Эволюция развития объективных внешних глобальных процессов и связанных с ними изменений способствуют интенсивному росту населения и его возрастающим потребностям, развивают науки и технологии, обеспечивают развитие всеобщего расширенного воспроизводства, развивают мировую конкуренцию и вынуждают современные производства вводить прогрессивные средства во все сферы общественной деятельности. Процессы развития мировых рынков и мирохозяйственных связей, сокращение национального производства, усиление мировой конкуренции, рост численности неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизмы управления совершенствованием и модернизации научно-технического и инновационного развития промышленности. Они негативно повлияли на снижение темпов и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, на разработку и внедрения инновационных форм производства, как основы экономического роста на прямую связанного с повышением конкурентоспособности национального промышленного сектора и экономики в целом.
Вполне очевидно, что одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы развития промышленности может стать ее способность к восприятию инноваций. Во всем мире инновации сегодня – это не прихоть, а необходимое средство выживания, сохранения конкурентоспособности и возможностей дальнейшего эволюционного развития. Именно поэтому проблемы внедрения новой техники и технологий на предприятиях в промышленности чрезвычайно актуальны и значимы в наши дни.
Современная модернизационная политика страны, инициированная в посланиях президентом России Владимиром Путиным, направлена на повышение качества и уровня жизни граждан. Это значит, что для Российского государства сегодня первостепенны инновации, как способ конвертирования научных и технологических достижений в реальную социально-экономическую систему для повышения уровня и качества жизни общества. Поскольку характерной чертой современной мировой хозяйственной системы развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению кластерной экономики (экономики кластерного типа), базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании новых идей и прдвинутых знаний.
Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация управленческих систем становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности (предприятия). Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Процессы интенсификации производства и использования новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорения обновления продукции и технологий.
Так во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. (протокол № Пр-3484ГС от 22 ноября 2014 г., п. 2, подпункт «в»), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2015 г. № 1, разд. I, п. 6) Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственных партнерств в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (далее — Рабочая группа) подготовлены предложения о мерах государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров.
В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров предлагается определить следующие:
- предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров;
- обеспечение поддержки в реализации мероприятий программ развития пилотных проектов посредством федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;
- привлечение государственных институтов развития к реализации
программ развития пилотных кластеров;
- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, перечисленных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № Пр-307, а также в решении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2014 г. № 1, разд. I, п. 4), в деятельности пилотных кластеров;
- распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот и трансфертной бюджетной поддержки законодательно предусмотренных для пилотных проектов таких, как «Сколково», «Протвино», «Кольцово»; Гос. корпораций «Ростех», «Нанотех», «Росэнергоатом» и др.
В рамках программ развития пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ были сформированы две группы, в первую из которых были включены 14 кластеров (техно парковых территорий) программы развития, которых предлагается поддержать через предоставление субсидий. Посредством использования механизмов со финансирования целевых программных средств из федерального бюджета в бюджеты субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются.
При этом было принять решение о выделении из федерального бюджета средств в общем объеме до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2015 года. Указанные выплаты предлагается осуществлять за счет частичного перераспределения средств в форме межбюджетного трансферта, предусмотренного в настоящее время на обеспечение достижения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях со финансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в объеме с учетом уровня их бюджетной обеспеченности.
Субсидии предлагается выделять региональным бюджетам, на территориях которых расположены пилотные кластеры первой группы, в целях со финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития данных пилотных кластеров, по следующим основным направлениям:
- развитие транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры;
- развитие жилищной и социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта;
- развитие инновационной и образовательной инфраструктуры, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовка и повышение квалификации кадров;
- реализация организационных мероприятий в целях повышения конкурентоспособности субъектов-участников кластера и повышения качества жизни на территории расположения кластера.
Значимый вклад в развитие и повышение инновационной активности субъектов РФ и в целом страны вносит такой элемент инновационной инфраструктуры как технопарковые структуры, к которым относятся бизнес-инкубаторы, технопарки, научные парки, технополисы, центры трансфера технологий и другие типы инновационных субъектов.
Технопарковая структура – институт (механизм) создания и коммерциализации инноваций, представляющий собой совокупность норм и правил целенаправленного управления внутренними институтами ресурсного обеспечения технопарковой деятельности под влиянием внешних институтов с целью создания, развития, коммерциализации и диффузии инноваций. Технопарковая структура включает в себя такие неотъемлемые элементы как управляющая компания и организации-резиденты (в том числе якорные). Кроме того, в технопарковую структуру могут входить бизнес-инкубаторы, университеты, научные организации, научно-исследовательские центры, венчурные предприятия и внедренческие фирмы.
Источниками финансирования управляющей компании технопарка и его резидентов являются федеральный, региональный, местный бюджеты, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), частный капитал и иные кредитно-финансовые источники.
