Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления моральных суждений и поведения ребенка-дошкольника. Характеризуются этапы в развитии моральных суждений ребенка, детерминирующих процесс саморегуляция поведения. Подчеркивается необходимость использования педагогически целесообразных оценочных действий, обеспечивающих нравственное развитие и личностный рост ребенка-дошкольника.
Ключевые слова: моральные чувства, нравственный реализм, моральное суждение, объект оценивания, оценочная деятельность педагога.  

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс освоения ребенком способов поведения и отношений в окружающем социуме. Влияние социума многогранно. Отделить  правильное от неправильного, хорошее от плохого – очень непростая задача для ребенка-дошкольника. В силу недостаточно сформированного опыта жизни в обществе главным способом социализации, нравственного развития является подражание взрослому. Ребенок эмоционально реагирует на его действия, поступки,  которые выступают в качестве образцов поведения. Оценки взрослых воспринимаются безоговорочно. Именно опыт общения с взрослым порождает развитие у  ребенка стремления  к регуляции своих отношений с окружающим социальным миром, овладение способности к эмоционально-оценочным и моральным суждениям. Моральные суждения выражаются в стремлении ребенка объяснить собственные поступки, ссылаясь на нормы, которые устанавливают взрослые и которые обязывают им подчиняться.

Опираясь на исследования Ж.Пиаже[1], можно констатировать, что основа всего морального развития ребенка – это система его моральных суждений. Анализируя рассуждения детей, исследователь сделал заключение о том, что моральные представления детей меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Нравственный реализм – это твердое, однозначное понимание добра и зла, в котором понятие и справедливости подтверждается авторитетом взрослого. Это тенденция ребенка рассматривать обязанности и ценности, транслируемые взрослым,  как обязательные, независимо от обстоятельств. Нравственный релятивизм  основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.

Дети дошкольного возраста, в силу несформировавшегося опыта отношений с окружающим миром, не могут подвергать сомнению моральные правила,  которые установлены взрослыми, поэтому живут и мыслят категориями  нравственного реализма.   

Во-первых, в представлении ребенка хорошим является поступок, который не противоречит предъявляемому правилу или требованию взрослого. Плохим расценивается поступок, не соответствующий правилам. При этом само правило формулируется четко, предъявляется как установка к действию, т.е. его исполнению. Ребенок его не обсуждает, потому  что в его представлении взрослый всегда прав. Следовательно, выполнение этих правил расценивается ребенком как послушание, хороший поступок.  

Во-вторых, для нравственного реализма характерно соблюдение правила, а не его содержания. Буквальное понимание ребенком правила влечет к тому, что он оценивает поступки сверстников и свои собственные в зависимости от их соответствия установленным правилам, не учитывая при этом и не считая существенным те намерения, которые  были их двигателем. Например, ребенок хотел порадовать любимого воспитателя и  подарить ему букет цветов. Но выяснилось, что цветы он сорвал на клумбе, на территории детского сада. Очевидно, что способ подготовки букета полностью затмил для сверстников (возможно, и самого воспитателя) намерение ребенка порадовать взрослого.

Оценка поступков формирует моральные суждения ребенка, которые в своем развитии проходят  несколько периодов.

Первый период характеризуется тем, что понятие справедливого и несправедливого еще не отделяется от понятия долга и непослушания: справедливо то, что соответствует требованиям взрослого.

Однако, уже в этом периоде дошкольник способен выделить несправедливые действия взрослого. В частности, это происходит тогда, когда  взрослый не следует по отношению к ребенку тем правилам, которые сам же установил. Например, в ряде детских садов установлено правило: перед тем, как пройти в игровой уголок, перед ковром, которым застлан пол игровой зоны, нужно снять обувь. Правило устанавливается воспитателем. Но, нередко можно наблюдать, как воспитатели этому правилу не следуют. Это сразу подмечается ребенком как несправедливость. Поэтому закономерно у него возникает сомнение – почему правило не для всех, почему взрослый, который его сам установил, не соблюдает правило? В таких ситуациях и им аналогичных, трудно сформулировать убедительный ответ ребенку. Двойственность позиции взрослого заключается в том, что требование соблюдение неких норм от детей, им самим же отвергается. Дошкольнику сложно понимать, что является моральной нормой, и всегда ли ей нужно следовать. Но если взрослый соблюдает собственные правила, ребенок видит в этом справедливость  и стремится подражать действиям воспитателя. Это обусловлено тем, что  на данном этапе авторитет главенствует над справедливостью.

