Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье охарактеризованы требования к учителю в рамках информационной образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, требования к учителю.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием информационных технологий. Информатизация различных сфер общественной жизни стала обычным явлением. Не стала исключением и сфера образования.

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с созданием, получением, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском, распространением и использованием различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационно-образовательной среды.

Понятию «информационно-образовательная среда» (ИОС) уделяется большое внимание. Вопросами её изучения посвящены работы С. Л. Атанасяна, В. А. Старых, А. И. Солдаткина, С. Л. Лобачева, А. А. Карасика, А. А. Ахаяна, А. А. Андреева, Ю. Г. Коротенкова, Н. В. Усенко и др.

Несмотря на широкое освещение вопросов связанных с информационно-образовательной средой до сих пор многие считают, что ИОС – это внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Позволим себе не согласиться с этим и обратимся к документам, регулирующим сферу образования: ФЗ «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного и среднего общих образований.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие информационная-образовательная среда встречается в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». В пункте третьей статьи предъявляются требования к электронной информационной образовательной среде: она должна включать в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1].

В Федеральных государственных стандартах для всех ступеней школьного образования предъявляются требования к условиям реализации основной образовательной программы. Одним из требований является обеспечение современной информационно-образовательной средой информационно-методических условий реализации основной образовательной программы. Под информационно-образовательной средой организации, осуществляющей образовательную деятельность, понимается комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [2].

ФГОС наиболее полно раскрывает содержание информационно-образовательной среды. Помимо информационно-коммуникационных технологий здесь также выделяется система современных педагогических технологий.

Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод, что информационная образовательная среда – это совокупность информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации и педагогических технологий.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ. Следовательно, перед педагогическими работниками должны быть поставлены требования, выполнение которых позволит повысить эффективность ИОС:

  • знание требований Федерального государственного образовательного стандарта, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующих санитарных правил и норм (СанПиН);
  • владение стандартными схемами деятельности по решению профессиональных задач, используя компоненты информационно-образовательный среды:
    • осуществление мониторинга учебных результатов (использование электронного журнала);
    • участие в электронном документообороте;
    • информационное взаимодействие с административными подразделениями, коллегами, учениками, родителями (взаимодействие с родителями возможно организовать через сообщества в социальных сетях).
    • владение базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами. Чтобы правильно подобрать средства ИКТ для изучения того или иного раздела, отдельного вопроса курса, учитель должен: 
      • проанализировать цели и задачи изучения определенного материала курса, современные требования к результатам его обучения; 
      • отобрать виды учебной деятельности, реализация которой позволит достигать планируемых образовательных результатов; 
      • спланировать учебные ситуации и сформулировать учебные задачи, решаемые в этих ситуациях; 
      • подобрать средства ИКТ, электронные ресурсы (опираясь на их типологию по методическим функциям) для осуществления планируемой учебной деятельности, решения сформулированных задач[3]. 
      • овладение основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные продукты и презентации).
      • знание классификации современного программного обеспечения, включая свободное программное обеспечение (цель данного требования заключается в грамотном планировании личного информационного пространства, а также предотвращение использования нелицензионного программного обеспечения);

Овладение перечисленными требованиями является ключевым в обеспечении готовности учителя к проектированию образовательного процесса в новой информационно-образовательной среде. Умения проектирования образовательного процесса подразумевают анализ целей образования, отбор его содержания, выстраивание основных содержательных линий изучения предмета, подбор методов, организационных форм и комплекса средств обучения, совершенствование или создание новых учебных программ и методик.

Подводя итог вышесказанному, приведём цитату из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Новой школе нужны новые учителя «как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя ключевая особенность современной школы». 

Ссылки на источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. 24.07.2015 г.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Сурхаев М. А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / 13.00.08. - М., 2010. – 337 с.