В последнее десятилетие возросла актуальность изучения различных аспектов трудовой деятельности, в том числе, изучение отношения сотрудников к работе, их установок на работу, факторов трудовой мотивации. Это связано с важностью решения практических социально-экономических задач, направленных на повышение эффективности и рентабельности организаций, особенно в частном бизнесе. Практическая ценность данных исследований в том, что их результаты позволяют работодателям узнать ведущие мотиваторы, стимулирующие их сотрудников к работе и использовать эти знания на практике.
Вопросы мотивации, отношения сотрудника к своей работе, удовлетворенность ею, привлекли внимание учёных уже с 30-х годах 20 века [1]. И хотя за прошедшее время опубликовано достаточное количество научных исследований по данным вопросам, тем не менее, эта проблема и по сей день далека от своего теоретического осмысления и, тем более, практического решения.
Известно, что насколько человек мотивирован к своей работе, имеет положительные установки на качественное выполнение своих профессиональных обязанностей, настолько он результативен и эффективен как сотрудник, настолько заинтересован в нем работодатель. Конечно, исследователями давно выявлены ведущие мотивы трудового поведения у разных людей (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, В.Г.асеев, Б.Ф.Ломов, А.Е.П.Ильин, К.Замфир, Н.П.Фетискин и мн. др.). Однако нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, которые в той или иной удовлетворяются (или нет) в профессиональной деятельности и именно степень этой удовлетворённости и влияет на установки на работу, отношение к ней [2].
В бытовом сознании существует мнение, что материальный интерес, является основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. Однако профессиональный и личный опыт общения автора статьи с предпринимателями говорит, что материальный интерес не всегда является ведущим в предпринимательской деятельности.
С целью изучения и сравнение мотивационных установок к работе и удовлетворённости работой у наёмного персонала и индивидуальных предпринимателей было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие частные (индивидуальные) предприниматели со сроком работы на рынке не менее 3-х лет. Из числа наёмного персонала в исследовании приняли участие специалисты бюджетных организаций со стажем работы не менее 3-х лет, имеющие стабильную заработную плату, социальный пакет. В той и другой группе респондентов было опрошено по 30 человек. Социально-демографические характеристики респондентов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Социально-демографические характеристики респондентов
|
Индивидуальные предприниматели |
Наёмный персонал |
Общее количество |
30 чел. |
30 чел. |
Мужчины |
12 чел. |
11 чел. |
Женщины |
18 чел. |
19 чел. |
Замужем/женаты |
86,6% |
75% |
Не замужем/холосты |
13,4% |
25% |
Средний возраст |
42,34 лет |
43,07 лет |
Стаж работы в компании |
6,3 года |
5,9 лет |
Высшее |
82% |
76% |
Среднее профессиональное |
18% |
24% |
Среднее полное |
- |
- |
Для реализации исследовательской цели были использованы методики: Диагностика мотивационной структуры личности, В.Э.Мильман; Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, О.Ф.Потёмкина; Интегральная удовлетворённость трудом, Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов. Статистическая обработка данных осуществлялась на основе подсчёта среднего значения, Т-критерия Стъюдента.
В табл. 2 представлены сравнительные результаты исследования устойчивых тенденций личности, стимулирующих к работе.
Таблица 2
Мотивационная структура личности респондентов
Потребности, стимулирующие к работе |
Ср. знач. |
Т- критерий |
р |
|
Частные предприниматели |
Наёмный персонал |
|||
Жизнеобеспечение |
12,88 |
14,82 |
- 2,26 |
0,028* |
Комфорт |
13,82 |
14,75 |
- 0,94 |
0,368 |
Социальный статус |
14,25 |
10,88 |
2,23 |
0,028* |
Общение |
18,56 |
17,68 |
0,72 |
0,484 |
Общая активность |
18,13 |
14,56 |
2,37 |
0,031* |
Творческая активность |
17,56 |
15,27 |
2,09 |
0,021* |
Социальная полезность |
14,25 |
12,41 |
1,66 |
0,089 |
Сравнительный анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет заключить, что статистически значимые у представителей групп различия имеются по следующим мотивационным стимулам к работе: «Жизнеобеспечение» (р < 0,05), «Социальный статус» (р < 0,05), «Общая активность» (р < 0,05), «Творческая активность» (р < 0,05).
Из этого следует, что людям, работающим «на себя» более свойственна ориентация на повышение своего социального статуса, на поддержание общей активности. Они реализуют эти свои установки через работу. Мотивация к работе через проявление общей активности проявляется также во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, стремлении и желании действовать. Этим людям важно проявлять себя в активности, достигать и видеть результат своей работы, расти и развиваться как личность, стремиться к полной реализации своих способностей, ощущать свою компетентность, творческий подход к решению стоящих задач. При этом им не свойственна высокая ориентация на жизнеобеспечение и комфорт.
А вот у людей, работающих «на других» доминирует ориентация на жизнеобеспечение (р < 0,05), т.е. ведущим стимулом к работе является потребность в хорошем заработке, материальном вознаграждении. Такие люди часто считают, что им не зачем активно включаться в процесс деятельности, ведь в результате они получат те же деньги.
У людей, работающих «на себя» преобладает рабочая (деловая) мотивационная направленность[1] (ср.зн. = 16,64), в отличие от наёмных работников (ср.зн. = 14,08).