Второй период в развитии морального суждения определяется только к 7 годам. Этот период характеризуется развитием самостоятельности в суждениях, действиях, поступках. Справедливость в отношениях, как со взрослыми так и со сверстниками, для ребенка является приоритетной. Поэтому очень важной категорией является  взаимодействие мнений. Однако равноправное взаимодействие  между ребенком и взрослым, в прямом его понимании, достаточно затруднительно,  потому что неравенство в социально-ролевых позициях очевидно. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Такие отношения проявляются с момента установления нового уровня взаимодействия между детьми, получившего определение «кооперация» [2]. Именно в таком рода взаимодействии ребенок сталкивается с необходимостью принятия правил, диктуемых детским сообществом. Усваивая и одновременно присваивая их, дети тем самым могут самостоятельно регулировать собственное поведение и поступки.

 Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения на справедливое и несправедливое: взрослого, который является носителем им же устанавливаемых правил, и сверстников, которые могут устанавливать собственные правила в совместной деятельности, которую сами и организуют.

Следует заметить, что самостоятельно организуемые детские сообщества, способны автономно от  взрослого регулировать отношения внутри него. Выработанные совместно правила едины для исполнения их всеми участниками совместной игры или другой деятельности. В ситуации, когда один из участников в определенный момент времени отказывается исполнять утвержденные правила, он изгоняется из детского сообщества, как нарушитель. И в этом своем действии дети видят справедливость. И, наоборот, если вмешивается взрослый и оценивает действия группы детей неправильными и возвращает нарушителя в игру, дети способны отстаивать свои права на справедливость.

Только с развитием этих отношений происходит  овладение нормами поведения. Такой процесс носит неоднозначный и сложный характер для морального выбора  ребенка. Оценка собственного поступка или поступка сверстника - это огромная нравственная работа, когда требуется не только соотнести требования взрослого с конкретной ситуацией, но самому оценить ее сточки зрения моральных правил.  

Опыт показывает, что для детей старшего дошкольного возраста ха­рактерно доминирование эмоциональной сферы в восприятии поступков окружающих людей. В этом периоде у ребенка ин­тенсивно формируются нравственные чувства: чувство товарищества, ответ­ственности, сочувствие горю товарища, негодование при неспра­ведливости и т.д. У детей начинает проявляться отно­шение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит разви­тие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Эмоции носят социальный характер, их содержание связано с нравственными проблемами межлич­ностных отношений. К детям приходит радость дружбы, им страшно потерять доброжелательные отношения с другими. Переживания  связаны с нравственной стороной межличност­ных отношений. Все более  отчетливо проявляется  стремление детей  рассматривать собственные поступки и поведение окру­жающих  сквозь призму морали, критерии которой дети заимствуют у взрослых.

Поэтому было бы неверным рассматривать в отдельности два процесса: формирование моральных суждений детей и овладение ими способами нравственного поведения.

Источником получения нравственно обогащающих знаний может быть, слово, личный пример воспитателя или пример людей, ко­торым ребенок стремится подражать. Однако, со стороны взрослого необходим контроль за процессом усвое­ния моральных норм и правил, так как неправильно сформированное пред­ставление о той или иной черте или качестве человека приводит к непра­вильной линии поведения.

Относительная несамостоятельность морального мышления и не­достаточный собственный опыт детей, с одной стороны,  вызывают у них трудности в раскрытии содержания какого-либо нравственного качества и умении пользоваться моральными суждениями при характеристике по­ступков, сложность в сознательном оперировании нравственными поня­тиями.

С другой стороны, дети, порой, не могут совершать правильные поступки в связи со сложностью жизненного факта, с отсутствием подоб­ных случаев в их жизни или негативным влиянием на них опыта других людей. Тем более, дать им правильную моральную оценку.

Поэтому становление нравственного поведения, основанного на моральных нормах, может быть продуктивно в том случае, если сопровождается поддержкой и положительной оценкой воспитателя. Это  не только стимулирует нравственную активность ребенка, но и корректирует его поведение, содействует правильному формированию моральных суждений, обогащает его нравственный опыт.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

На протяжении всего периода дошкольного детства оценка взрослого, его отношение  представляют  для ребенка особую важность. В процессе взросления у дошкольника постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению, ребенок все чаще руководствуется общепринятыми нормами и моральными правилами. Однако адекватно оценить свои действия ребенок может не всегда, так как взрослый для ребенка – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий.  Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпадали с его собственными. Поэтому ему важно понять сущность оценочных требований для того, чтобы увидеть себя «как бы со стороны», сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по разному строить свои отношения с окружающими.

Саморегуляция поведения как высшая форма нормативной детерминации поведения детей на основе норм морали, формируется к завершению дошкольного детства и обеспечивает самостоятельное и добровольное соблюдение норм морали при отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Педагогический опыт свидетельствует, что старший дошкольный возраст - благоприятное время для усвоения многих моральных норм. В процессе постоянного нако­пления и осмысления нравственных фактов, отношений, их анализа, оценки происходит принятие нравственных решений, осуществление ответ­ственных выборов.

Ссылки на источники

  1. Пиаже Жан: Моральное суждение у ребенка. Академический проект, 2006 г.
  2. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей. http://www.voppsy.ru/issues/1980/804/804079.htm