Исследования причин различных форм аутодеструктивного поведения ведется очень давно. Многие исследователи пытались объяснить стремление человека к саморазрушению. Эти вопросы поднимали и учёные разных научных направлений, и писатели, и философы.
Актуализирует данную проблему то, что в настоящее время в России происходит трансформация экономических, социальных, психологических условий жизнедеятельности человека. Следствием этого явились социальная дезориентация и дезадаптация значительной части населения России, выразившиеся в развитии деструктивных психических процессов и росте аутодеструктивных форм поведения человека.
Значительные научные разработки, касающиеся изучения различных форм аутодеструктивного поведения человека, были сделаны в клинической психологии (А.Л. Гройсман, В.Д. Менделевич, Ю.М. Орлов), в психиатрии (В.М.Бехтерев, М.О. Гуревич, В.Х. Кандинский, А.М.Свядощ), в психофизиологии (А.С.Батуев, А.Р.Лурия, Е.Н.Соколов, К.В.Судаков), в наркологии (А.Г. Гофман, Н.Н.Иванец, В.П.Самохвалов, Г.М. Энтин), и других.
Предметом исследований в отечественной науке исследования были причины отдельных форм аутодеструктивного поведения: алкоголизма (Б.С.Братусь, А.Е. Личко, П.И. Сидоров и другие), суицида (А.Амбрумова, В.Войцех, В.А. Тихоненко, Н.Фарберов, 3. Фрейд, Э.Шнейдман, К. Юнг), наркомании (В.А. Гурьева, Б.В. Зейгарник, А.Е. Личко, А.Ф. Мещеряков), рискованных видов деятельности (В.А. Иванников, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.).
Но, несмотря на высокую практическую значимость проблемы аутодеструктивного поведения среди отдельных категорий населения, на методологическом, теоретическом и практическом уровнях ещё много нерешенных вопросов. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск путей решения данной проблемы. Особенно важны результаты эмпирических данных для практической психологии.
В связи с этим практически важным является, с одной стороны, изучение условий и факторов, влияющих на развитие различных проявлений деструктивного поведения, понимание психологических особенностей людей с аутодеструктивными паттернами поведения, с другой – разработка методического, коррекционного инструментария для профилактики и психологической помощи тем, кто испытывает трудности в адаптации к новым изменяющимся социальным условиям.
Осознавая наличие и актуальность указанной проблемы, специалисты-практики отмечают, что во всей этой проблеме больше всего беспокоит тот факт, что зафиксирован рост числа подростков, имеющих устойчивую тенденцию к обесцениванию собственной жизни и здоровья, вовлеченности в процесс аутодеструкции [1]. Рост показателей по всем формам аутодеструктивного поведения среди несоверешеннолетних подтверждается и статистическими данными, представленными в письме на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова [2].
Выявлено, что чаще всего эта проблема имеет место среди несовершеннолетних из так называемых неблагополучных семей. И это затрудняет профилактическую и коррекционную работу с этими детьми, т.к. отсутствует помощь родителей.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: а будет ли вообще результативна работа по профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, если работа в данном направлении будет проводиться только образовательным учреждением без помощи семьи?
Автором статьи, имеющим многолетний опыт работы с несовершеннолетними с проявлениями аутодеструктивного поведения, была разработана программа профилактики и коррекции данного вида отклоняющегося поведения. Содержание данной программы базируется на методических разработках следующих авторов: программа «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» (С.В.Хохлова) и психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте (И.В. Дубровина).
Программа рассчитана на реализацию её специалистами школы – классным руководителем и педагогом-психологом школы. Результативность данной программы прошла эмпирическую проверку. Ниже описаны результаты проведённого исследования.
Коррекционная эффективность программы проверялась на подростках 12-14 лет – учащихся школ г. Березники Пермского края.
Всего было обследовано более 70 подростков с использованием следующих методик: Опросник суицидального риска (ОСР) в модификации Т.Н. Разуваевой; Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным; Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеев (МИС).
Выявлено, что более чем у 20% подростков имеется склонность к аутодеструктивному поведению. Анализ показал, что это, действительно, в подавляющем большинстве дети из проблемных семей.
Для проверки результативности профилактической и коррекционной работы силами школьных специалистов было сформировано две группы подростков – контрольная группа «группа норма» (это дети, у которых не выявлено склонности к аутодеструктивному поведению – 15 чел.) и экспериментальная группа «группа риска» (дети со склонностью к аутодеструктивному поведению – 15 чел.).
Рисунок 1. Сравнительный профиль экспериментальной групп ДО и ПОСЛЕ реализации программы
В течение нескольких месяцев прошлого учебного года с экспериментальной группой проводилась целенаправленная и системная профилактическая и психо-коррекционная работа (согласно программе). Работа включала в себя проведение тренинговых занятий, психотехнические игры и упражнения, групповые дискуссии, встречи с разными специалистами, элементы профориентации.
С контрольной группой специальной работы не проводилось. Эти ребята только эпизодически принимали участие в плановых традиционных мероприятиях школы, направленных на профилактику различных форм отклоняющегося поведения (классные часы, школьные акции и т.п.).
По окончании реализации программы проводились контрольные замеры проявления показателей аутодеструкции у подростков, прошедших занятия по программе и у подростков контрольной группы.
На рисунке 1 представлены полученные результаты (сравнительный профиль экспериментальной группы до и после реализации программы).
Анализ представленных данных позволяет заключить, что после реализации программы у подростков группы риска (экспериментальная группа), снизились показатели, характеризующие риск аутодеструктивного поведения. По результатам контрольного исследования у группы риска относительно самих себя улучшились значения в 5 из 9 диагностических показателей аутодеструктивного поведения. На статистически достоверном уровне различий с группой норма остался только показатель «закрытость» (р≤0,05), тогда как ранее достоверные различия у двух сравниваемых групп были в 15 из 22 показателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что системная профилактическая и коррекционная работа, реализуемая в рамках программы с использованием предлагаемых видов и форм занятий, даёт положительные результаты.
Разработанная и апробированная программа имеет экспертную оценку, рецензии и представлена в методическом кабинете МАОУ «СОШ №22» г.Березники.