Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ 30 работ В.И.Долговой, раскрывающих различные аспекты формирования и развития инновационной культуры; раскрыта система психолого-акмеологических условий и факторов развития инновационной культуры.
Ключевые слова: инновационная культура; критерии инновационной культуры, внутренние психологические факторы развития инновационной культуры, внешние психологические факторы и условия развития инновационной культуры, психолого-акмеологические условия развития инновационной культуры.
 

Развитие инновационной деятельности кадров управления на современном этапе, повышение их влияния на социально-экономическое развитие страны вызывают необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретико-методологических основ личностно-профессиональной инновационности кадров управления, а также выявления психолого-акмеологических условий и факторов, обеспечивающих эффективность её развития. Практика показывает, что подготовка кадров управления нового типа, владеющих интегрированными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, инновационностью, позволяет быстро адаптироваться к новым условиям [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Как считает В.И. Долгова, каждое базовое нововведение влечет за собой множество вторичных, совершенствующих нововведений. При этом в структуре инновационной деятельности могут использоваться традиционные или уже известные приемы, навыки, механизмы, но в новой комбинации, в нетривиальных условиях и для решения совершенно иных задач, нежели те, для которых они были созданы [10, 11, 12].

Ведущими компонентами инновационной культуры выступают уровень культуры, образования, квалификации, степень интеллектуального оснащения и ценностные ориентации. Инновационная культура человека - это направленность энергии и уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в инновационной деятельности. Основные критерии оценки современной инновационной культуры: научность и учет новых, изменившихся условий развития общественного производства, связанных с переходом общества к рыночным отношениям. Следует подчеркнуть своеобразную двойственность инновационной культуры: с одной стороны, она - особый вид культуры, а с другой - элемент, присутствующий в каждом виде культуры. Возникающая инновационная деятельность приводит к стихийному развитию инновационной культуры, когда сами условия жизнедеятельности требуют активизации инновационных качеств личности, возникновения и закрепления в индивидуальной и групповой деятельности соответствующих способов и результатов действий. Однако стихийное развитие не позволяет продуктивно и конструктивно решать вопросы продуцирования и внедрения инноваций, а возникающее противоречие между необходимостью целенаправленно проявлять инновационную культуру и некомпетентностью личности и группы в этом аспекте порождает возникновение проблемы формирования и развития инновационной культуры на всех этапах образования. Под инновационной культурой мы понимается система знаний, умений, ценностей, норм и идеалов, присвоенных и используемых личностью и группой в процессе инновационной деятельности, именно поэтому решение проблемы формирования и развития инновационной культуры связано с учетом субъектных свойств её носителя, принципов и правил деятельности личности и группы в процессе внедрения инноваций  [13, 14]

Особую практическую значимость имеют результаты исследований, посвященных психологическим факторам и условиям развития инновационной культуры личности руководителей и критерии сформированности этой культуры. Также важны для научного сообщества результаты факторного анализа психологических условий и основные факторы развития инновационной культуры у руководителей [15, 16, 17, 18, 19].

К внутренним психологическим факторам развития инновационной культуры В.И. Долгова относит: активность, направленность, индивидуально-типологические особенности, индивидуальный стиль деятельности, установку на инновационную деятельность, «Я – концепция личности», ценностные ориентации и ценностные отношения, способность к творческой деятельности, инновационно-важные качества, профессионализм, готовность к риску.

К внешним психологическим условиям и факторам развития инновационной культуры В.И. Долгова относит: направленность групповой деятельности на социально-значимые цели внедрения, групповой ценностный стандарт, совместимость членов группы , сплоченность членов группы, позитивные межличностные отношения, организованность, стимулирование творческой деятельности членов группы.

Психолого-акмеологические условия и факторы инновационной культуры управления детерминированы спецификой данного вида деятельности, основанной в равной степени на необходимости проявления творческого подхода и практического использования оригинальных решений, связанного с управлением рисками и рутинными процессами. В связи с этим успешность инновационной деятельности определяют [20, 21, 22, 23, 24, 25, 26]:

1) в качестве психолого -акмеологических факторов – особенности личности субъекта инновационной деятельности, которые не только определяют готовность проявлять инициативу и продуцировать новые идеи, но и способность нести ответственность за весь процесс реализации инновации - от рождения идеи до завершения проекта; а именно: мотивы достижения и самореализации, активность, смелость, креативность, склонность к экспериментированию, социальная самоуверенность, умеренная склонность к риску и умеренная степень выраженности импульсивности, авантюристичности, независимости и самодостаточности; ответственность, низкая тревожность, а также признаки значительного уровня зрелости и самоактуализации личности;

2) в качестве психолого-акмеологических условий инновационной деятельности выступают особенности организации деятельности, повышающие эффективность инноваций, а именно: систематизация и четкая организация этапов управления проектами, информационное и мотивационное сопровождение деятельности, оптимальное распределение ролей в команде, работающей над проектом на основе диагностики и активизации инновационного потенциала.

Таким образом, успешность внедрения инноваций в управлении во многом зависит от понимания роли и значения инновационной деятельности всеми участниками производственного процесса.

Усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления [27, 28, 29, 30, 31]. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии с учетом возможных психологических барьеров.

Обращение к анализу проблемы психологических барьеров в условиях инновационного управления показывает важность данной проблемы и необходимость пристального внимания со стороны руководителей и инициаторов, так как от степени ее изученности во многом зависит успех преобразований.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И.  Акмеологическая сущность инновационной культуры руководителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 1998. – № 1. – С. 40-46.
  2. Долгова В.И.  Акмеологические структуры инновационной деятельности кадров государственной службы. – Москва, 1997.
  3. Долгова В.И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского государственного университета. – 1999. – Т. 2. № 1. – С. 65-71.
  4. Долгова В.И. Планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя // В сборнике: SOCIAL PROCESSES REGULATION IN THE CONTEXT OF ECONOMICS, LAW AND MANAGEMENT Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 13-16.
  5. Долгова В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования / диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Челябинск, 1997/
  6. Долгова В.И. Трансформация ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – № 1 (31). – С. 234-239.
  7. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам // Научное мнение. – 2012. – № 8. – С. 89-103.
  8. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.
  9. Долгова В.И. Акмеологические условия и факторы развития инновационной культуры руководителей // В сборнике: PROBLEMS OF MODERN PHILOLOGY, PEDAGOGIGS AND PSYCHOLOGY Materials digest of the XXV International Scientific and Practical Conference and the II stage of Research Analytics Championship in pedagogical sciences, psychological sciences and the I stage of the Research Analytics Championship in the philological sciences. (London, May 16-May 21, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2012. – С. 163-165.
  10. Долгова В.И.  Психологическая структура понятия готовности к инновационной деятельности // В книге: Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет; Российская академия образования. – 1998. – С. 38-39.
  11. Долгова В.И.  Психологические закономерности формирования готовности к инновационной деятельности в условиях глобализации // В сборнике: Личностно-ориентированный подход в условиях реализации национального проекта "Образование" Материалы региональной научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова. – Челябинск, 2007. – С. 57-67.
  12. Долгова В.И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 11. –  С. 16-23.
  13. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография / Долгова Валентина Ивановна. – Москва, 2009.
  14. Долгова В.И. Акмеологическая инвариантность инновационной культуры // В сборнике: WAYS OF SOLVING CRISIS PHENOMENA IN PEDAGOGICS, PSYCHOLOGY AND LINGUISTICS Materials digest of the XXXI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in pedagogical and psychological sciences, the II stage of the Championship in philological sciences. (London, August 31 - September 06, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2012. – С. 145-147.
  15. Долгова В.И.  Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 17-24.
  16. Долгова В.И. Теоретические предпосылки формирования готовности руководителей к инновационной деятельности // В сборнике: DILEMMA OF THE ERA: SCARCE SOCIAL RESOURCES, RULES AND MECHANISMS OF THEIR REPRODUCTION AND EXPLOITATION Materials digest of the XLI International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Economical and Juridical sciences. Chief editor - Pavlov V. V. International Academy of Science and Higher Education. – London, 2013. – С. 15-17.
  17. Долгова В.И. Законы формирования и развития инновационной культуры личности // В книге: Методика вузовского обучения Сборник тезисов Первой внутривузовской конференции. – 1997. – С. 35-36.
  18. Долгова В.И. Из опыта изучения эффективности внедрения инновационных технологий выпускниками вуза // В сборнике: PHYSICAL, MATHEMATICAL AND CHEMICAL SCIENCES: THEORETICAL TRENDS AND APPLIED STUDIES / EDUCATION AS THE BASIS OF THE HUMANITY EVOLUTION IN CONDITIONS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF THE SOCIETY DOMINATION Materials digest of the LI International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in physical, mathematical and chemical sciences (London, May 21 - May 26, 2013)/ Materials digest of the LII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in pedagogical sciences (London, May 21 -May 26, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 92-94.
  19. Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационная культура будущего педагога: проблемы формирования и развития: монография. – Москва, 2010.
  20. Долгова В.И. Психологические закономерности развития готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 1999. – № 1. – С. 152-154.
  21. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 41-45.
  22. Долгова В.И. Этапы инновационного процесса в образовании // В сборнике: INTERPERSONAL MECHANISMS OF KNOWLEDGE AND EXPERIENCE TRANSFER IN THE PROCESS OF PUBLIC RELATIONS DEVELOPMENT. – London, 2015. –  С. 44-46.
  23. Долгова В.И., Долгов П.Т. Развитие инновационной культуры студента //В сборнике: Методика вузовского преподавания Материалы 5-ой межвузовской научно-методической конференции. Министерство образования Российской Федерации; Челябинский государственный педагогический университет; Ответственный редактор Г.С. Шкребень. – 2001. – С. 95-101.
  24. Долгова В.И., Долгов П.Т. Социально-психологические факторы проявления готовности к инновационной деятельности (по типу группа-личность) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 1998. – № 1. – С. 46-53.
  25. Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационная культура личности как фактор психологической безопасности профессиональной деятельности // В сборнике: Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы Материалы международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет; редакционная коллегия В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Е.А. Гнатышина и др.. – 2008. – С. 213-215.
  26. Долгова В.И., Шумакова О.А. Использование инновационных технологий в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин на факультете психологии // В сборнике: Вузовское преподавание: проблемы и перспективы Материалы 8-й Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2007. – С. 41-46.
  27. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 1. – С. 206-209.
  28. Долгова В.И.  Инновационные технологии деятельности педагога-психолога: учебник / В. И. Долгова, О. А. Шумакова. – Москва, 2010.
  29. Долгова В.И.  Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2014. – № 3. – С. 2176.
  30. Долгова В.И.  Проблемы подготовки руководителей инновационного процесса в начальной школе: (аспект психологии пола) // В сборнике: Новые системы обучения в начальной школе Материалы региональной конференции. Редакторы: Гашева, Л.П., Геращенко, Н.В., Ерыкалова, Л.П.. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1994. – С. 15-17.