Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена демографической ситуации в России. Автор рассматривает демографическую ситуацию как элемент экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, демография.

Внимание государства и общества к вопросам обеспечения экономической безопасности России стало характерной чертой начала ХХI века. В свою очередь, процессы интеграции России в международную экономическую систему и выдвигают на первый план проблему обеспечения экономической безопасности России в современных условиях. Внешние факторы национальной безопасности стали приоритетом в обеспечении экономической безопасности России, поскольку уровень экономического развития страны определяет ее потенциальные возможности защиты от внешних и внутренних рисков.

Безусловно, социальная направленность политики государства  - важный компонент экономической безопасности, поэтому обеспечение экономической безопасности предполагает  достойную и стабильную жизнь всех слоев населения, что неминуемо оказывает влияние и на демографические процессы – рождаемость, смертность, миграцию. Экономическая безопасность государства и его демографическая ситуация  взаимозависимы, поэтому рассматривать эти понятия стоит именно во взаимосвязи между собой. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью  которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и ее регионов.

К сожалению, проблеме демографии в мире уделяется недостаточно внимания, в то время как этот вопрос оказывает существенное влияние на уровень жизни всех и каждого в отдельности.  

С началом XXI века  в России наблюдался существенный рост рождаемости, значительное увеличение продолжительности жизни и, хоть и небольшой, но не менее важное снижение уровня смертности.

В совокупности эти улучшения оказали огромное влияние и были достаточны для того, чтобы в 2013 и 2014 годах в стране произошел естественный прирост населения, не учитывая огромное число мигрантов из Центральной Азии. Известно, что общая численность населения в конце 1990-х начале 2000-х годов сокращалась примерно на 700 тысяч человек в год, однако сегодня налицо огромные отличия.

Как известно, важнейшими угрозами демографической безопасности являются низкая рождаемость, неконтролируемая миграция, неустойчивость института семьи, старение населения. Угрозы экономической безопасности,  отраженные в нормативно-правовых актах, регламентируют стратегию развития страны. Например, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, важнейшими угрозами экономической безопасности России, которые должна быть локализованы федеральными органами государственной власти,  названы: повышение уровня бедности и увеличение имущественной дифференциации населения, что неминуемо приведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый баланс интересов общества нарушается  вследствие расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую часть бедных, неуверенных в своем будущем людей.

Также отрицательное влияние оказывает повышение уровня безработицы, что может привести задержкам выплаты заработной платы, остановке функционирования предприятий и так далее.  Изменчивость структуры российской экономики, которая обусловлена факторами усиления топливно-сырьевой направленности национальной экономики, низкой конкурентоспособности производимой продукции основной массы отечественных предприятий и т.п. мешают дальнейшему развитию экономики.

Возрастание дискретности социально-экономического развития различных регионов страны, а именно объективно возникающие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие отсталых и  кризисных в экономическом отношении районов по причине структурных сдвигов в промышленном производстве, которые неминуемо сопровождаются резким снижением удельного веса обрабатывающих отраслей, резкое увеличение разницы в уровне производства национального дохода на одного человека между отдельными субъектами Российской Федерации являются следствием снижения уровня экономической безопасности всей страны.

Безусловно, демографические показатели не являются статичными величинами, они претерпевают постоянные изменения. События 1990-х годов являются доказательством того, что россияне откладывают планы «рожать» до лучших времен, чувствуя экономическую нестабильность и  незащищенность. Владея данной информацией и знаниями о том, с какими экономическими проблемами столкнулась Россия в 2014 году, закономерно ожидать падения уровня рождаемости в стране.

Как известно, снижение рождаемости выступает общемировой тенденцией и возникает во всех развитых странах, особенно в странах Западной Европы. Самая высокая рождаемость отмечается именно в развивающихся странах Африки, а повышение уровня жизни в странах Африки обычно сопровождается снижением рождаемости.

К 2025 году Правительство России,  в соответствии с Концепцией демографической политики до 2025 года, стремится реализовать увеличение численности населения до 145 млн. человек, что является сложно реализуемой задачей в современных условиях. Также стоит цель увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет, роста коэффициента рождаемости на 50% в   сравнении с 2006 годом, снижения показателя смертности в 1,6 раза, обеспечения миграционного прирост на уровне не менее 300 тыс. человек ежегодно.

По  данным Росстата, рождаемость в стране за первый квартал 2015 года снизилась почти на 5%, в то время как смертность наоборот возросла в среднем на 2%. Таким образом, в целом в России зафиксированы самые неблагоприятные демографические перемены с 1998-99 годов.

Основной причиной снижения рождаемости в России на современном этапе развития является снижение уровня жизни основной части населения и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Также, немаловажное влияние оказывает плохая обеспеченность детскими учреждениями и высокий уровень женской занятости. Стоит также признать, что «содержать» ребенка в современных условиях кризиса нелегко при фактическом отсутствии реальной государственной поддержки материнства и детства (за исключением  материнского капитала).

В России  в сравнении с развитыми странами прослеживается крайне низкая плотность населения (8,4 чел./км² в сравнении с 130 чел./км² в Европе), что обусловлено не только социальными, но и территориальными особенностями страны.

В соответствии с прогнозом Росстата на 2020 г., существует три сценария развития событий: «неблагоприятный», который приведет к  сокращению населения до 141 736 100 человек, «средний», обещающий незначительный рост до 144 473 400 человек, и «благоприятный», прогнозирующий рост до 146 939 400 человек. К сожалению, для  стабильного развития России необходимо как минимум удвоить население. Постепенное решение этой задачи возможно при реализации ежегодного прироста населения в 0,5%-1%.

Важнейшими задачами России до 2020 г. являются повышение рождаемости и снижение уровня смертности, в особенности среди трудоспособного населения. Согласно официальной статистике, почти половина смертей вызвана болезнями системы кровообращения, 15,3% новообразованиями, 5% болезнями органов пищеварения и еще 4% – органов дыхания. На транспортные происшествия приходится еще 1,5%. Снижение уровня смертности возможно в условиях  модернизации системы здравоохранения. Также есть необходимость в пропаганде здорового образа жизни – спорта, здорового питания, борьбы с курением и употреблением алкоголя.

Важным источником возобновления человеческого капитала является ассимиляция мигрантов. Россия по прогнозам специалистов останется вторым после США центром притяжения для мигрантов. По последним подсчетам,  около половины уровня роста численности населения России до 2020 года  будет обеспечено именно путем ассимиляции мигрантов.

Абсолютно точно можно утверждать, что решение демографической проблемы реально при введении в действие мощной политики укрепления института семьи. Существует комплекс мер, способных решить демографическую проблему. В частности, изменение положения семьи среди других социальных институтов, укрепление семейственности в обществе и ликвидация убыли населения могут существенно исправить существующее положение.

В России предполагается создание Федерального агентства по делам демографии, поддержки семьи и детства. Соответствующее предложение Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву направил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев. По мнению Агеева, это необходимая мера в связи с предстоящим демографическим кризисом.

 «Если не приступить к решению проблемы рождаемости сейчас, последствия демографической ямы в ближайшее время дадут знать о себе в экономике, социальной сфере и промышленности. Кроме того, в случае игнорирования проблемы уже после 2025 года убыль населения может возобновиться», – утверждает Агеев.

Стоит отметить, что в аппарате администраций некоторых регионов и муниципалитетов страны департаменты, управления и отделы по семейной политике уже существуют. В прочем, по мнению депутата, проблему рождаемости они  решить не смогут, так как нет механизма их координации на федеральном уровне и нацеленности на долгосрочный результат.

Таким образом, современные угрозы и вызовы как экономической, так и демографической безопасности страны требуют усиленной и комплексной работы всех органов управления с целью создания благоприятного климата для полноценной жизнедеятельности населения, экономических субъектов, отраслей социальной сферы. Стоит отметить, что главенствующими приоритетами выступают построение правового государства, включая действенную судебно-правоохранительную систему, устранение системной коррупции, которая препятствует эффективному государственному регулированию демографических процессов, снижение уровня имущественной дифференциации населения, минимизация дифференциации социально-экономического развития регионов.

Ссылки на источники

  1. Боковая Н.В. Основы экономических исследований: учебное пособие / Н. В. Боковая, О. В. Беспалова, М. Н. Волкова. - Воронеж, 2011. 
  2. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 5-6. - С. 22-27.        
  3. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – 2015. - №3. – С.29-32. 

Научный руководитель: Волкова М.Н.