Общежитейская мотивационная или потребительская мотивация[2], обусловленная жизненными и направленная на обеспечение его жизненными благами, у групп различий не имеет (ср.зн. = 14,87 и 14,53).
В таблице 3 представлены сравнительные результаты исследования социально-психологических установок на работу у респондентов разных групп.
Таблица 3
Социально-психологические установки на работу
Социально-психологические установки |
Ср. знач. |
Т- критерий |
р |
|
Частные предприниматели |
Наёмный персонал |
|||
Ориентация на результат |
6,85 |
5,12 |
1,99 |
0,038* |
Ориентация на процесс |
4,21 |
6,15 |
-1,66 |
0,089 |
Альтруизм |
8,22 |
7,30 |
0,82 |
0,424 |
Эгоизм |
5,34 |
5,23 |
0,69 |
0,412 |
Власть |
4,25 |
4,41 |
-0,76 |
0,389 |
Свобода |
7,26 |
5,48 |
2,03 |
0,046* |
Деньги |
6,11 |
7,95 |
-1,56 |
0,098 |
Труд |
4,95 |
3,01 |
1,98 |
0,032* |
Анализ данных, представленных в таблице 3 позволяет сделать выводы:
Имеются статистически достоверные различия в проявлении социально-психологических установок на работу у работников разных групп. Так, работники, работающие «на себя» (частные предприниматели), достоверно в большей степени ориентированы на результат в работе (р < 0,05), свободу в работе (р < 0,05) и труд (р < 0,05). Т.е. они в большей степени заинтересованы в своей деловой эффективности и результативности, в результатах своего труда. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, они тратят на него больше времени, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. При этом они ценят свободу выбора своей деятельности, хотят сами планировать свою профессиональную деятельность.
У работников, работающих «на других» (наёмных работников) наблюдается тенденция к преобладанию ориентации на процесс в работе (t =1,66; р = 0,089), т.е. они менее задумываются над достижением результата и тенденция к ориентации на деньги (t =1,56; р = 0,098), т.е. ведущей ценностью для них является стремление к увеличению своего благосостояния.
Статистически достоверных различий в таких социально-психологических установках на работу, как: деньги, альтруизм, эгоизм, власть, не выявлено.
В табл. 4 представлены представлены результаты сравнительного исследования общего уровня удовлетворённости работой и её показателей.
Таблица 4
Удовлетворённость выполняемой работой
Показатели удовлетворенности |
Max значение |
Ср. знач. |
t – критерий |
|
|
Частные предприниматели |
Наёмный персонал |
р |
|||
Интерес к работе |
6 |
5,2 |
2,8 |
2,89 |
0,058* |
Удовлетворенность професс. достижениями |
4 |
3,3 |
2,1 |
1,87 |
0,040* |
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами |
6 |
5,3 |
4,7 |
0,96 |
0,388 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
6 |
3,4 |
3,5 |
0,26 |
0,867 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
4 |
3,7 |
2,0 |
2,13 |
0,028* |
Предпочтение выполняемой работы заработку |
4 |
3,1 |
3,96 |
0,99 |
0,896 |
Удовлетворенность условиями работы |
4 |
3,3 |
2,6 |
2,36 |
0,024* |
Профессиональная ответственность |
3 |
2,7 |
1,5 |
1,91 |
0,029* |
Общая удовлетворенность выполняемой работой |
28 |
22 |
19,5 |
3,21 |
0,048* |
Уровень удовлетворённости * |
100% |
78,5% |
69,6% |
|
* Примечания: Высокий уровень - выше 765 от общей суммы баллов.
Средний уровень - 65-75%.
Низкий уровень характеризуется диапазоном 1-44%.
Анализ представленных в таблице 4 результатов позволяет сделать такие выводы:
Статистически достоверно на более высоком уровне (р<0,05) удовлетворённость у людей, работающих «на себя» по 6 из 8 показателей: «интерес к работе», «профессиональные достижения», «условия работы», «своим уровнем притязаний», «профессиональной ответственностью». Также достоверно выше у них «общая удовлетворённость работой» и показатель «предпочтение выполняемой работы заработку».
У наёмных сотрудников и общая удовлетворённость выполняемой работой и все её показатели достоверно ниже.
Не выявлено достоверных различий только по показателям удовлетворённости взаимоотношений с коллегами и руководством.
Таким образом, мы видим, что у частных предпринимателей преобладающим мотивом к работе является не материальный стимул (ср.зн. = 3,2), а интерес к работе (ср.зн. = 5,2). Вероятная причина этого та, что часто предпринимательская деятельность возникает из желания профессионально заниматься любимым делом. А вот у наёмных работников определяющая мотивация – это мотивация доходности («заработок») (ср.зн. = 3,96).
У частных предпринимателей преобладают внутренние мотивы к работе (удовлетворение, интерес, стремление к самореализации), у наёмных работников внешние (заработок, карьерное продвижение).
У частных предпринимателей общая удовлетворённость работой и практически все её показатели значительно выше, чем у наёмных сотрудников.
Как было отмечено в начале статьи, проблема мотивации персонала и по сей день остается одной из ведущих проблем психологии, экономики, менеджмента и на сегодняшний день занимает центральное место в системе управления персоналом организации. Именно поэтому исследования, ориентированные на выявление особенностей социально-психологических установок на работу у работников организаций различных форм собственности, способствуют решению практической задачи – поиску эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Это особенно актуально в современных условиях хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику.