Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье дается обоснование значимости общения со сверстниками для общего психического развития ребенка, для становления его как личности и развития межличностных отношений. Рассматриваются особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Показаны результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст, нарушения зрения, формирование.

Изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и практических планах. В настоящее время проблема изучения данной категории детей особенно актуальна, так как с каждым годом растёт число детей со зрительными патологиями, и эти патологии носят всё более сложный характер, растёт число сочетанных нарушений, что вызывает более тяжелые вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Сфере межличностных отношений дошкольников в образовательном процессе, в последнее время не уделялось достаточно внимания. Однако, не так давно, ситуация изменилась. Инновационные процессы в дошкольном образовании на современном этапе развития дошкольного образования связаны с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (октябрь 2013), который определил новые направления развития и воспитания детей дошкольного возраста: индивидуализации, социализации личности ребенка, семейно-ориентированного сопровождения развития личности дошкольника, формирование у него положительного отношения к миру, другим людям и самому себе [1].

В Федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога [2]. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением вообще, и учреждением для детей с нарушениями зрения в частности является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование самосознания субъектов образовательного процесса.

Актуальность этой задачи еще больше возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективистических качеств, гуманного отношения к окружающим его людям. Отношение к другому является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Изучением межличностных отношений в группах дошкольников занимались: М.И. Лисина, Л.Н. Халигузова, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, СЮ. Мещерякова, В.В. Абраменкова и др. В этих исследованиях отмечаются специфические особенности общения у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими людьми: со взрослыми и сверстниками, а также особая роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка [цит. по 2].

Особое место в этих исследованиях отводится проблеме взаимоотношений, так как в контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт, или результат, коммуникативной деятельности. Показано, что состояние зрения оказывает влияние на развитие речи. Нарушения зрения приводят к сниженному уровню речевого развития, что в свою очередь существенно затрудняет формирование гармоничных межличностных отношений и социализацию в целом.

Цель нашего исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Объект исследования – межличностные отношения как психологический феномен.

Предмет исследования – межличностные отношения старших дошкольников с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования – психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения станет более успешной, если будет разработана и реализована программа коррекции и соблюдены психолого-педагогические рекомендации.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были выдвинуты следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений в детском возрасте;

2) изучить особенности межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;

3) составить модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения.

4) описать этапы, методы и методики исследования;

5) проанализировать результаты констатирующего эксперимента;

6) разработать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;

7) проанализировать результаты формирующего эксперимента;

8) предложить рекомендации родителям и педагогам по оптимизации межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения;

9) осуществить внедрение модели психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями зрения.

Для реализации комплекса поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1)  Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование.

2)  Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование.

3)  Методы математической статистики: T – критерий Вилкоксона.

4)  Методики исследования: «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» Романов А. А , метод вербальных выборов.

Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска в октябре 2014 г. В исследовании приняло участие 10 воспитанников старшей группы.

Отношение к другим людям составляет основу человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [3].

Именно общение, где предметом взаимодействия является ребёнок, выступает основой избирательных отношений между людьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. 

Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника [4]. Уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно [5, 6, 7].

Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства (формирование – процесс, в ходе которого под целенаправленными воздействиями возникают отвечающие требованиям действия и качества человека) [8, 9].

Результаты

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения.В экспериментальном исследовании участвовало 10 детей с нарушениями зрения от 5 до 6 лет. Во время проведения психодиагностики дети были активны и быстро справлялись поставленными задачами

Для проведения эксперимента были использованы три методики. Все методики проводились индивидуально.

Первой была проведена методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская).

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

По результатам методики выявляется социометрический статус ребенка в группе.

Можно вычислит среднюю сумму положительных выборов (ССПВ)

ССПВ = общая сумма положительных выборов

количество детей в группе

Получаем следующие результаты по показателям социометрического статуса группы (таблица 1). Здесь и далее имена детей изменены.

Таблица 1

Показатели социометрического статуса группы 

Имя

ССПВ(%)

Тип социометрического статуса

Катя М.

