Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена анализу основных изменений в международном соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов подготовленных к сессии в 2017 году.
Ключевые слова: опасные грузы, правила перевозок опасных грузов, специализированный подвижной состав.

В настоящее время грузовые перевозки на автомобильном транспорте стали еще более востребованы в связи с различными экономическими явлениями и поддержкой малого бизнеса,  в связи с этим возникает множество вопросов о том, как правильно осуществлять перевозки грузов, особенно перевозки опасных грузов. Любое  нарушение при перевозке опасных грузов может привести к многочисленным жертвам, а так же к нанесению вреда окружающей среде. Впервые вопрос о международной дорожной перевозке опасных грузов был поднят в Женеве Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций  января 30 сентября 1957 года, тогда же и было заключено европейское соглашение о международной дорожной  перевозке опасных грузов (ДОПОГ), оно вступило в силу 29 января 1968 года. Текст самого Соглашения был изменен Протоколом о внесении поправки в пункт 3 статьи 14, который был принят в Нью-Йорке 21 августа 1975 года и вступил в силу 19 апреля 1985 года. В соответствии со статьей 2 Соглашения, опасные грузы, которые не допускаются к перевозке согласно приложению А, не должны быть предметом международной перевозки, в то время как международная перевозка прочих опасных грузов разрешается при условии соблюдения: – предусмотренных в приложении А требований, которым должны удовлетворять рассматриваемые грузы, в частности требований, касающихся их упаковки и маркировки, и – предусмотренных в приложении В требований, касающихся, в частности, конструкции, оборудования и движения транспортного средства, перевозящего рассматриваемые грузы. По состоянию на 1 августа 2013 года Договаривающимися сторонами ДОПОГ являлись следующие 48 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Договаривающиеся Стороны ДОПОГ в июне 2013 года 2 Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Эстония. Так как правила дорожного движения, подвижной состав, грузы, которые перевозят часто изменяются, модифицируются, появляется что то новое, то и ДОПОГ, а точнее приложения А и В регулярно пересматриваются и обновляются. Так же и к 2016 году было подготовлено множество изменений.

Основными проблемными вопросами, которые были подняты для рассмотрения стали вопросы качества топлива использующегося при перевозке опасных грузов, требования предъявляемые к подготовке водителей и лиц ответственных за перевозку таких грузов, предложение по новым видам тары, и изменения в требования по классификации некоторых из опасных грузов.

Одним из важнейших предложенных изменений стало предложение о разрешении использования сжиженного нефтяного газа (СНГ) и компримированного природного газа(КПГ) в качестве топлива для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Основание для внесения этих изменений стало то, что как признается в существующих правилах, по своим физическим свойствам газообразные виды топлива успешно выдерживают сравнение с жидкими видами топлива.

Во-первых, баллоны для КПГ и топливные баки для СНГ характеризуются сопротивлением гораздо более высокому напряжению пробоя по сравнению с баками для жидкого топлива. Во-вторых, способ крепления баков для СНГ к раме транспортного средства позволяет выдерживать более значительные механические нагрузки по сравнению с баками для жидкого топлива. В-третьих, баллоны для КПГ и баки для СНГ оборудованы клапанами, которые автоматически закрываются в случае аварии при остановке двигателя. Поскольку в топливопроводах не содержится значительного количества топлива, утечка газа ограничена, благодаря чему в значительной мере снижается риск возгорания грузового автомобиля. Как таковые, топливные системы на КПГ и СНГ будут выдерживать более высокие нагрузки по сравнению с дизельными топливными системами, и тем самым существует меньшая вероятность того, что может произойти значительная утечка топлива.

Конструкция баллонов для КПГ и топливных баков для СНГ характеризуется встроенной противопожарной защитой. Пригодность каждой конструкции систем хранения топлива сертифицируется по результатам проведения испытания воздействием открытого пламени. В условиях возгорания из топливных систем, работающих на газообразном топливе, происходит контролируемая и постепенная утечка топлива, благодаря чему ограничивается количество топлива, попадающего в зону любого возгорания транспортного средства, еще не распространившегося на топливную систему.

