Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен результат формирования у кандидатов в водители необходимых профессионально-важных качества: эмоциональной уравновешенности, бесконфликтности на дороге, интернальности.
Ключевые слова: интернальность водителя, эмоциональная уравновешенность, бесконфликтность, мотивация к безопасному поведению водителя.

На основании приказа министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026) в программу подготовки водителей был внесен ряд изменений [2]. Одним из новых дополнений стало введение в программу обучения будущих водителей курса «Психофизиологические основы деятельности водителей». Рекомендуемые для изучения разделы и темы программы включают в себя: познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки; этические основы деятельности водителя; эмоциональные состояния и профилактика конфликтов; психологический практикум. Данный приказ позволяет вариативно вносить изменения по данному курсу в рабочую программу на усмотрение автошколы.

Это крайне важное нововведение при подготовке будущих водителей, так как известно, что 95% ДТП происходят по причине человеческого фактора, ошибочных действий водителя, связанных с его личностными особенностями, эмоциональными состояниями. Программа позволяет водителям приобрести знания о психофизиологических процессах, состояниях и свойствах водителя и об их влиянии на безопасное управление транспортным средством.

Однако далеко не у всех водителей развиты необходимые профессионально-важные качества. Одними из важных качеств водителя для безопасного управления транспортным средством являются эмоциональная уравновешенность, бесконфликтность, интернальность.

Нами было проведено исследование по определению уровня интернальности у кандидатов в водители в автошколе «Прогресс» города Елабуги Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте от  17 до 38 лет. Из них мужчин – 7 человек, женщин – 23.  Средний возраст выборки составил 30,6 лет. Интернальность – это личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

С целью диагностики интернальности испытуемым был предложен опросник УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд [1].

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Опросник содержит следующие субшкалы: шкала общей интернальности, шкала интернальности в области достижений,  шкала интернальности в области неудач,  шкала интернальности в семейных отношениях, шкала интернальности в области производственных отношений, шкала интернальности в области межличностных отношений,  шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Результаты исследования показали, что по всем вышеперечисленным субшкалам, кроме шкалы общей интерналности, респонденты имеют средние значения. По шкале общей интернальности у 77% респондентов наблюдается низкий уровень, у 23% - средний уровень развития личностной интернальности. Средний уровень стенов соответствует – 3, что является низким результатом.

Типу личности с низким уровнем общей интернальности присуще: низкий уровень собственной ответственности за события и за то, как складывается их жизнь в целом; неуверенность в себе, беспокойство, недоброжелательность, низкая популярность в группе; негативная система отношений к миру и отсутствие  осознанности смысла и целей жизни.

Остальные шкалы имеют средние значения стенов и принимают значения от 4,38 до 6,15 стенов.

Таким образом, наблюдается несовпадение показателей по общей интернальности и по другим субшкалам данной методики. С целью подтверждения этих различий, нами был проведен статистический анализ по критерию Стьюдента, который выявил достоверные различия на высоком уровне значимости (р=0,01).

Возможно, общая личностная несформированность ннтернальности у взрослых людей проецируется в виде бескультурного, халатного поведения водителей на дороге. Однако, считаем, что оперевшись на развитые стороны интернальности у будущих водителей, можно сформировать мотивацию на безопасное поведение водителя.

Считаем, что для формирования данной мотивации необходимо в разделе программы подготовки кандидатов в водители «Психофизиологические основы деятельности водителей», более детально рассмотреть следующие темы: «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», «Саморегуляция и профилактика конфликтов», а также  максимально повысить практико-ориентированность занятий с помощью демонстрации видеороликов конфликтных ситуаций на дороге, ДТП с летальными исходами, групповой рефлексии и тренингов профилактики стресса, агрессивного поведения.

Нами была проведена данная работа в автошколе «Прогресс» и результаты усиления программы подготовки в  группах  подтверждены проведенными опросами  курсантов до и после прослушивания курса «Психофизиологические основы деятельности водителей».

Перед началом занятий по психологии респондентам были предложены вопросы на понимание ответственности и важности роли водителя на дороге:

1. Каким вы представляли себя в роли водителя до начала обучения в автошколе?

Большинство ответов были следующими: «хорошим водителем», «аккуратным», «идеальным», «уважительным», «особого образа не создавал», «нормальный водитель».

2. Какой вы водитель на данный момент?

В основном ответы были следующими: «мое представление идеального водителя не оправдалось», «обучаемый», «внимательный», «требуется больше практики по вождению», «мало практики», «ощущаю себя новичком».

3. Во время управления вами ТС, в какой степени распределяется ответственность между вами и инструктором за безопасность на дороге. Определите по 100 балльной шкале.

Средний показатель баллов ответственности, который берут на себя курсанты, составил 60, 71 баллов. Это хороший показатель интернальности курсантов. Полученные нами ответы на вопросы № 1, № 2, свидетельствуют о положительной  мотивации курсантов к безопасному управлению ТС, но не сформирована модель надежного водителя.

После изучения курсантами раздела «Психофизиологические основы деятельности водителей», усиленного практико-ориентированными занятиями, был проведен вторичный опрос кандидатов в водители:

4. Каким я буду водителем?

Были даны ответы: «не волнующимся», «не создающим опасности для других», «водителем, с которым пассажиры будут чувствовать себя безопасно», «идущим на компромисс», «дотошным», «внимательным», «предвидящим ситуации», «честным», «аккуратным», «добросовестным», «профессиональным», «вежливым», «ответственным» и др.

По ответам видно, что у респондентов активизировалось осознание того, что безопасность на дороге напрямую связана с личностными особенностями водителя. Произошло более глубокое осознание необходимых для водителя личностных характеристик.

5. Что нового вы узнали и осознали из курса «Психофизиологические основы деятельности водителей»?

Ответы респондентов: «Контролировать свои эмоции, ситуацию на дороге - это тяжелый труд», «относиться с большим пониманием к участникам дорожного движения», «раньше я думал: управлять – это просто…», « узнал свои сильные и слабые стороны как водителя», «необходимо быть лояльным и культурным водителем», «я узнала, как можно снять стресс в экстремальной ситуации за рулем», «нужно развивать умение контролировать свои эмоции», «никогда не думала, что «подобное» притягивает «подобное» (конфликтный водитель притягивает к себе конфликтную ситуацию), «хочу научиться быть в гармонии с собой», «для меня было открытием, что можно справиться со своим гневом на дороге», «научилась понимать свое внутреннее состояние и состояние других участников движения», «теперь я задумался о людях, вступающих со мной в конфликт», «я сама навлекаю на себя конфликты…», «если я плохой водитель – виноват в этом я сам», «все зависит от самого человека!».

Таким образом, мы видим, что кандидаты в водители, побывав в квазиусловиях реальности происходящей на дороге, приобрели опыт, который можно использовать в реальных условиях. Это поможет избежать им ряда ошибок начинающих водителей. Считаем, что у курсантов усилилась мотивация на безопасное управлением автомобиля.

Литература:

  1. Опросник «Уровень субъективного контроля» - Режим доступа:  http://psylab.info/
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"- Режим доступа:  http://base.garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq