Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассмотрены характерные проблемы разработки и реализации стратегического плана развития региона. Выделены проблемы, возникающие как на стадии разработки, так и на стадии реализации стратегического плана. Подробно освещена роль сторонних экспертов в разработке стратегических мероприятий.
Ключевые слова: стратегическое планирование, социально-экономическое развитие региона, методология стратегического планирования. 

            Основные направления в концепции стратегического планирования оформились в середине 20 века,  и уже в 70-е годы активно применялись корпоративными структурами. К началу 21 века стратегическое планирование стало популярным и эффективным методом управления крупными корпорациями. Осознание преимуществ стратегических подходов в управлении и долгосрочном планировании позволили применить данные подходы и в других сферах - в государственном управлении, в сфере долгосрочного регионального планирования, в деятельности общественных организаций и т.д.

            Для Российской Федерации вопрос эффективного регионального развития стоит достаточно остро. Одной из главных проблем является неравномерное экономическое развитие регионов в силу исторических, демографических и иных причин. В 2014 федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов Российской Федерации составили 439 миллиардов рублей. Среди дотационных регионов оказались Якутия, Дагестан, Камчатский край. По состоянию на 2014 год, регионами-донорами являлись Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Самарская область, Тюменская область и Сахалинская область. Переход регионов на самообеспечение в плане формирования бюджета представляет собой нетривиальную задачу сопряженную с изменением устоявшихся негативных направлений в развитии территории - ожидание постоянной помощи от федерального бюджета, просчеты в прогнозировании развития, неэффективность планируемых мероприятий. Тем не менее ряд российских регионов применяет принципы стратегического планирования территорий на практике. В свою очередь на федеральном уровне утверждена и выполняется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическое планирование в масштабах государства и региона признано необходимым условием дальнейшего развития страны.

            Разработка стратегического плана развития региона имеет свою специфику. На стадии разработки программы (которая будет утверждена в законодательном порядке) необходимо учитывать интересы различных сторон. При этом итоговые положения утверждаемого документа могут быть противоположны по содержанию, абсолютно исключая возможность их практической реализации.

            Каждое территориальное образование представляет собой сложную структуру с рядом неповторимых особенностей - географических, экономических, этнических и природных. Учет всех этих особенностей, каждая из которых влияет на социально-экономическое развитие региона, практически невозможен, что затрудняет стратегическое планирование. Следует учитывать уровень развития муниципальных образований, который также является различным: одни районы получают средства регионального бюджета, другие являются донорами. В некоторых регионах проблему пытались решить путем укрупнения муниципалитетов (в 2007-2008 г.г. Краснодарском крае 389 поселений были объединены в 37 районов и 10 городских округов, чтобы "сравнять уровень и качество услуг, предоставляемых госучреждениями горожанам и жителям районов"). Но данные мероприятия не везде показали свою эффективность, так в Кемеровской области был утвержден проект по объединению Новокузнецка и Новокузнецкого района, но после подсчетов необходимых средств слияние муниципалитетов не состоялось.

            Одной из проблем является сбор информации, необходимой для разработки стратегического плана [1]. Возможна ситуация, при которой некоторые источники данных не являются актуальными или противоречат другим. Органы государственной статистики физически неспособны представить весь объем необходимой информации. Соответственно, этап выявления условий планомерного социально-экономического развития «затягивается», сама разработка плана переносится на неопределенный срок, либо некоторые показатели не учитываются в процессе проработки будущих решений.

            Важным моментом является привлечение  компетентных специалистов на этапе разработки стратегического плана. Стратегическое планирование представляет собой научную и управленческую задачу, соответственно штат специалистов должен включать в себя экспертов в различных направлениях (политиков, ученых, управленческие кадры, аналитиков). Комплексный состав экспертов позволит подготовить методологическую основу для последующей реализации принятых решений. Согласование разработанных мероприятий и учет мнений заинтересованных сторон подразумевает привлечение общественных структур - общественных организаций и объединений. Зачастую экспертная комиссия включает лишь приглашенных экспертов аналитических компаний, что делает выполнение выработанных ими решений практически невозможным в силу незнания региональных особенностей.

