще более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания и практической работы психолога.
По итогам диагностики выявляются симпатии детей друг к другу.
Рассмотрим результаты, полученные по методике «Капитан корабля» (См. Рисунок 3)
Рисунок 3 Количество выборов каждого ребенка в группе
Интерпретируя результаты, мы видим, что Катя М. и Даша являются самыми популярными детьми в группе. Так же популярностью пользуются Дима и Матвей. Их выбирали многие дети, потому что они общительные, веселые, харизматичные и играют со всеми детьми. Дети, у которых меньше 5-ти выборов не являются отвергаемыми в группе. У них тоже есть друзья.
Общительность детей с нарушениями зрения высокая, заинтересованность в совместной деятельности в пределах нормы. Большая часть детей проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. Методика «Капитан корабля» показала аналогичные результаты с методикой «Два домика» Популярными являются дети с более яркими чертами характера. Таким детям в некоторой мере присуща властолюбивость. А предпочитаемыми остаются дети более надежные, усидчивые и спокойные.
Результаты диагностики методом вербальных выборов
Цель: предназначен для выявления положение в группе (социометрический статус) дошкольников в коллективе сверстников.
В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;
предпочитаемые – дети, получившие один-два положительных выбора;
игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);
отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
Рассмотрим результаты, полученные методом вербальных выборов. (см. таблицу 3)
Таблица 3
Результаты, полученные методом вербальных выборов
Испытуемые |
Выбор ребенка другими детьми |
Социометрический статус |
Катя М. |
6 |
Популярный |
Катя |
5 |
Популярный |
Матвей |
6 |
Популярный |
Миша |
4 |
Популярный |
Даша |
5 |
популярный |
Олеся |
6 |
популярный |
Дима |
6 |
популярный |
Тихон |
2 |
предпочитаемый |
Вова |
4 |
предпочитаемый |
Арсений |
4 |
предпочитаемый |
По результатам диагностики видно, что все дети получили достаточное количество выборов. В группе нет отвергаемых и игнорируемых детей. Наиболее популярными также являются Катя М., Матвей и Даша. Меньше всего выборов получил Тихон. Дети комментировали свой выбор тем, что Тихон «дерется, капризничает, не хочет со мной играть», но у него все - равно есть друзья в группе. Однако коэффициент взаимности выборов является относительно низким, также в группе есть дети, получившие высокое количество отрицательных выборов.
Вывод. По результатам проведенных методикпредназначенных для выявления положения в группе (социометрический статус) дошкольников в коллективе сверстников, было выявлено, что Общительность детей с нарушениями зрения высокая, заинтересованность в совместной деятельности в пределах нормы. Большая часть детей проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. Однако коэффициент взаимности выборов является относительно низким, также в группе есть дети, получившие высокое количество отрицательных выборов. Это является основой для разработки программы коррекции.
Ссылки на источники
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
- Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 73 с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1989. – 244 с.
- Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
- Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997.
- Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Специальная психология / под редакцией В. И. Лубовского. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 464 с.