Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В статье охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся.

Ключевые слова: оценка, безотметочное обучение, формы и методы оценивания учебных достижений учащихся.

 

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. На сегодняшний день отметка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, но не служит показателем его достижений в процессе обучения. Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной начальной школе. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания учебных достижений младших школьников. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

В педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова дано следующее понятие: «Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины» [6]. В педагогической энциклопедии несколько иное определение: «Оценка успешности учащихся - определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами» [5]. На современном этапе развития начальной школы, приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, при этом определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания [7].

В настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению и разработке систем оценивания альтернативных пятибалльной системе [2]. При этом каждая из систем (безотметочная, тестирование, рейтинг, портфолио и др.) имеют свои достоинства и недостатки.

Безотметочное обучение - это обучение, в котором приоритетной становится самооценка, как результат оценочной деятельности ученика, а отметка играет роль относительного результата движения ребёнка по пути развития и усвоения необходимых знаний, умений и навыков [1].

Одним из элементов безотметочного обучения являются диагностические карты. Они выступают в качестве способа оценивания учебных достижений младших школьников. Диагностическая карта состоит из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме. Диагностические карты используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения. Использование диагностических карт способствует эффективному обучению младших школьников [8].

Одной из проблематичных систем оценивания в обучении учащихся является тестирование. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе учащихся. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития [3]. 

Для того чтобы двигаться дальше в использовании тестирования требуется применять новые формы. В эпоху компьютеризации и автоматизации на помощь приходят информационные технологии. Компьютерное тестирование предоставляет ряд преимуществ: в использовании различных видов тестов, разнообразные формы подачи информации (текст, графика, звук), полностью автоматизирует процесс проверки тестовых работ и систематизации результатов. Кроме того, компьютерный тест повышает мотивацию обучения, поскольку современный учащийся уже изначально имеет склонность к сетевому, экранному общению и электронной форме подачи информации. Правильно оформленный тест повышает интерес к изучаемой дисциплине, помогает осуществлять оперативную диагностику уровня освоения материала, экономит учебное время, в том числе позволяет использовать дистанционную форму контроля знаний [4].

Г. К. Паринова и Н. Ю. Гришина предлагают использовать в качестве способа оценки младших школьников метод рейтингового контроля. По их мнению, рейтинг учащегося - это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки.

Они считают, что рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам. Рейтинговая система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний:

- ориентируется на текущий контроль успеваемости;

- даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;

- отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.

При этой системе оценивания учащиеся выстраиваются по их рейтингу, который включает, кроме формальных отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную активность ученика в школе. Рейтинг регулярно вывешивается в классном кабинете. При использовании рейтинга возможна свобода выбора учащимися вида заданий и продолжительности их выполнения [1].

Другой формой оценивания в обучении младших школьников является портфолио учащихся. Портфолио предполагает:

- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

- интеграцию количественной и качественной оценки;

- перенос акцента с учительской оценки на самооценку.

Однако в применении портфолио существует неопределенность, которая заключена в форме самого портфолио. Для того чтобы превратить его в инструмент оценивания учащихся, необходимо помещать туда лишь официальные документы (сертификаты, грамоты с печатью, работы с подписью учителя и т.д.). Но в этом случае портфолио скоро превратится в расширенное личное дело ученика. Если же позволить ученику самостоятельно формировать свое портфолио, что отражало бы специфику его личности, то его не всегда можно будет использовать в качестве инструмента оценивания [2].

В настоящее время многие педагоги используют открытую систему оценивания учебного труда с помощью сети Internet. Предлагается классный журнал заменить отметками, выставляемыми открыто на сайте школы. При этом связь родителей и учащихся с учителем по электронной почте может быть постоянной и устойчивой [7].

Проанализировав литературу по данной теме мы провели изучение применения современных средств оценивания учителями в начальных классах.

Исследования проводились на базе МКОУ СОШ пгт Кумены. В исследовании принимали участие 10 учителей начальных классов. Было проведено анкетирование учителей начальных классов по проблеме оценивания планируемых образовательных результатов младших школьников. Была составлена анкета для учителей, она включала следующие вопросы:

1. Какие Вы используете способы для оценивания результатов обучения в начальных классах?

2. Достаточно ли разработаны методики для оценки результатов обучения в начальных классах?

На вопрос «Какие Вы используете способы для оценивания результатов обучения в начальных классах?» 60% учителей ответили, что по-прежнему используют традиционные контрольные работы, диктанты, тестирование. Только 20% педагогов для оценки образовательных результатов используют таблицы достижений учащихся. И 20% учителей начинают использовать в оценочной деятельности такую форму оценивания как портфолио (рис. 1).  

Рис. 1. Способы, используемые учителями для оценивания результатов обучения в начальной школе 

На вопрос «Достаточно ли разработаны методики для оценки результатов обучения в начальных классах?», большинство учителей (90%) ответили «нет» и 10% учителей ответили «да» (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкетирования по разработке методик для оценки результатов обучения учащихся 

Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что несмотря на информированность большинства учителей относительно особенностей системы оценки результатов обучения, прослеживается ряд проблем, касающихся средств, методов диагностики и способов фиксации образовательных результатов. Но также анализ результатов анкетирования показал, что учителя начальных классов используют такие средства современного оценивания знаний младших школьников, как портфолио и лист достижений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной школе используются как традиционные, так и некоторые современные формы и методы оценки знаний и учебных достижений школьников. Каждый учитель должен уметь выбирать наиболее приемлемые для него формы и методы оценивания учебных достижений учащихся согласно требованиям конкретного урока, целям образовательного учреждения, задачам образования в целом. Важно учитывать запросы современного общества к уровню не только учебных достижений школьников, но и их общего развития. 

Ссылки на источники

  1. Воронцов, А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002, №3. – С. 89.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 345 с.
  3. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224с.
  4. Каменкова Н. Г. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки [Текст] / Н. Г. Каменкова // Герценовские чтения. Начальное образование. –2014, № 1 – с. 147 – 152
  5. Лобжанидзе, В. А. Сущность оценки и отметки [Текст] / В. А. Лобжанидзе // Завуч начальной школы. – 2002, № 14. – С. 21 – 27.
  6. Никитина, М. П. О безотметочном обучении [Текст] / М. П. Никитина // Начальная школа. – 2001, №1. – С. 47.
  7. Остапенко, А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика? А. Остапенко // Сельская школа. – 2012. – № 3
  8. Самойленко, Т. Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе: Опыт педагогического исследования [Текст] / Т. Г. Самойленко. – Пермь: Изд – во ПОиПКРО, 2005. – 132 с.