Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Описана процедура проведения авторской игры «Экспертиза игрушек», направленной на актуализацию у участников субъектного отношения к выбору детской игрушки. Представлен опыт апробации игры в подготовке студентов педагогического вуза и переподготовке работающих педагогов системы дошкольного образования.
Ключевые слова: детская игрушка, развивающие возможности игрушек, критерии выбора игрушки, подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций. 

Изучение детской игрушки имеет давнюю историю и традиции. В отечественной и зарубежной науке накоплен богатейший опыт, касающийся понятия, истории возникновения, разновидностей и развивающих возможностей детской игрушки. Тем не менее, обращение к этой теме не теряет своей актуальности из-за стремительно происходящих в обществе изменений, развития новых теоретических исследований по детской психологии, дошкольной педагогике, педиатрии, а также возникающих в современной образовательной практике запросов. Игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, применению в ней игрушек, а также новым требованиям к педагогам, использующим детские игрушки, уделяется большое внимание в новых документах, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации [1], Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [2], Министерством юстиции Российской Федерации [3]. Решение многообразия профессиональных и личностных задач, которые стоят перед сегодняшними специалистами системы образования невозможно без понимания необходимости грамотного использования игрушки в развитии ребенка-дошкольника. Применение игры для рассмотрения проблемы детской игрушки представляется нам особенно подходящим методом.

Цели игры: проанализировать развивающие возможности детских игрушек, актуализировать у участников субъектное отношение к выбору игрушки, показать сложность и многокритериальность выбора, обозначить, что представители разных групп имеют разные взгляды на критерии выбора игрушки.

Форма проведения: игра.

Материал:

  1. разнообразные детские игрушки (как игрушки, однозначно соответствующие возрасту и психологическим особенностям ребенка, так и игрушки, отношение к которым у специалистов достаточно противоречивое);
  2. карточки с названием групп и игровым заданием: «Дети», «Родители», «Педагоги, психологи», «Медики», «Представители бизнеса»;
  3. тексты научных статей, научно-популярных работ, нормативных документов и пр. материалов, касающихся проблемы выбора детской игрушки.

Время проведения: 45 – 90 минут.

Участники. Оптимальное количество участников играющих в группе – до 30 человек. За период 2012-2014 г.г. игра была проведена почти 30 раз. Всего в ней принимали участие около 700 человек, среди них: студенты педагогического вуза во время освоения ими учебных курсов «Детская психология», «Психология дошкольного возраста» (25 %); а также слушатели курсов академии повышения квалификации в процессе изучения курса «Психология» - воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре детских садов (75 %).

Содержание игры.

1. Целеполагание, обсуждение этапов предстоящей работы.

Ведущий знакомит участников с целью предстоящей игры, выясняет ожидания и опасения от предстоявшей работы, вместе с участниками вырабатывает групповые правила и нормы, в соответствии с которыми будет осуществляться игровая деятельность. Также он информирует о продолжительности проводимой работы, при желании помогает участникам провести оценку собственных знаний и умений, связанных с экспертизой детской игрушки. В таблице ниже предложен вариант возможной самодиагностики (в графе «Знания и умения» присутствуют разработанные нами и те, которые обязательны согласно Профессиональному стандарту педагога).

Таблица 1. Самодиагностика в начале игры

От предстоящей игры я ожидаю:___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Я так оцениваю свои знания и умения по 10-бальной шкале (где 1 – знание и умение развито минимально, а 10 – знание и умение развито максимально):

Знания и умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знание современных детских предпочтений в выборе игровой атрибутики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знание родительских ориентиров при выборе детских игрушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знание психолого-педагогических ориентиров выбора игрушек для детей раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знание санитарно-эпидемиологических требований к безопасности игрушек, предназначенных для детей до 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знание современного ассортимента детских игрушек, представленных в продаже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение осуществить грамотных выбор игрушек для детей раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,  познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разделение участников на группы, получение и обсуждение в группах игрового задания.

На столы выкладываются подготовленные игрушки. Участники делятся на группы: «Дети», «Родители», «Педагоги, психологи», «Медики», «Представители бизнеса». Каждая группа получает задание оценить представленный игровой материал с точки зрения их соответствия ряду критериев. Причем эти критерии определяются потребностями представителей разных возрастных и социальных групп. Примерное содержание задания представлено в таблице 2:

Таблица 2. Содержание игровых карточек

Вы – дети раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, в которые бы вам хотелось играть, обоснуйте свой выбор. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?».
«Вы – родители детей раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, которые вы купите своему ребенку, обоснуйте свой выбор. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?».
«Вы – педагоги и психологи, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, которые в наибольшей степени способствуют психическому развитию ребенка этого возраста. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?».
 «Вы – медики, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, которые наиболее подходят для детей этого возраста с точки зрения вашей профессии, обоснуйте свой выбор. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?».

«Вы – представители бизнеса, распространяющие игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, которые вы готовы поставлять в продажу. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?». 

Как показывает опыт апробации игры, принятие на себя роли меняет особенности поведения и эмоционального реагирования участников. Сама возможность не только обсудить, но и активно использовать в учебном процессе детские игрушки максимально позитивно воспринимается большинством слушателей и студентов. Отмечается эмоциональное возбуждение, ожидание занятия, на которое предстоит принести игрушки. Слушатели, перед которыми выкладываются многочисленные предметы, заметно оживляются и включаются в работу. Разделение участников на группы, меняет поведение особенно тех слушателей или студентов которым досталась роль детей, медиков и предпринимателей, появляется специфическая «ролевая речь».

3. Знакомство с разнообразной литературой по проблеме детской игрушки для осуществления экспертизы представленных предметов.

Участникам предлагается разнообразная вспомогательная литература: тексты научных статей, научно-популярных работ, нормативных документов и пр. материалы, касающихся проблемы выбора детской игрушки. С ней участники могут знакомиться в ходе экспертизы детских игрушек или заранее.

В опыте нашей работы игра проводилась в двух вариантах. Студентам давалось задание подготовиться к предстоящему занятию: принести как можно более разнообразные игрушки и познакомиться со специальной литературой заранее. Слушателям набор игрушек предъявлялся прямо на встрече, там же у них была возможность ознакомиться с многочисленными научными и научно-популярными текстами. Оба варианта работы, на наш взгляд, достаточно продуктивны и интересны.

4. Выступление участников групп, обсуждение сделанной экспертизы, дискуссия.

Участники групп по очереди называют выбранные ими игрушки, указывают критерии своего выбора, обосновывают их, в том числе опираясь на предложную вспомогательную литературу. Результаты экспертизы обсуждаются, делаются выводы о том, насколько близки или различны взгляды представителей разных групп. Задача ведущего – помогать участникам сохранять научность диалога с опорой на тексты авторитетных специалистов, официальные документы. В опыте нашей работы редко удавалось ограничиться простым перечислением предпочитаемых игрушек. Чаще всего завязывались дискуссии «из роли» (текст выдержек из таких обсуждений представлен ниже курсивом).

Дети раннего и дошкольного возраста 

Дети: Мы возьмем игрушечный планшет, телефон и очки - это игрушки, благодаря которым есть возможность подражать взрослому, играть в него.

Ведущий: Читаем у Л.Ф. Обуховой, что в дошкольном возрасте идеальной формой становится мир взрослых людей. Дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра [7].

Дети: Еще есть модные игрушки, которые мы выбираем по принципу – такое же, как у соседа по группе детсада. Поэтому берем бакуган, куклу Братс, вот эту сумочку с косметикой, чтобы все обзавидовались… В своей работе В.С. Мухина описывая притязания на признания среди сверстников пишет, что в дошкольном возрасте при стремлении к реализации притязаний на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и в других аналогичных ситуациях у детей может появиться зависть. Она вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия - «кто главнее» [8]. В данном случае игрушки могут показать, кто главнее, моднее и пр.

Бизнесмены: А как же все «розовое», «блетящее» и «про принцесс»?... Определенные категории детей выбирают именно по таким параметрам. А мы, в свою очередь, сделаем для них такой отдел: розовый, блестящий…

Дети: Верно, нам нравится все яркое…

Дети: А еще мы собираем коллекции игрушек (динозавров, жирафов, меджики, маленьких пони, насекомых и пр.).

Родители: Сейчас мы вам расскажем, как мы вам это все покупаем… 

Родители детей раннего и дошкольного возраста 

Родители: Ну, кроме того, что мы покупаем то, что просят для детей, для нас важно, чтобы игрушки были развивающими… Единственное, не все мы, родители, знаем, какие игрушки по возрасту подойдут. Вот, например, лабиринт с бусами – точно развивающая вещь. И купим мы ее дошкольнику, а она для детей раннего возраста.

Педагоги и психологи: Об этом возрастном соответствии игрушек детским возможностям говорят многие специалисты. Например, Е.О. Смирнова [9] отмечает, что Барби для ребенка раннего возраста слишком: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Бизнесмены: Как вопрос цены игрушек вы решаете? Покупаете недорогие?

Родители: Покупаем те, в которых хорошо сочетается «цена – качество». Стараемся смотреть страну изготовителя. Хотя не спрашиваем сертификаты качества.

Медики: А зря мы это не делаем. Международная сеть неправительственных организаций, работающих в области обеспечения химической безопасности, - IPEN - представила в Москве результаты исследования детских игрушек, продающихся в шести странах бывшего СССР, включая Россию. Из 569 закупленных товаров в 169 образцах (в 29%) содержится как минимум один из шести токсичных металлов (свинец, сурьму, кадмий, ртуть, мышьяк, хром) в количестве выше “почвенной” нормы [10].

Бизнесмены: А как нам обывателям быть? Химический состав игрушки на месте мы не определим…

Медики: Наше дело - внимательно рассмотреть товар. Эксперты [11] утверждают, что наиболее яркие цвета игрушки, скорее всего, указывают на высокую токсичность краски; - игрушек с резкими запахами стоит избегать вообще. Важно следить за тем, чтобы на игрушке не было повреждений, царапин и сколов: если товар и проверяется контролирующими органами на заводе-производителе, то только самый верхний его слой; не давайте ребенку лишнюю возможность контактировать с внутренними. Лучше выбирать игрушки из натуральных материалов (неокрашенное дерево). Желательно покупать ребенку как можно меньше “игрушек-однодневок”: игрушка должна быть качественной, любимой и храниться долгие годы. Кроме того, чем меньше спрос на игрушечный ширпотреб, тем меньше производители обеспокоены извлечением прибыли с помощью экономии на экологически чистых материалах.

Родители: Мы еще покупаем игрушки, чтоб другим родителям «нос утереть». Ну-ка, психологи и педагоги, прокомментируйте это…

Педагоги и психологи: Без комментариев! 

Педагоги и психологи, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста 

Ведущий: Что важно для вас?

Педагоги и психологи: Мы ценим социальную и психологическую безопасность игрушки. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. Детская игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей. И, конечно, детская игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.

Медики: Итак, главное, безопасность игрушки.

Педагоги и психологи: Да. А еще необходимо учитывать развивающие возможности игрушки и ее соответствие возрастным особенностям воспитанника. Например, из этого набора мы советуем взять эту небольшую куклу-пупса. 3-4 летний ребенок может использовать его в простейшей режиссерской игре. Любые сюжеты с ним пройдут: его и кормить, и укладывать можно. Кукла может на машине ездить и дома строить…

Дети: Кстати, сейчас и мальчики с удовольствием в куклы играют…

Педагоги и психологи: Так точно. Читаем в работе В.С. Мухиной [12], что ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков.

Педагоги и психологи: Есть еще и эстетические требования к внешности игрушки. Наш пупс подходит под критерии выбора куклы из статьи Е. Смирновой, Е. Абдуллаевой «Куклы нашего времени» [13]. Итак, у нашего пупса детская внешность. У него не слишком ярко и подробно прорисованы черты лица. Телесные признаки пола отсутствуют. Волосы, правда, просто нарисованы, и их нельзя расчесывать, но куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела. Кроме того, ему можно легко совместно со взрослым сшить одежду, подходящую по возрасту и сезону, а также подобрать домашнее кукольное хозяйство. Материал, из которого пупс сделан – пластмасса. Однако не знаем, насколько полезен и нетоксичен ли он. Пупс на ощупь приятен и хорошо моется, так что по сан пину вроде «пройдет».

Медики: Одобряем!Читаем в САН ПИНе [14] пункт 17.12: «Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе».

Педагоги и психологи: А вообще, нам нравится методика психолого-педагогической экспертизы, разработанная Е.О. Смирновой и ее коллегами. Они последовательно оценивают каждую игрушку по трем параметрам: этико-эстетическим характеристикам и привлекательности, операционально-техническим характеристикам и развивающему потенциалу игрового воздействия [15]. 

Медики, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста 

Медики: Для нас критериями выступают: прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются (как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия) [16], срок годности, точнее хранения игрушки…

Родители: А у игрушек есть срок годности?

Медики: Конечно… Продолжаем, нетоксичность игрушки, наличие / отсутствие мелких деталей, возможность игрушку обрабатывать... Так, мы точно не возьмем вот эту овечку с отбитой ножкой. Во-первых, она не проходит требования по безопасности. Вред может нанести – поцарапать может. Читаем выдержку из ФГОС ДО пункт 3.3.4.: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». А, во-вторых, у нее шерсть мягкая. А мы с вами читаем САН ПИН из пункта 6.10: «Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий» [17]. То есть, мы против овцы… И, вообще, против всего, что не моется. Долой мягкие игрушки!

Бизнесмены: … Не долой! А «использовать только в качестве дидактических пособий»… Хотя по нашим наблюдениям дети дошкольники не очень часто просят купить мягкие игрушки…

Ведущий: А как к мягким игрушкам относятся педагоги и психологи?

Педагоги и психологи: А мы «за» мягкие игрушки!

Дети: И мы!Вы, конечно, помните, как мы любим спать с мягкими игрушками… И в период адаптации к детскому саду любимая мягкая игрушка – незаменимая вещь…

Педагоги и психологи: Так точно!С любимыми мягкими игрушками разговаривают, делятся радостями и размышлениями, едят, спят, берут их на улицу. По мнению Е.О. Смирновой [18], такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектом его душевной жизни.

Родители: Только мы помним, что в них скапливается пыль…

Медики: Мягкие игрушки не будешь же стирать каждый день, в отличие от резиновых и пластмассовых, которые по САН ПИНу (пункт 17.13.) «…моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается [19]

Педагоги и психологи: Вот вам и противоречие… 

Представители бизнеса, распространяющие игрушки для детей раннего и дошкольного возраста 

Бизнесмены: Как вы понимаете, для нас важны несколько другие критерии выбора игрушек… Мы приобретем товар, который пользуется спросом. Это  яркие игрушки, созданные на основе часто показываемых мультфильмов. М. Соколова, М. Мазурова [20] утверждают, что мультфильмы, соответствующие интересам и психологическим возможностям дошкольника стимулируют достаточно продолжительную и содержательную игровую деятельность… А мы утверждаем, что мультики – хороший способ манипулировать кошельком родителей.

Дети: Конечно, дети сегодня направляют огромные кармане средства и родительские ресурсы на покупку любимых игрушек. А мультфильмы определяют, какие игрушки станут «делать деньги».

Бизнесмены. А.Н. Ильин, А.Л. Панищев [21] пишут, что появилась целая индустрия, актуализирующая именно детскую покупательную способность. Медиа-проекты, рекламирующие специально создаваемые для детей продукты питания,DVD, видео-игры, мобильные телефоны, игрушки и т.д. гипнотизируют маленьких покупателей, делая из них настоящих потребителей. Они убеждают детей в том, что смысл жизни заключен в покупках. Продаются не просто рекламируемые продукты, а игрушки, символизирующие персонажей детских мультипликационных фильмов. Так создается привязанность предлагаемой игрушки к полюбившемуся ребенком мультипликационному герою, и эта привязанность играет важную роль в деле продвижения детских продаж. К примеру, после выхода мультфильма «Черепашки-ниндзя» был реализован огромный массив продукции, связанной с этим фильмом; статуэтки героев, комиксы, журналы-раскраски. «Звездные войны» стали тиражироваться не только как фильм, но и как куклы, маски, световые мечи, продукты питания с изображением на упаковках главных героев саги и прочие аксессуары. Чипсы, каши, макароны и другие продукты питания, на упаковках которых красуются полюбившиеся детям персонажи, представляются маленьким покупателям вкуснее, чем не связанные с мультфильмами продукты, хотя на самом деле они бывают одинаковыми по составу и вкусу.

Родители: Мда-а-а…

Медики: САН ПИН отдыхает…

Бизнесмены: Это не все критерии. Еще мы готовы реализовывать игрушки модные, пользующиеся массовым спросом. Поэтому, дорогие дети, мы внимательно прислушиваемся, присматриваемся к вам и вашим запросам. Именно поэтому, мы тоже стараемся быть в курсе особенностей детской субкультуры… Бакуганы, Бетманы, Винксы, Лего, Братсы, Ангрибертс, Смешарики, Май Литтл Пони, Раппунцель, Трансформеры… Что пожелаете…

Педагоги и психологи: А наши запросы вы же тоже учитываете?

Бизнесмены: Конечно. Мы учтем Ваши рекомендации по поводу развивающих возможностей игрушек…

Дети: Неожиданно для вас…

Бизнесмены: Ну, что же вы! Мы тщательно отслеживаем изменения, происходящие с системой дошкольного образования, и чутко реагируем на его современные запросы. Мы знакомы со всеми новыми документами. Мы прислушиваемся к мнению педагогов и психологов. Поверьте, продать товар «рекомендовано…» куда проще.

Медики: Конечно, вы смотрите качество материала, из которого изготовлена игрушка,..

Бизнесмены: Этот показатель обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутствия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.) мы сильно рискуем… А это нам не выгодно. Кроме того, мы изучаем качество исполнения игрушки. Это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, такую игрушку не будем реализовывать. Однако, мы в финансовой ловушке – качество игрушек непременно отражается на их цене.

Родители: Конечно, вас интересуют наши финансовые возможности…

Бизнесмены. Мы предлагаем товар на любой кошелек и на любой случай жизни. У нас вы найдете и сезонный товар – санки, елки, елочные игрушки, новогодние костюмы, и «мелочь» всякую – шарики, мыльные пузыри, россыпь животных, и подарочную продукцию – громадные мягкие игрушки…

Педагоги и психологи: Невнимательно вы изучаете психологическую литературу. Е.О. Смирнова [22] пишет, что мягкая игрушка не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам, или использовать в качестве кресла, подушки или подставки.

Бизнесмены: Спрос рождает предложение…

5. Выход из принятой роли, рефлексия участниками итогов работы.

Участники выходят из предложенной ими роли, анализируют свои мысли, эмоциональное состояние, поведенческие проявления в ходе игры, делятся своими размышлениями по теме игры. На этом отрезке подводят итоги того, какие же критерии важны при выборе детской игрушки. В каждой группе итоги свои, однако, чаще всего участники перечисляют: безопасность игрушки, ее соответствие возрастным особенностям и личным предпочтениям ребенка, эстетичный внешний вид и широкие развивающие возможности. По желанию ведущего и участников, а также исходя из организационных условий, повторно проводится самодиагностика (Таблица 1). Кроме того, для оценки эффективности игры анализируются индивидуальные высказывания участников на заключительном этапе работы. Для их рассмотрения используется классификация рефлексивных суждений студентов и слушателей (Таблица 3), предложенная Т.В. Черниковой [23] для определения уровня восприятия и переживания опыта участия. 