100

Популярный

Катя

70

Предпочитаемый

Матвей

70

Предпочитаемый

Миша

60

Предпочитаемый

Даша

90

Популярный

Олеся

80

Предпочитаемый

Дима

100

Популярный

Тихон

40

Пренебрегаемый

Вова

70

Предпочитаемый

Арсений

70

Предпочитаемый

Из наблюдений за детьми, по характеристике педагогов и психологов ДОУ, по результатам диагностической работы оказалось, что большинство детей группы дружелюбны, общительны, контактны, открыты. Только один ребенок из десяти является пренебрегаемым. Дети аргументировали свой выбор следующими причинами: «он дерется, но иногда я с ним играю», «он обзывается, но я с ним общаюсь». Таким образом, социометрический эксперимент позволяет судить о достаточно благоприятной социально-психологической атмосфере в группе. Полученные в результате социометрического эксперимента данные свидетельствуют о том, что в группе прослеживается дружба парами и небольшими группами.

Рассмотрим результаты, полученные с помощью диагностической методики «Капитан корабля»

Цель: выявить положение ребенка в группе.

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • § Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  • § Кого бы пригласил на корабль в качестве гостей?
  • § Кого бы ни за что не взял с собой в плавание?
  • § Кто еще остался на берегу?

Можно задать ребенку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовет; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем — нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Еще более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания и практической работы психолога.

По итогам диагностики выявляются симпатии детей друг к другу.

Рассмотрим результаты, полученные по методике «Капитан корабля» (См. Рисунок 3)

Рисунок 3 Количество выборов каждого ребенка в группе 

Интерпретируя результаты, мы видим, что Катя М. и Даша являются самыми популярными детьми в группе. Так же популярностью пользуются Дима и Матвей. Их выбирали многие дети, потому что они общительные, веселые, харизматичные и играют со всеми детьми. Дети, у которых меньше 5-ти выборов не являются отвергаемыми в группе. У них тоже есть друзья.

Общительность детей с нарушениями зрения высокая, заинтересованность в совместной деятельности в пределах нормы. Большая часть детей проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. Методика «Капитан корабля» показала аналогичные результаты с методикой «Два домика» Популярными являются дети с более яркими чертами характера. Таким детям в некоторой мере присуща властолюбивость. А предпочитаемыми остаются дети более надежные, усидчивые и спокойные.

Результаты диагностики методом вербальных выборов

Цель: предназначен для выявления положение в группе (социометрический статус) дошкольников в коллективе сверстников.

В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;

предпочитаемые – дети, получившие один-два положительных выбора;

игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);

отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Рассмотрим результаты, полученные методом вербальных выборов. (см. таблицу 3)

Таблица 3

Результаты, полученные методом вербальных выборов 

Испытуемые

Выбор ребенка другими детьми

Социометрический статус

Катя М.

6

Популярный

Катя

5

Популярный

Матвей

6

Популярный

Миша

4

Популярный

Даша

5

популярный

Олеся

6

популярный

Дима

6

популярный

Тихон

2

предпочитаемый

Вова

4

предпочитаемый

Арсений

4

предпочитаемый

По результатам диагностики видно, что все дети получили достаточное количество выборов. В группе нет отвергаемых и игнорируемых детей. Наиболее популярными также являются Катя М., Матвей и Даша. Меньше всего выборов получил Тихон. Дети комментировали свой выбор тем, что Тихон «дерется, капризничает, не хочет со мной играть», но у него все - равно есть друзья в группе. Однако коэффициент взаимности выборов является относительно низким, также в группе есть дети, получившие высокое количество отрицательных выборов.

Вывод. По результатам проведенных методикпредназначенных для выявления положения в группе (социометрический статус) дошкольников в коллективе сверстников, было выявлено, что Общительность детей с нарушениями зрения высокая, заинтересованность в совместной деятельности в пределах нормы. Большая часть детей проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. Однако коэффициент взаимности выборов является относительно низким, также в группе есть дети, получившие высокое количество отрицательных выборов. Это является основой для разработки программы коррекции.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  3. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 73 с.
  4. Асеев В.Г. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1989. – 244 с.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  6. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997.
  7. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.
  8. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  9. Специальная психология / под редакцией В. И. Лубовского. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 464 с.