Оценка объемов финансирования деятельности управляющих компаний технопарковой инфраструктуры за 2012-2014 г.г. выявила, что преобладающими финансовыми источниками являются негосударственные (частный капитал, займы, кредиты, собственная прибыль, собственные инвестиционные фонды); государственные финансовые средства (федеральный, региональный, местный бюджеты, Фонд Бортника, фонды Госкорпораций и научные фонды РАН) составляют незначительную часть. Так, в среднем по региону за 2012 г. соотношение негосударственных и государственных источников финансирования составило 74 / 26%, в 2012 г. – 95 / 5%, в 2013 г. – 98 / 1%, в 2014 г. – 99,5 / 0,5%. По количеству технопарков, в среднем по региону, обеспеченность государственным финансирование складываются следующими соотношениями: в 2012 г. - 3 из 11 технопарков, в 2013 г. – 2 из 11, в 2014 г. – 1 из 14, в 2015 г. – 2 из 16. Таким образом, наблюдается ежегодное снижение относительных и абсолютных показателей объемов финансирования из государственных источников. Такая ситуация вызвана рядом основных причин: это отсутствие достаточного объема государственных финансовых средств, сложность системы конкурсного получения государственного финансирования, недостаточная заинтересованность государства в развитии отдельных инновационных территорий.
Структура финансирования технопарковой деятельности на в среднем по региону складывается из финансирования управляющих компаний и финансирования резидентов. Общая картина по объемам финансирования деятельности управляющих компаний в 2011-2014 г.г. представлена на рис. 1.
Рис.1. Структура финансирования управляющих компаний технопарков среднестатистического региона по источникам и объемам финансирования
Из представленной иллюстрации следует, что общий объем финансирования технопарков среднестатистического региона в абсолютном измерении на протяжении 2011-2014 г.г. в целом увеличивался, в 2012 г. на - 37 процентных пункта, в 2013 г. на - 572 процентных пункта, в 2014 г. снизился и составил отрицательную величину – 33 процентных пункта. Структура источников финансирования технопарков составила:
- в 2011 г. федеральный бюджет 16,3%; региональный бюджет 9,3%; местный бюджет 0,1%; частный капитал 74,2%;
- в 2012 г. фонд Бортника 4,5%; частный капитал 21,7%; иные источники 73,8%;
- в 2013 г. региональный бюджет 1,3%; частный капитал 18,4%; иные источники 80,2%;
- в 2014 г. региональный бюджет 0,4%; частный капитал 16,2%; иные источники 83,4%.
Таким образом, в 2011-2014 г.г. преобладающими источниками финансирования управляющих компаний технопарков являются частный капитал и иные источники, включающие собственную прибыль, займы и кредиты.
Анализ финансирования резидентов технопарков выявил, что источниками средств являются федеральный и региональный бюджеты, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), госзаказы и частный капитал (рис.2).
Рис.2. Структура финансирования предприятий-резидентов технопарков среднестатистического региона по источникам и общему объему их финансирования
Из анализа рис.2 следует, что общий объем финансирования резидентов технопарков среднестатистического региона на протяжении 2011-2014 г.г. в целом увеличился в абсолютном измерении, показав в 2012 г. снижение на – 40 процентных пункта, в 2013 г. произошел значительный рост на 1611 процентных пункта в 2014 г. рост продолжился и составил 108 процентных пункта. Структура источников финансирования резидентов технопарков имеет следующее соотношение:
- в 2011 г. региональный бюджет 58,1%; фонд Бортника 41,9%;
- в 2012 г. региональный бюджет 97,2%; фонд Бортника 2,8%;
- в 2013 г. федеральный бюджет 3,0%; региональный бюджет 5,7%; фонд Бортника 0,3%; госзаказы 68,6%; частный капитал 22,3%;
- в 2014 г. федеральный бюджет 1,5%; региональный бюджет 2,7%; фонд Бортника 2,2%; госзаказы 78,0%; частный капитал 15,6%.
Из анализа следует то, что за период 2011-2012 г.г. основным источником финансирования резидентов технопарковых структур являлись региональный бюджет, в 2013-2014 г.г. – госзаказы организаций государственного сектора.
Кроме финансовой поддержки органами государственной власти осуществлялась информационная и консультативная поддержка, однако, общий охват технопарков таким инструментом незначителен. Так, за период 2011-2014 г.г. было поддержано таким образом всего 3 технопарка среднестатистического региона.
Важнейшим показателем, характеризующим хозяйственную деятельность любой компании, являются объемные результаты реализованной продукции. На рис. 3 представим структуру технопарков за 2012-2013 г.г. в соответствии с названным показателем.
Рис. 3. Структура технопарков среднестатистического региона по годовому объему реализованной предприятиями-резидентами продукции в 2013-2014 г.г.
Из результатов анализа рис. 3 следует, что в 2014 г. увеличилось количество технопарков, реализующих продукции на суммы до 50 млн.руб., что связано с организационной подготовкой к открытию в 2013 году новых технопарков, а также технопарков с объемом реализуемой продукции более 2000 млн.руб. По остальным группам технопарков произошло снижение удельных весов. Сопоставление показателей объема реализованной продукции с показателями площади технопарка, количества резидентов и созданных рабочих мест не выявило какой-либо зависимости. В стоимостном выражении совокупный объем реализованной продукции предприятиями-резидентами всех технопарков в 2013 г. составил 13,1 млрд.руб., в 2014 г. 14,2 млрд.руб.