Таблица 3. Классификация рефлексивных суждений участников

Уровни восприятия и переживания опыта участия

Степень проявления данного уровня восприятия и переживания опыта участия

0 степень

1 степень

2 степень

Когнитивный

Недифференцированное получение информации:

«это имеет отношение к будущей жизни», «обсуждались вопросы, которые каждый себе задает»

Указание на факт получения конкретной информации:

«узнала, что по САН ПИНу» мягкие игрушки лишь для дидактических задач используются», «узнала, почему дети выбирают дурацкие игрушки»

Указание на получение информации для себя:

«выбрала варианты ответов на свои вопросы», «определила для себя, какие игрушки покупать сыну»

Эмоциональный

Общая оценка проведенной формы работы:

«нормально», «понравилось», «хорошая игра, спасибо»

Выражение собственного интереса к ситуации игры:

«интересная для меня тема», «интересно, оказывается игрушки должны мыть ежедневно…»

Описание своих эмоциональных переживаний:

«разрешила свои сомнения», «пережила тревогу по поводу игрушек, которые выбирают современные дети»

Поведенческий

Пассивное участие:

«смотрел, как они обсуждали», «послушала», «я участвовала в игре»

Указание на опыт взаимодействия с другими:

«пообщалась», «мы критерии обсудили»

Указание на приобретение опыта в реальной жизни:

«проверила себя в экстремальной ситуации», «испытала себя в позиции педагога, который проводит экспертизу»

Опыт апробации игры показал, что среди итоговых рефлексивных высказываний участников наблюдались все три уровня восприятия и переживания игрового опыта, но преобладал 1 и 2 уровень. По результатам наблюдения ведущего отмечались позитивные изменения в эмоциональном состоянии студентов и слушателей. Это позволяет предположить, что игра «Экспертиза игрушек» является одним из возможных методов решения профессиональных и личностных задач, стоящих перед современными специалистами системы дошкольного образования. Она может быть эффективно использована при подготовке студентов педагогических вузов и переподготовке педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ссылки на источники 

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
  4. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
  5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  9.  Методика психолого-педагогической экспертизы. – URL:http://www.psytoys.ru/metodika-psihologo-pedagogicheskoy-ekspertizy – [Дата обращения 06.03.2015].
  10. Опасные игрушки. Токсичные мишки и зайчики продолжают наводнять наши магазины.– URL: http://www.solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_9484.html – [Дата обращения 06.03.2015].
  11. Опасные игрушки. Токсичные мишки и зайчики продолжают наводнять наши магазины.– URL: http://www.solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_9484.html – [Дата обращения 06.03.2015].
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  13. Смирнова Е., Абдулаева Е. Куклы нашего времени. // Мама и малыш. – № 11, 2005. – URL: http://www.psytoys.ru/articles/kukly-nashego-vremeni – [Дата обращения 02.03.2015].
  14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
  15. Методика психолого-педагогической экспертизы. – URL:http://www.psytoys.ru/metodika-psihologo-pedagogicheskoy-ekspertizy – [Дата обращения 06.03.2015].
  16. Методика психолого-педагогической экспертизы. – URL:http://www.psytoys.ru/metodika-psihologo-pedagogicheskoy-ekspertizy – [Дата обращения 06.03.2015].
  17. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
  18. Мнение психолога о мягких игрушках. – URL: http://luckytoys.ru/articles/view/8/mnenie_psihologa_o_myagkih_igrushkah_337.html – [Дата обращения 06.03.2015].
  19. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
  20. Соколова М. Мазурова М. Влияние мультфильмов на игру дошкольников. – URL: http://www.psytoys.ru/vliyanie-multfilmov-na-igru-doshkolnikov – [Дата обращения 06.03.2015].
  21. Ильин А.Н., Панищев А.Л.   Культура общества потребления: философские, психологи­ческие, социологические аспекты – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html – [Дата обращения 06.03.2015].
  22. Мнение психолога о мягких игрушках. – URL: http://luckytoys.ru/articles/view/8/mnenie_psihologa_o_myagkih_igrushkah_337.html – [Дата обращения 06.03.2015].
  23. Черникова, Т.В.Корабль под названием «Жизнь»: игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников: учеб-метод. пособие. Волгоград, 1998. – 174 с.