Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В разных этапах становления нашего государства система образования имела четкую экономическую направленность, готовило людей для работы на больших производствах, в огромных коллективах, цели «спускались сверху», работники должны были выполнять то, что им велят, и исполнять эффективно.
Ключевые слова: профильное самоопределение, профессиональное самоопределение, старшеклассник, профилизация старшей школы. 

В настоящее время в массовое производство внедряют новые технологии и поэтому крупные корпорации не нуждаются в таком количестве трудовых ресурсов, как раньше. Движущая сила - небольшой коллектив, инициативные, целеустремленные люди, ответственные и свободные, которые ставят сами себе цели. Современное российское образование переживает кризис, так как технологически не готово к выполнению обновленного социального заказа. В поиске направлений совершенствования массовой общеобразовательной школы весьма продуктивной является идея развития профильного обучения, ориентированного на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов обучающегося, решающего, прежде всего, проблему профессионального самоопределения.

Выпускник основной школы, в том числе и нашей школы, на старшей ступени должен сделать ответственный выбор профиля обучения. Однако на сегодняшний день ситуация складывается так, что зачастую старшеклассники осуществляют выбор вынужденный. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи старшего школьного возраста возникают перед обучающимися в несколько искаженной форме. Например, перед ними вообще не ставится задача формирования временной перспективы, поскольку в большинстве случаев эту задачу «решают» за них родители. По данным мониторингового исследования из 43 обучающихся девятого класса самостоятельно определились с выбором профессии только 10 человек, еще 8 человек сомневаются, а оставшиеся 25 человек ориентируются на выбор родителей. Как следствие, у обучающегося теряется мотивация к учебной деятельности в настоящий момент, а у некоторых мотивация не возникает, так как решение принято не самостоятельно и ответственности за последствия учебной деятельности он не несет.

Известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Поэтому на протяжении многих веков остается актуальной задача отбора. На данном этапе это преобразуется в задачу вступительной диагностики, позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности. В ходе образовательного процесса педагог-психолог, работающий на базе нашей школы, осуществляет информационную работу с обучающимися, помогая им выявить учебные дисциплины, в которых обучающийся будет наиболее успешен. Каждый получает психологическую характеристику, которая дает возможность обучающимся самоопределиться в выборе индивидуального профиля обучения.

На базе нашей школы создан Ресурсный центр профильного обучения, который предоставляет школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.

Процесс организации и создания образовательного округа на базе нашей школы, призван решать вопрос профилизации обучения и воспитания на всех этапах в старшей школе. На первом этапе идет изучение психологических особенностей личности обучающегося, что позволяет выделить компоненты профессионального самоопределения старших школьников на современном этапе. На этом этапе основная роль отводится педагогу-психологу, который находится в тесном сотрудничестве с классными руководителями. Разрабатываются совместные тренинговые тесты (с целью определения психологических способностей личности), организуются экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные производства (с целью знакомства с обширным миром профессий), а так же ярмарки рабочих мест. Знакомятся с современными требованиями и особенностями рынка труда. Ежегодно организуется внеурочная деятельность по профильному обучению старших школьников, включающая организацию и проведение олимпиад, предметных недель, элективных курсов, исследовательских работ, изучение физических и психологических особенностей школьников (их интересов, склонностей, способностей). Педагог-психолог оказывает помощь классным руководителям в организации мероприятий, ориентирующих обучающихся на выбор профиля обучения.

Наряду с этим проводилась целенаправленная работа с родителями обучающихся старших классов. На родительских собраниях обсуждались вопросы организации помощи школьникам в выборе профиля обучения, в выборе профессии, выявлялись типичные трудности в выборе профессии, проводились консультации по организации изучения индивидуальных особенностей школьников, соответствующих какой-либо профессии.

На третьем этапе идет процесс формирования индивидуальных профильных приоритетов, выбор профиля обучения. На базе Ресурсного центра, на этом этапе идет процесс разработки индивидуальных образовательных карт для обучающихся, с определенным набором профильных предметов, которые в ходе частичной личностной индивидуализации обучения, могут быть расширены или изменены. Формируются профили обучения и Учебный план. Разрабатываются индивидуальные образовательные договора с родителями и базовыми школами в ходящими в образовательный округ. Базовые предметы изучаются при минимальной затрате учебного времени, нежели индивидуальные профильные. Для более глубокого погружения в профиль каждого обучающегося вводится определенный набор элективных предметов, которые ставят цель дальнейшей индивидуализации школьников и более широкого знакомства с особенностями профессий данного профиля. Обучающийся имеет возможность изменить индивидуальные профильные предметы. При этом и родители и обучающиеся ориентируются на свои жизненные планы, а потому они положительно оценивают введение в школьном образовании предпрофильной подготовки и профильного обучения, предполагая, что это им поможет в выборе будущей профессии и получении высшего образования, которое является основным направлением в реализации их профессиональных планов.

Результатом поэтапного формирования индивидуального самоопределения старших школьников являлось наличие личного профессионального плана каждого обучающегося. Составляя личный профессиональный план, обучающиеся логично, доказательно и аргументировано представляли для себя профессиональную перспективу, что говорит об их профессиональном самоопределении. На протяжении пяти лет растет процент выпускников старшей школы при поступлении в высшие учебные учреждения, ребята ориентируются на профессии входящие в профиль обучения. Работа по реализации индивидуального и дифференцированного подходов позволит управлять формированием профессионального самоопределения старших школьников.

Ссылки на источники

  1. Аницына, Т. М. Информационное сопровождение педагогов и учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении./ Т.М. Аницына [Текст] // Профильная школа. -  2006. - № 4. - С. 45-47
  2. Черемных, М. С., Санникова Т. Г. Профильное обучение старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов./ М. С.Черемных, Т. Г. Санникова [Текст] // Практика административной работы в школе. – 2005. - № 5. - С. 3-8
  3. Баранова, В. А., Борисова, Т. С. К вопросу развития личностных особенностей сельских школьников в процессе их профессионального самоопределения./В.А. Баранова, Т.С. Борисова [Текст] // Профильная школа.- 2008. - № 3. - С. 37-44