Аннотация. Данная статья посвящена решению проблемы автомобильных пробок с помощью строительства многоярусных парковок. Разработан проект многоярусной парковки, и рассчитана его экономическая эффективность
Ключевые слова: транспорт, улично-дорожная сеть (УДС), автомобильные пробки, многоярусная парковка, паркирование.
В последние годы в мегаполисах является актуальной проблема автомобильных пробок. Недостаточное количество парковочных мест для легкового автомобильного транспорта наблюдается во всех крупных городах, а особенно в их центральных районах. В связи с этим значимым остается ряд проблем: снижение пропускной способности улично-дорожной сети города, затруднение проезда общественного транспорта и экстренных служб (аварийных, спасательных, медицинских, пожарных), трудности в проведении механизированной уборки улиц, дискомфорт и повышенная опасность движения пешеходов, ухудшение экологической обстановки.
С каждым годом количество автомобилей в г. Саратове значительно увеличивается. На данный момент их число значительно возросло, что представляет собой серьёзную проблему. По статистическим данным, в Саратове зарегистрировано около 330 тыс. автомобилей, не считая иногородних машин [3]. Многие автовладельцы стремятся не только добраться на работу на личном автомобиле, но и припарковать его рядом. В результате все городские транспортные артерии в дневное время заняты припаркованным автотранспортом. Расширение главных направлений центра за счет сужения тротуаров и вырубки деревьев не дает эффективного результата, так как высвобожденные площади снова заполняются автомобилями.
Проблема паркирования должна решаться комплексно, путем формирования соответствующей экономической системы парковочного комплекса города, включающей инновационные, инвестиционные, тарифные, организационные, информационные и другие элементы. Рациональным решением данной проблемы будет являться строительство многоярусных платных парковок за счет частного бизнеса и инвестиций.
Внедрение проекта стоянки необходимо начинать с нахождения площади для парковки, для этого необходимо изучить состояние спроса и предложения. Значительное превышение спроса на места паркирования над предоставляемым количеством мест паркирования будет являться признаком стабильности поступления клиентов [2].
Для строительства трехъярусной парковки на 180 автомобилей
(рисунок 1), необходимо инвестировать около 19 миллионов рублей. Основные статьи затрат данного проекта представлены в таблице 1[1]..
Рисунок 1 – Макет многоярусной парковки
Таблица 1
Расчет стоимости проекта трехъярусной парковки
Статьи затрат |
Стоимость, тыс. руб. |
Топосъемка, инженерно-геологические изыскания, предпроектные материалы |
1800 |
Разработка проекта |
1500 |
Юридическое оформление, государственная экспертиза проектной документации |
1000 |
Строительно-монтажные работы с материалами |
6800 |
Фундамент |
2000 |
Инженерное оборудование |
1500 |
Наружные инженерные сети, благоустройство, озеленение |
1200 |
Оборудование рабочих мест операторов |
560 |
Непредвиденные затраты |
500 |
Итого |
16 860 |
Таким образом, стоимость строительства одного машино-места составляет 16 860 тыс.руб / 180 мест = 93 667 руб.
На начальном этапе очень важно проводить грамотную ценовую политику. Стоимость одного парковочного места будет установлена на уровне 10 рублей/час, что является вполне доступной ценой для подавляющего большинства саратовских автолюбителей.
Примерный расчет окупаемости построенной трехъярусной автостоянки представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет эффективности проекта
Показатели |
Порядок расчета |
Стоимость, руб. |
Дневной доход при тарифе 50 руб. в час |
10 руб ∙ 12 час |
120 |
Ночная парковка для местных жителей |
|
80 |
Доход 1 маш/места в сутки |
дневной доход + ночная парковка |
200 |
Доход 1 маш/места в месяц |
200 руб. ∙ 30 дней |
6 000 |
Доход с парковки в месяц (с расчетом, что в сутки в среднем будет использоваться 60% парковочных мест) |
6 000 руб. ∙ 108 мест |
648 000 |
Доход с парковки в год |
648 000 руб. ∙ 12 мес. |
7 776 000 |
Затраты на амортизацию, эксплуатационные расходы в год |
|
600 000 |
Затраты на коммунальные платежи |
25 000 руб. ∙ 12 мес. |
300 000 |
Заработная плата персонала |
20 000 руб. ∙ 5 человек ∙ 12 мес. |
1 200 000 |
Налоги |
|
800 000 |
Чистый доход с эксплуатации автостоянки в год |
Доходы-расходы |
4 876 000 |
Срок окупаемости |
Стоимость строительства проекта/ чистый доход в год (16 860 000 руб. : 4 876 000 руб.) |
3,4 |
Проведенные расчеты показывают, что проект достаточно эффективный и прибыльный, срок окупаемости первоначальных инвестиций составляет 3 года 4 месяца. Дополнительный доход можно получать от оборудования стоянок автомойками, станциями технического обслуживания (СТО).
Власти города, в свою очередь, должны обеспечить привлекательность для частных инвестиций в данную область, так как платный паркинг способствует дополнительному финансовому притоку в муниципальный бюджет.
Очевидно, что создание многоярусных парковок, помимо экономического эффекта, также является и действенным методом по борьбе с пробками. Ведь это решение позволит навести порядок на проезжей части города, освобождая их от хаотично припаркованного транспорта.
Ссылки на источники
- Форум инвесторов и международных инвестиционных проектов. – URL: http://fimip.ru
- Журнал «Общественное мнение». – URL: http://www.om-saratov.ru
- Госавтоинспекция МВД России. – URL: http://www.gibdd.ru