            Региональная специфика требует и соответствующих организационных и методологических мероприятий. Отсутствие универсальных подходов открывает широкий простор для выработки лучших решений для конкретных регионов [2]. Необходим оригинальный подход на всех этапах стратегического планирования, только в этом случае удастся достичь поставленных целей.

            Современные исследователи выделяют ряд характерных проблем, связанных со стратегическим планированием развития региона. Важным моментом является неопределенность в разработке методологии управления социально-экономическим развитием региона. Традиционно выделяют отраслевой, кластерный и другие подходы. На этапе разработки плана должен быть выбран наиболее подходящий для конкретного региона подход, выбранный на основе критериев оптимального и эффективного развития. С институциональной точки зрения, такой подход должен быть утвержден законодательно, устраняя возможные «колебания» в разработке и реализации в последующем.  Единый методологический подход является необходимым инструментом для разработки и реализации стратегического плана развития территории.

            Современная экономическая ситуация в стране характеризуется как кризисная: нестабильность национальной валюты, неопределенность регулятора в выборе стратегии действий, колебания цен на энергоресурсы - все это лишний раз доказывает необходимость полноценных экономических реформ. На практике же в значительной степени превалирует устаревший «отраслевой» подход к управлению народным хозяйством региона. Так, например, районы Урала и Сибири традиционно считаются «добывающими» регионами, где развитие носит экстенсивный характер. Необходим переход к концепции устойчивого развития региона, при котором процесс реализации территориальных преимуществ носит интенсивный характер. Примером достаточно успешной реализации такого подхода является Краснодарский край, где наряду с традиционными преимуществами (развитым сельским хозяйством) активно развивается туристическое направление.

             Не менее важным является процесс организационного планирования. Для полноценной реализации принципов стратегического планирования на практике недостаточно воспользоваться услугами приглашенных специалистов. Процесс планирования должен быть обеспечен также силами собственных организаторов, представителей бизнеса и общественных организаций. Социально-экономическое развитие региона затрагивает все сферы общественной жизни, соответственно, необходимо наладить взаимодействие между властью, бизнесом и обществом. Положительную роль может сыграть применение успешных практик других регионов, консультационных центров и передовых наработок прикладной и теоретической науки. Условием успеха организационных мероприятий будет являться отход от преемственности - смена администрации не должна влиять на разработку долгосрочной стратегии развития. Особенно важной выглядит роль руководителя программы (или плана). Это должен быть опытный специалист, обладающий широкими познаниями в области государственного управления, экономического анализа, управления разработкой проектов и бизнес-процессами, навыками совместной работы с консультантами [3]. Очевидна необходимость создания группы ведущих специалистов проекта, чьей задачей будет разработка отдельных направлений в общей стратегии развития: реализация человеческого потенциала жителей региона, достижение экономических показателей, уровень развития инфраструктуры.

            Концепции стратегического планирования активно применяются в корпоративной среде, логичным выглядит тиражирование данных подходов и их адаптация целям долгосрочного социально-экономического планирования в регионах. Для обеспечения эффективности разрабатываемых мероприятий, по аналогии с бизнес-структурой, необходимо обеспечить процесс стратегического планирования на уровне муниципалитетов. С данным аспектом планирования связан ряд проблем, например, недостаток финансовых и организационных ресурсов у муниципалитетов. Один этот факт уже сводит результаты каких-либо попыток разработать эффективную стратегию к нулю. Возможным выходом является централизация планирования, но в таком случае спускаемые «сверху» директивы представляются местным чиновникам очередным невыполнимым требованием, то есть облегчается организация планирования при резком падении эффективности. Необходим более широкий подход, учитывающий ожидания и возможности каждого муниципального образования в реализации такой сложной программы, как стратегия социально-экономического развития региона. Представители муниципальных образований также должны проходить специальные программы обучения, необходимо привлечение консультантов на местном уровне и ряд других мероприятий мотивационного характера.