То есть с внесением данных изменений повысится безопасность перевозочного процесса и повысится возможность выбора топлива и подвижного состава для своих перевозок.

Так же для повышения безопасности перевозочного процесса и сохранности самого груза был предложен ввод ограничений на Продолжение эксплуатации встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн и транспортных средств-батарей.  Цель представленного предложения заключалась в ведении запрета или временного ограничения на продолжение эксплуатации встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн и транспортных средств-батарей для газов, изготовленных до 1 октября 1978 года в соответствии с национальными предписаниями. Основанием для этого предложения послужила общая озабоченность в отношении безопасности, связанная с не ограниченным сроком и использованием таких цистерн для газов, поскольку они были изготовлены до 1 октября 1978 года в соответствии с национальными положениями и не удовлетворяют и не обязаны удовлетворять действующим требованиям в области безопасности (ДОПОГ), например в том, что касается минимальной толщины стенок. С точки зрения безопасности это более не может быть приемлемым. А так касаемо цистерн для перевозки веществ под № ООН 0331 Взрывчатое вещество бризантное, тип В было предложено дополнить существующие нормы условием по которому цистерны могут быть рассчитаны на внешнее расчетное давление, составляющее не менее 5 кПа (0,05 бар).

Но изменения связаны не только с безопасностью перевозочного процесса, так же изменения коснулись правил заполнения документации, а именно свидетельства о допущении к перевозке. В  изменениях было четко указано о том, какие графы и кем должны быть заполнены, была приведена таблица для описания транспортного средства, так же были приняты новые нормы обозначения транспортного средства. Таким образом были унифицированы способы заполнения свидетельства о допущении к перевозке. Было внесено предложение, касающееся консультантов по вопросам безопасности в связи со специальным положением, а именно многие консультанты по вопросам безопасности, которые в настоящее время работают на предприятиях, осуществляющих перевозку веществ под № ООН 1202, 1203, 1223, 1268, 1863 и 3475 во встроенных цистернах (автоцистернах) или съемных цистернах, оснащенных устройствами для добавления присадок, содержащих вещества под № ООН 1202, № ООН 1993, группа упаковки III, или № ООН 3082, имеют свидетельства о подготовке либо по только по классу 3, либо по веществам под № ООН 1202, 1203, 1223, 1268, 1863 и 3475. Их свидетельства о подготовке не позволяют им работать на предприятиях, которые используют присадки, не указанные в их свидетельстве о подготовке, а именно те, которые относятся к № ООН 1993, группа упаковки III, и № ООН 3082. В связи с этим было предложено ввести свидетельство о подготовке окнсультантов по вопросам безопасности действительные для класса 3 или для № ООН 1202, 1203, 1223, 3475 и авиационного топлива, отнесенного к № ООН 1268 или 1863, выданные Договаривающимися сторонами до 30 июня 2015 года в соответствии с положениями ДОПОГ, действующими до 31 декабря 2014 года, могут по-прежнему использоваться до истечения пятилетнего срока их действия в отношении добавок, перечисленных в специальном положении 664 [под № ООН 1202, № ООН 1993,Ф группа упаковки III, или № ООН 3082], содержащихся в устройствах для добавления присадок встроенных цистерн (автоцистерн) или съемных цистерн, в которых перевозятся вещества под № ООН 1202, 1203, 1223, 1268, 1863 и 3475."

Проанализировав предложенные изменения можно сказать, что они очень важны, так как напрямую влияют на безопасность перевозочного процесса и квалификацию сотрудников отвечающих за безопасность перевозочного процесса.

Список цитируемой литературы.

  1. https://2667399.ru/dopog/dopog-2017/22-work-document-97th
  2. unece.org›fileadmin/DAM/trans/danger/publi/adr/…