Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности. Автор рассматривает управление качеством как фактор обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, качество, управление качеством, обеспечение экономической безопасности.

Управление качеством - это важнейший фактор обеспечения экономической безопасности любой коммерческой структуры. Многие руководители относят к вопросу управления качеством только контроль качества выпускаемой (продаваемой) продукции или услуг. Однако сюда необходимо отнести и такие вопросы, как правильная организация бизнес-процессов, производственных процессов, торговых процессов, правильное взаимодействие отделов в организации, вовлеченность руководства в процесс планирования, учета и оценки полученного результата, подготовка персонала и эффективное его использование.

Управление качеством является частью качественного управления и экономической безопасности. В целях качественного управления необходимо автоматизировать процесс управления качеством.

Существует множество программ для управления качеством. Некоторые из них специализируются на какой-то одной области управления качеством. Например, подготовка кадров: это программы-тренажеры, программы для обучения и тестирования персонала и т.д.

Внедряя в коммерческой структуре управление качеством можно предотвратить огромные материальные, временные и кадровые потери. И тогда организации будут существовать, процветая на протяжении любого количества времени.

Как показывает опыт, внедрение систем управления качеством требует наличия автоматизированной системы. Поэтому проанализировав работу ООО фирма «Интерагро» мы выделили основные функциональные возможности, которые должны присутствовать в автоматизированной системе. Автоматизированная система для управления качеством в ООО фирма «Интерагро» должна выполнять следующие функциональные возможности (рисунок 1):

-  построение системы управления качеством в соответствии с международным стандартом ИСО 9001 – 2009 «Системы менеджмента качества. Требования». То есть программный продукт позволять реализовывать основные требования стандарта, касающиеся обязательных процедур и записей;

- контроль переговоров с клиентами;

- управление несоответствиями;

- проведение внутренних аудитов;

- применение программы в организациях сферы услуг и розничной торговли (так как ООО фирма «ИНТЕРАГРО» оказывает услуги по химической обработке и занимается розничной торговлей семян);

- создание организационной структуры;

- построение и описание бизнес – процессов;

- систематизация документации;

- учет и анализ различных показателей (количественных, качественных, количественно - качественных);

- графическое изображение деятельности;

- имитация выполнения бизнес – процессов.

В связи с этим рассмотрим несколько программных продуктов для автоматизации процесса управления качеством и экономической безопасностью.

Программа «Администратор показателей» - для создания системы показателей компании. Она позволяет отслеживать количественные результаты на всех этапах создания продукта. Если на каком-то этапе что-то пошло не так, то руководитель сможет, сохранив время и деньги, эффективно справиться с ситуацией и возникшими проблемами.

«Администратор показателей» - это программа, аналогичная панели управления или бортовой панели (dashboard). Словно панель управления на корабле, самолете или автомобиле - в бизнесе тоже можно настроить такую панель.

Последовательность создания и реализации продукта (бизнес-процесс) всегда состоит из отдельных этапов, результатом каждого из которых является определенный подпродукт, необходимый для создания конечного продукта. Бизнес можно схематично представить в виде последовательности этапов производства продукта и его обмена с клиентом на деньги.

 

Для того чтобы управлять такой последовательностью создания качественного продукта и его предоставления клиенту, руководству нужны данные по каждому этапу, основанные на контроле ключевых показателей. Измеряя и контролируя количественные показатели результатов каждого этапа, можно управлять всем процессом в «режиме реального времени».

И если на каком-то шаге в последовательности что-то пошло не так, то, сохранив время и деньги, руководство сможет обнаружить и решить проблему значительно быстрее и эффективнее, чем дожидаясь, когда создание и реализация продукта компании начнет падать и только потом пытаться разобраться с ситуацией и причинами проблем.

Основные функциональные возможности программы отображены на рисунке 2.

 

«Администратор показателей» позволит:

- создать организационную структуру предприятия с описанием функциональных обязанностей каждого сотрудника;

- описать и систематизировать должностные инструкции и регламенты, принятые в компании;

- определить основные критерии оценки деятельности сотрудников, структурной единицы и организации в целом;

- видеть области ответственности сотрудников;

- иметь четкие критерии оценки работы сотрудников на основе объективных данных;

- определять эффективность работы сотрудников;

- контролировать в режиме реального времени основные показатели деятельности каждого сотрудника, структурных единиц и всего предприятия в целом;

- рассчитать плановое задание на текущий период;

- графически сравнить фактические значения показателей и плановых заданий;

- вывести на печать полученные графики;

- наглядно увидеть динамику изменения основных показателей и своевременно принять эффективные управленческие решения для их улучшения;

- одновременно отразить любое количество показателей для анализа;

- сравнить данные в абсолютном и относительном выражениях;

- определить взаимовлияющие показатели деятельности;

- своевременно найти слабые места в работе и предотвратить возможные проблемы и потери.

Внимательно проанализировав все возможности программы, можно выделить следующие ее преимущества:

- систематизация документации;

- видение структуры организации и ее прозрачность;

- отображение количественных показателей;

- наглядное изображение существующей ситуации в организации.

Однако, наряду с преимуществами, существуют и недостатки:

- отсутствует возможность измерения и контроля качественных и количественно – качественных показателей. При этом, разработчики программного продукта утверждают, что на основании введенных данных можно оперативно корректировать деятельность посредством оперативного управления (приказы, распоряжения и прочее). Программа «Администратор показателей» позволяет организовать эффективный процесс контроля и управления на основе показателей [1, с.141]. Однако без оценки качественных и количественно – качественных показателей не возможно принять адекватные управленческие решения.

Данная программа не поддерживает проведение внутренних аудитов, управление несоответствиями, имитацию процессов, учет звонков и учет переговоров с клиентами.

Кроме того, организации, которое совмещают и производство и торговлю и оказывает услуги либо только оказывает услуги не смогут применять данную программу так, как она создана для производства и торговли.

Ссылки на источники

  1. Асунин П.В. Оценка системы экономической безопасности предприятия  [Текст] / П.В. Асунин, М.Н. Волкова// Материалы IV Международной научно – практической конференции «Социально-экономические науки и гуманитарные исследования»: сб.науч.трудов – Новосибирск: Центр научного сотрудничества, 2015. - 4 – С.141-144.
  2. Байдина М.Б. Производственные показатели для оценки и анализа экономической безопасности  / М.Н. Волкова, М.Б. Байдина // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. – С.12-15.
  3. Беспалова О.В. Оценка экономической безопасности при проведении аудита качества управления / М.Н. Волкова, О.В. Беспалова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – 2012. - №7. – С.22-26.
  4. Волкова М.Н. Анализ объектов исследования при проведении аудита качества управления коммерческими структура / М.Н.Волкова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия, 2010. - № 10. - С. 54-58.
  5. Волкова М.Н. Повышение конкурентоспособности фирм-франчайзи в сфере IТ технологий / Волкова М.Н. //  Научное обозрение. - 2008. - № 1. - С. 89-93.
  6. Иванников Д.С. Функциональные направления службы безопасности предприятия [Текст] / Д.С. Иванников, М.Н. Волкова// Материалы IV Международной научно – практической конференции «Социально-экономические науки и гуманитарные исследования»: сб.науч.трудов – Новосибирск: Центр научного сотрудничества, 2015. - 4 – С.144-147.
  7. Плужникова Н.В. Состав политики управления рисками / М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. – С.4-8.
  8. Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. – С.8-12.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Волкова М.Н.