Оценка доли инновационных товаров и услуг в общем объеме реализованных резидентами за период 2012-2014 г.г. выявила незначительную часть технопарков (около 10%), выпускающих инновационную продукцию более 80% от общего объема товаров и услуг (рис.4).
Рис. 4. Структура технопарков среднестатистического региона по доле инновационных товаров и услуг в общем объеме реализованных резидентами технопарка
Из анализа диаграммы рис.4, за период 2012-2014 г.г. значимую часть от общего количества составляли технопарковые структуры, резидентами которых реализовано инновационной продукции от 41 до 60%. Так, в 2012 г. это 44% технопарков, в 2014 г. - 57%, в 2014 г. - 44%. Небольшую долю от 7 до 12% составляют технопарковые структуры, в рамках которых реализовано до 20% инновационной продукции в исследуемый период. Анализ также показал, что во всех группах технопарков (разделенных по доле инновационной продукции) есть как существующие более 5 лет технопарки, так и вновь образованные.
Планирование ежегодных объемов бюджетных субсидий предлагается определять на основе результатов оценки целесообразности реализации проектов, содержащихся в заявке на предоставление субсидии, с учетом ожидаемых социально-экономических эффектов и утверждать распоряжением Правительства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного Минэкономразвития России предложило при формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 5 млрд. рублей на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов ежегодно.
Основные предпосылки для формирования инновационно-кластерной модели развития России – при безусловной необходимости их реформирования – сохранены:
- наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего, научные организации РАН и других академий наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы;
- обеспечение проведения прикладных исследований и технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука), наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности, в авиационно-космической и атомной промышленности;
- эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;
- наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры – инновационно-технологических центров, центров трансферта технологий, технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов содействия, специализирующихся на поддержки инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные предприятия и фонды, и др.
В то же время дальнейшее формирование национальной инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:
- наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;
- отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления организованной инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и др.) механизмы;
- отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации, общая «размытость» перечня критических технологий федерального значения, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится (нерациональное распределение бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных объектах науки, обеспечивающих, в т.ч. конкурентоспособность экономики России на мировом рынке;
- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения цепи прикладные исследования – опытно-конструкторские разработки – опытное производство – коммерческой производство, подготовки профильных кадров под конкретные направления инновационной деятельности;
- низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также – для частных инвесторов и кредитных организаций – об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
- низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т.ч. без образования юридического лица);
- наличие законодательных ограничений, не позволяющих использовать бюджетные средства, выделяемые РАН и отраслевым академиям, имеющим – государственный статус, ведомственным и другим государственным научным организациям на развитие инновационной деятельности, прежде всего, на создание аффилированных академическим институтам лиц (инновационных предприятий и инновационной инфраструктуры академий);
- недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации) социально-экономической значимости развития инновационных процессов в стране, что приводит к не всегда осознанному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств.
В результате, для инновационной сферы России до сих пор характерны:
- низкий уровень инновационной активности значительной части предприятий реального сектора экономики;
- дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, неэффективность механизмов трансферта знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынок;
- низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий, как объектов инвестиций и кредитования;
- неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Общий объем заявленного финансирования реализации указанных проектов, в соответствии с представленными данными, в 2014–2015 годах составляет 376,7 млрд. рублей, в т.ч. из средств федерального бюджета — 224,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 45,5 млрд. рублей, внебюджетных источников — 106,4 млрд. рублей. При этом объем заявленного финансирования проектов с подготовленной документацией, по оценке пилотных кластеров, составляет 89,4 млрд. рублей, в т.ч. из средств федерального бюджета — 68,1 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 7,5 млрд. рублей, внебюджетных источников — 13,8 млрд. рублей.
В целях привлечения государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров федеральное правительство считает целесообразным поручить: Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскому фонду технологического развития, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Российскому фонду технологического развития, Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Фонду инфраструктурных и образовательных программ, обеспечить реализацию следующих форм поддержки реализации программ развития пилотных кластеров:
- в случае целесообразности заключение соглашений с органами управления пилотных кластеров (или соответствующими субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями) о реализации совместных проектов по содействию развитию инновационной деятельности, в том числе на условиях софинансирования, включая мероприятия по поддержке проведения исследовательских работ и коммерциализации технологий, развитию инновационной инфраструктуры;
- содействие выводу инновационной продукции компаний, входящих в состав пилотных кластеров, на внутренний и внешний рынки;
- привлечение российских и зарубежных инвесторов к участию в реализации проектов, базирующихся в пилотных кластерах;
- разработка и реализация программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе совместно с образовательными организациями, расположенными на территориях базирования пилотных кластеров.