Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Основные элементы невербального поведения представлены в статье как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с изменением  психологического состояния индивида. Показано, что формирование  таких умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек–человек».
Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Процесс взаимодействия людей между собой есть не что иное, как влияние участников процесса коммуникации друг на друга [1]. Они могут не зависеть от целей и  направленностей, могут быть вербальными (словесными) и невербальными (выраженными посредствам языка тела и жестов).

Мимические проявления, разнообразные жесты, поза, которую принимает собеседник, положение рук и ног, атрибуты внешности, взгляд, прическа, одежда и аксессуары являются основными элементами невербального общения. Все эти средства невербального общения тесно связаны с динамикой изменения психического состояния человека. Посредствам визуального контакта и изучения поведения других людей и себя самого в процессе коммуникации люди познают окружающих и выражают себя. Наши действия и эмоциональные выражения в процессе коммуникации с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров [2].

Средства невербального общения могут стать общей точкой зрения и оказывать влияние на процесс и результат нашего общения с собеседником, таким образом, формируется один из объектов изучения практической психологии.

Мимика является наиболее актуальным средством общения между людьми, так как по большей части воздействует на подсознательном уровне. Именно мимике большинство людей предают большое значение, и об успешности межличностного общения можно судить как раз по мимическим проявлениям.Переживаемые человеком в момент общения эмоции и чувства несомненно, в той или иной степени, отражаются на его лице. Происходит это путем расслабления либо сокращения мышц лица, так называемых лицевых структур. Некоторые исследования показывают, что при отсутствии визуального контакта, либо неподвижном лице собеседника около 20 % информации попросту теряется. В различных источниках можно найти около двадцати тысяч описаний мимических выражений лица. Отличительной чертой мимики является ее комплексность и пластичность.

Выражая все шесть основных эмоций (страх, отвращение, радость, печаль, гнев, удивление) мышцы лица достаточно четко скоординированы. Несомненно, при выражении какой-либо эмоции задействуются все мышцы лица, но большую смысловую нагрузку несут выражение губ и бровей [2].

По мимическим выражениям эмоций можно судить о том врет человек или нет. При обмане, например, выражение лица будет ассиметричным, и чем сильнее ложь, тем амплитуда различий между левой и правой половиной лица будет больше. Обычно, выражаемые эмоции имеют спонтанный характер и выражаются стандартно для данного общества, поэтому достаточно сложно контролировать свои мимические проявления эмоционального состояния.

Собеседник, пытающийся скрыть собственное отношение к новой полученной информации, может ограничиться обычным конвенциальным намеком, который в свою очередь зачастую является дезориентирующим, хотя бывают и истинные проявления.

Достаточно часто люди пытаются скрыть собственное отношение к предмету разговора и пытаются контролировать  свою мимику и жесты. Однако, одновременно отслеживать возможно лишь две-три реакции. Обладая подобными знаниями можно делать предположения о том, что собеседник с вами не честен и пытается утаить какую-либо информацию, либо предоставляет ложную информацию.

При этом все же стоит учесть, что возникающие у людей эмоции и их проявления на вербальном или невербальном уровне носят достаточно индивидуальный характер и пытаться анализировать поведение человека стоит лишь при высоком уровне знания собеседника и  стандартизированных проявлений эмоций. В противном случае есть вероятность прийти к неверному умозаключению и получению ошибочного мнения о собеседнике.

Речь так же играет большую роль в создании впечатления о человеке. Устная и письменная речь человека всегда индивидуальна и имеет ряд уникальных особенностей. К таким особенностям можно отнести, например, тон, высоту голоса, тембр голоса. Употребление в своей речи слов-паразитов или жаргонизмов, привычные для человека словесные обороты, грамотная или не грамотная речь, обилие эпитетов или сухая речь.

Стиль речи собеседника мы воспринимаем чаще всего с точки зрения собственного опыта и сопоставляем с собственными принятыми нормами. Таким образом, мнение, которое у нас складывается о собеседнике формируется путем соотношения собственных идеалов речи с воспринимаемой речью собеседника.

Так же на наше впечатление большую роль играет осанка и принимаемые собеседником позы, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью личности. Типичное для индивида положение головы и корпуса тела формируют осанку, которая и  придает силуэту общий вид. Любые позы складываются из различных действий личности [3, 4, 5].

Так, например, наша походка может выдать наш род занятий, состояние здоровья и даже сигнализировать о нашем эмоциональном состоянии. Существует ряд отличительных черт походки, например, скорость, сила шага, амплитуда шага, эластичность, виляние бедрами, длина шага, изменчивость или определенность направления движения.

Голос собеседника также является объектом оценивания и влияет на впечатление, которое человек производит на окружающих.

Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения, как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера.

Голос также обладает определенным ритмом, отрывистостью произношения, или наоборот, плавностью, уникальностью интонации и возможной музыкальностью.

Так же существует понятие выразительного поведения человека. Это то, как человек выглядит, его прическа, манера одеваться, для женщин – наличие или отсутствие макияжа и его яркость, наличие украшений и аксессуаров. С помощью всего этого так же составляется внешний образ человека.

Выразительное поведение человека зачастую может выдавать профессию исследуемого, его национальность, привычки и вкусы, приверженность к какой-либо религиозной конфессии, может выдавать возраст [6]. Мы предлагаем несколько упражнений для тренинга для наглядного изучения данной темы и эмпирической апробации полученных знаний:

– напечатать фотокарточки с изображением лиц, выражающих определенную эмоцию. Для чистоты эксперимента лучше взять карточки на которых будут изображены как женщины, так и мужчины, лица различной начиональности и возраста;

– предложить группе проанализировать друг друга и сделать выводы о чертах личности. характере, интроверсии или экстраверсии обследуемого. Для проверки результатов провести психологическое обследование тестами и сравнить результаты;

– пригласить профессионального актера, чтобы он показывал группе эмоции, а группа бы угадывала какую эмоцию демонстрирует актер;

– организовать работу участников тренинга в парах, что даст им дополнительный опыт межличностного общения и возможность сопоставления результатов.

То, как человек воспринимает и оценивает окружающих, во многом зависит от уже полученного ранее опыта общения, выводов, которые человек делал ранее, от его собственных индивидуальных особенностей личности. Так, В.А. Лабунская в своих исследования пишет о том, что человек с наиболее развитым невербальным интеллектом, эмоциональный будет направлен больше на окружающих, чем на себя.

Продуктивная учебная деятельность является основной структурной единицей категории пантомимической активности с самого раннего детства. Уже при подготовке к обучению в школе необходимо учитывать: возможности телесно-психического развития и индивидуальные особенности здоровья индивида; способности ребёнка образно мыслить, воспринимать информацию из внешней среды и умение передавать внутренний образ мыслей во внешний план бытия. Мимика, жесты являются мощными вспомогательными элементами в активной жизни дошкольника и в процессе его обучения (Долгова В.И.,Журбенко С.С. [6, 7,8])

Выводы: Для успешного создания малой группы и налаживания конструктивных межличностных отношений человеку необходимы знания о том, как грамотно воспринимать других. Формирование навыков успешного распознавания значений мимики, жестов, речевых выражений – вербальных и не вербальных средств коммуникации, является неотъемлемой задачей в профессиональном становлении таких специалистов как психологи, судьи, актеры, адвокаты, менеджеры то есть все те, кто имеет непосредственный контакт с человеком. Да и любому другому человеку, чей род деятельности не связан с межличностными контактами подобные знания будут полезны в повседневной жизни при общении с близкими, друзьями, родственниками, а так же для контроля собственных вербальных и невербальных посланий.

Ссылки на источники

  1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
  2. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. – М.: Эксмо, 2006. – 414с.
  3. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 5 (25). – С. 99-102.
  4. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). –  С. 60-62.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. –  С. 33-34.
  6. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. –  С. 69-71.