            Стоит более подробно остановиться на роли привлеченных специалистов консультационных центров. При их привлечении возникает ряд проблемных моментов, которые могут оказать негативное влияние на реализацию программы. Зачастую, с привлечением консультантов связываются завышенные ожидания регионального руководства. Сторонняя разработка механизма реализации концепций и планов в области стратегического планирования развития региона выглядит весьма привлекательно. Но при таком варианте развития событий из процесса разработки выпадает как региональное и местное руководство, так и другие заинтересованные стороны, более того, чиновники не считают необходимым нести ответственность за реализацию разработанных другими специалистами решений[4]. Более того, программа мероприятий, разработанная консультантами, выносится на обсуждение заинтересованных сторон, где подвергается обоснованной критике. Такой план будет иметь серьезные недостатки, сроки программы не будут выдержаны, подготовительная работа экспертов по сбору актуальных данных будет напрасной. Также возможна неверная постановка задач перед сторонними специалистами. Данный вариант развития событий возможен в случае отсутствия четкого представления о позитивных изменениях, привносимых концепцией[5]. Данная проблема может быть решена только путем применения комплексного подхода: во-первых, необходимо всесторонне проработать концепцию стратегического планирования на уровне региона, сформировать понятийный механизм позитивных изменений у ответственных лиц; во-вторых, организовать привлечение сторонних специалистов после сбора необходимой информации и наладить постоянное взаимодействие с ними.

            Отсутствие стратегического подхода к развитию региона является серьезным негативным фактором, минимизирующим возможные позитивные изменения. Данная проблема носит более психологический характер и связана с традиционным директивным стилем управления, основанным на выполнении поставленных задач без применения творческого подхода и стратегической инициативы[6]. Но есть и вполне конкретные методологические проблемы: на этапе аналитической работы приходится взаимодействовать с огромным объемом информации, соответственно, принимаются делаются неверные выводы; принимаемые решения не имеют общего направления и носят противоречивый характер, что делает невозможным их реализацию на местах[7]. Различные группы заинтересованных лиц имеют свое видение стратегического планирования и последующего развития в рамках выбранного плана, а отсутствие взаимодействия между ними вносит дополнительные трудности в данный процесс. В рамках привлечения широкой общественности в процесс разработки стратегии, возможна организация конкурса, в котором свой вариант стратегического плана может предложить группа специалистов или инициативное лицо. При всех недостатках данного метода, именно конкурс является эффективным методом достижения компромисса между различными сторонами.           

Ссылки на источники     

  1. Магданов П.В. Современный подход к стратегическому планированию // ARS ADMINISTRANDI - 2011. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-strategicheskomu-planirovaniyu.
  2. Магданов П.В. Современная парадигма стратегического планирования // ARS ADMINISTRANDI - 2014. №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-paradigma-strategicheskogo-planirovaniya.
    3. Каткова М.А. Институциональные аспекты регионального стратегического планирования // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. №1 (40).- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-aspekty-regionalnogo-strategicheskogo-planirovaniya.
  3. Чмышенко Е.Г., Чмышенко Е.В.Определение объектов регионального стратегического планирования // Вестник ОГУ. - 2014. №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-obektov-regionalnogo-strategicheskogo-planirovaniya
  4. Крючкова О.М., Фешина О.А., Гузенко А.Д. «Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития»// Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности. 2014. С. 72-74.
  5. Понарина Н.Н., Хлыстова А.Г. Развитие информационного общества как одного из факторов глобализации // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты - г. Новосибирск, г. Армавир, г. Саратов, 2015.
  6. Аванесова Н.Г., Муравская Е.А. Опроблемах построения правового государства в России //Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты- г. Новосибирск, г. Армавир, г. Саратов, 2015. С. 5-7.Крючкова О.М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 155.