Полный текст статьи
Печать

В современном российском обществе у родителей, занятых проблемами материального благополучия своих детей зачастую не хватает времени на полноценное выполнение воспитательных функций. Педагогические работники, загруженные валом методической и плановой «мероприятийностью», также вынуждены жертвовать настоящей воспитательной работой. Дети и подростки остаются без должного внимания, вакуум заполняется привлекательной медиапродукцией с ее положительными и отрицательными влияниями. К сожалению, наряду с этим увеличивается и разнообразие девиаций, связанных с влиянием медиапродукции или провоцируемых спецификой медиасреды. Также возрастает уровень преступности, возникшей и набирающей обороты в медиасреде. Следует более подробно рассмотреть современные проявления девиантного поведения в медиапространстве.

Рассмотрим модель развития девиации в медиасреде, предложенную Костюковским Я.В.: [1]

1. Существует некий носитель девиантного поведения. Сам он знает, что его интерес девиантен, однако не находит поддержки со стороны общества, у него нет «коллег», а потому его интерес остается на личном уровне. В полной мере, видимо, это даже нельзя назвать «девиантным поведением», скорее просто некий специальный интерес.

  2. В интернете носитель девиации вдруг обнаруживает, что он не одинок. У него есть «соратники» и люди проявляющие интерес и к девиации и к нему лично. Возникает интерактив на межличностном уровне.

  3. Создается ассоциация (в виде сайта – портал, форум), на основе этой девиации. Создается идеология, словарь, термины, понятия, принципы существования группы, возможно субкультурная группа, организация. Учитывая интернациональность интернета пользователи имеют возможность распространять и делиться своим опытом по всему миру.

  4. Встречи в интернете вполне могут перерасти в физическое общение.

Изложенная модель развития девиации соотносится с современными проявлениями девиантного поведения, в которых человек может осуществлять свою деятельность в одиночку, затем найти единомышленников и соратников. Это впоследствии может привести к созданию определенных форумов, сайтов или видеоканалов, с помощью которых можно будет обмениваться мнениями по поводу интересующей человека девиации, выставлять совершенные деяния на всеобщее обозрение посредством гаджетов.

  Стоит обратить внимание на такой вид моббинга как кибер-моббинг. Изначально характеристики и развитие моббинга исследовались с точки зрения травли сотрудника коллективом с целью его дальнейшего увольнения, в дальнейшем ученые стали рассматривать данную девиацию в школьной среде. Особую роль тут сыграла многочисленная «реклама» моббинга в медиапродукции («Счастливы вместе», «Убрать из друзей», «Зал самоубийц», «Интерны», «Универ») где моббинг подается красиво, смешно, эстетично и безобидно, что может спровоцировать   мысли и действия, оправдывающие моббинг или непосредственно направленные  на «травлю» своих сверстников.

Разновидность кибер-моббинга проявляется в интернет-сообществе посредством унижения личности в социальных сетях, на форумах, происходит фиксация моббинга на современные гаджеты, размещение и распространение его среди сверстников и интернет-среде.

Разновидностями кибер-моббинга являются троллинг и эльфинг. Троллинг направлен на унижение личности, ее действий, взглядов, представлений. Если задачей троллинга является унижение личности всевозможными способами,  то эльфинг  представляет собой псевдопохвалу, саркастическое  восхваление личности и ее сторон (взгляды, возраст, пол, национальность, место проживания, внешность) с целью вывести собеседника из себя путем прочувствования своей неполноценности, несоответствия высказанным похвалам.

Путем семантико-социологического анализа нам удалось выявить множественные медиатексты, оправдывающие моббинг/кибер-моббинг или напрямую одобряющие его в многочисленных современных среди популярной молодежной медиапродукции фильмах, мультфильмах, сериалах, ток-шоу  («Симпсоны», «Южный парк», «Дом-2», «Холостяк»); книгах, журналах («Yes», «Cosmopolitan»); социальные сетях, чатах, форумах; играх.

У личности, подверженной киббер-моббингу, возникают трудности в следующих сферах:

1)    Физиологическая сфера  (нестабильность нервной системы: срывы, истерики, расстройство сна; хронические заболевания);

2)    Социальная сфера  (нарушение коммуникативной функции: сужение круга друзей, либо обособление себя от сверстников и новых знакомств, нежелание раскрываться перед семьей, ограничение социальных контактов);

3)    Когнитивная сфера (нарушение концентрации внимания, снижение умственной работоспособности, нарушения в познавательной функции);

4)    Психическая сфера (формирование недоверия к окружающим, развитие тревожности, подверженность депрессивному состоянию,  на последних стадиях развития моббинга возможна тенденция к суицидальному поведению).

Следующая девиация, тесно связанная с медиасредой, это пранкинг, который трактуется как проказа, выходка, шалость, шутка. Изначально пранкинг реализовывался как телефонные хулиганства, целью которых было вывести человека из себя, записав это на видеоустройства и распространив в медиасреде. Данные «розыгрыши» доводили людей до эмоционального напряжения, в некоторых ситуациях до стресса и нервного срыва, что требовало  материальных затрат на восстановление нервной системы.

В дальнейшем пранкинг превратился в «социальные эксперименты» над людьми: в интернет-пространство выкладывают  видеоматериалы о реакции  людей на ситуации, связанные с защитой достоинства личности и проявлениями доброты к различным категориям населения (например, реакция на то, что у бабушки забирают сумку, девушку насильно заталкивают в машину, нападают толпой на одного человека). Иногда пранкинг выглядит как театральные постановки или сцены из фильмов ужасов, связанных с появлением зомби, привидениями, огромными пауками, что приводит в ужас и паники даже мужчин. Пранкерами в основном являются подростки и молодежь. Проанализировав видеоресурсы пранкинга, можно подразделить его на следующие виды: «социальный» эксперимент (фиксация поведения человека в ситуациях, связанных с интересами других людей и проявлениями положительных качеств личности), хулиганство (неадекватные ситуации, целью которых является представить человека смешным – унизить, «затроллить его», что позволяет  отнести данный вид пранкинга к киббер-моббингу), постановка (игра «актеров», которая заставляет ощутить ситуацию абсолютно правдоподобной). Зачастую постановка основывается на ужасах, мистике, социальной драме, что может быть опасным для людей со слабым здоровьем и нервной системой.

В связи с девиантностью в медиасреде необходимо рассмотреть и болезненную увлеченность селфи. Селфи – разновидность фотоавтопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала, шнура и/или таймера. Благодаря встроенным фотоаппаратам в мобильных телефонах термин стал известным с конца 2000-х годов. Техника фотографирования проста, чаще всего селфи выполняется с расстояния вытянутой руки, держащей аппарат. Изображение на фото имеет характерный ракурс и композицию – под углом, чуть выше или ниже головы. [2] 

Обратим внимание на положительные стороны селфи: фотографирование самого себя на фоне природы, ярких общественных событий, распространение фотографий о  встречах с друзьями, с семьей стало современным течением, которое принял весь информационный мир. Современные исследователи [2, 3, 4] обращают внимание на негативные воздействия селфи, заключающиеся в чрезмерном фотографировании – селфимании или селфизависимости. Некоторые исследователи предлагают включить данный вид зависимости в классификацию нехимических зависимостей. [2] Также селфи связывают с неадекватной самооценкой.

Причины, приводящие к зависимости от селфи, абсолютно аналогичны факторам алкогольной, наркотической, игровой аддикции: 1) проблемы в семье, отношениях со сверстниками побуждают подростка выкладывать в социальные сети селфи, рассказывающие об их эмоциональном состоянии для получения поддержки в виртуальном мире; 2) соответствие «модным» тенденциям: современные звезды шоу-бизнеса выкладывают в социальные сети гламурные, красивые («няшные», «ванильные») фотографии; 3) реклама селфи («МТС», «McDonalds» и др.) использует селфи в качестве приема, с помощью которого можно донести подросткам  рекламную продукцию, акции. Селфи становится определенным критерием благополучия  для подростков,  стремящихся показать свой внутренний мир (настроение, соответствие моде, встречи с друзьями и т.д.) в надежде, что именно их социальную страницу заметит весь мир.

Особое внимание следует уделить актуальной в наше время проблеме киберпреступности. Киберпреступность – это совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных средств доступа к киберпространству, в рамках компьютерных систем или сетей, и против компьютерных систем, компьютерных сетей и компьютерных данных. [5]

В России 90% преступлений, связанных с киберпреступностью, латентны [5]: практически каждый в нашей стране сталкивался с определенными видами киберпреступности (вирусы, снимающие деньги с интернет-кошельков, сомнительные письма от банков, просящие предоставить личные данные, смс-сообщения, требующие перечисления финансовых средств по указанному адресу в связи с тем, что родственник попал в тяжелую ситуацию и т.д.). В современное время даже не все взрослые  могут разобраться в махинациях, организованных интернет-средой. Особо незащищенной категорией являются подростки, которые в силу возрастных особенностей и недостаточности социального опыта могут легко поддаться влиянию мошенников.

  Можно выделить 3 вида киберпреступлений: деяния, где программное обеспечение является способом преступлений (похищение информации, несанкционированный доступ, уничтожение или повреждение файлов и устройств и т.п.); действия, где программное обеспечение используются как орудие преступления (электронные хищения и т.д.); преступления, где программное обеспечение играет роль девиантных интеллектуальных средств (например, размещение в интернете порносайтов).  [5] Дети и подростки подвергаются определенной опасности в случаях, связанных с кибер-мошенничеством (заражение компьютера вирусными программами, потеря информации с помощью определенных программ, снятие денег с электронных счетов, неконтролируемый доступ к порнографическим сайтам, знакомство педофилов с детьми и подростками). Таким образом, родителям и образовательным учреждениям стоит озадачиться вопросами, связанными с безопасностью детей и подростков в интернет-просторах.

На сегодняшний день в нашей стране действуют несколько нормативно-правовых актов, направленных на защиту от  новых проявлений девиантного поведения (моббинг, кибермоббинг, пранкинг, селфи, киберпреступность): Гражданский кодекс – статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»; Уголовный кодекс – статья 109 «Причинение смерти по неосторожности», статья 110 «Доведение до самоубийства», статья 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», статья 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»,  статья 159 «Мошенничество»,  статья 213 «Хулиганство», статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», статья 274 «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей»; ФЗ №35 «О противодействии терроризму»; ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закон РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации».

  Основной сложностью соблюдения и регулирования с помощью выше изложенных нормативно-правовых актов является то, что найти преступника и доказать его причастность к преступлению сложно из-за анонимности и безграничности медиасреды. Поэтому дополнять правовую регуляцию необходимо организацией системы обеспечения медиабезопасности с помощью воспитательных сил общества: это заключается не только в установке на медиагаджеты устройства с родительским контролем,  но и в ряде мероприятий для детей и подростков, связанных с медиаобразованием. Медиаобразовательные мероприятия должны проводиться также для родителей и педагогов, ведь именно их консолидированные усилия помогут обезопасить подрастающее поколение от девиантности в медиасреде.