Полный текст статьи
Печать

Сегодня проблема насилия над детьми и подростками является чрезвычайно злободневной. Насилию в России в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних; более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников; около 17 тысяч детей в возрасте до 18 лет становятся жертвами преступлений. Статистические данные по преступлениям совершенным против подростков за последний год составляют 20 тысяч.

  С одной стороны, это связано с социокультурными, экономическими, политическими изменениями, происходящими в обществе, а, с другой стороны,- с неоднозначностью трактовок сущности и содержания феномена насилия, с трудностями выявления причин, признаков и последствий влияния насилия на развитие личности и ее поведение, виктимизацию детей и подростков. Помочь подросткам преодолеть негативные последствия неблагоприятной социализации – одна из главных задач специалистов педагогов и психологов. Однако приходится констатировать, что, несмотря на определенную степень изученности проблем социализации детей и подростков (А.М. Мудрик, В.Г. Бочарова, Н.Ф.Маслов, Е.Н.Сорочинская); негативных последствий социализации, ведущих к возникновению «комплекса жертвы» (А.М. Мудрик, И.В. Леонова, В.А. Сластенин, В.Н. Гуров, С.А. Беличева и др.), – все еще недостаточно собственно педагогических исследований, касающихся предупреждения насилия над виктимными подростками.Данное обстоятельство позволяет нам обратиться к исследованиям, осуществленным в рамках других наук.

Вопросами виктимологии традиционно занимаются юристы (А.О. Арефьев, В.В. Вандышев, С.Г. Войтенко, В.И. Зубкова, Л.В. Ильина, В.Е. Квашис, Г.К. Лащук, В.С. Минская, В.И. Полубинский, А.Л. Репецкая, Д.В. Ривман, М.Д. Тищенко и др.); социологии (Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс); психиатры (А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин и др.); психологии (М. Шнайдер, Л. Берковиц, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Н.Б. Шмелева и др.); существуют отдельные работы и в педагогике (А.М. Мудрик, И.В. Леонова, С.В. Тетерский, Е.И. Антипова и др.).

На основе теоретического анализа исследований, посвященных проблеме виктимной личности, можно выделить три подхода к определению понятия виктимности. Представители первого подхода (Л.В.Ильина, В.Я. Рыбальская, Л.И. Романова и др.) определяют виктимность как стабильное личностное образование, обеспечивающее типичный способ деятельности и поведения человека, через социально-обусловленные свойства, биофизические качества (либо их совокупность), обнаруживающиеся в определенной жизненной ситуации и провоцирующие причинение вреда субъекту [1].

Вторые (Д.В. Ривман, В.С.Устинов и др.)характеризуют виктимность как временное состояние личности, выражающееся в такой активности , которая обуславливает уязвимость субъекта и провоцирует насилие [ 5].

Третьи (Л.В. Франк, В.И. Полубинский, Э.Л. Сидоренко, С.Г. Войтенко и др.) определяют виктимность как способ действий и поведения личности , выражающееся в девиантном поведении [6].Мы понимаем под виктимностью определенную систему стабильных психодинамических и социально-психологических свойств личности, а также представлений о себе, окрашенных собственными субъективными смыслами, которые обуславливают повышенную предрасположенность человека стать жертвой насилия. Базисные свойства личности, обнаруживающиеся в виктимном поведении, анализировали такие авторы как Е.В.Руденский, Л.И. Романова, И.И.Мамайчук, Ю.М.Антонян, И.А.Кудрявцев, К.Уэда, признавая в структуре виктимной личности наличие определенных свойств: интровертированности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. Абсолютное большинство исследователей выделяют социально-обусловленные свойства личности, влияющие на поведение жертвы в ситуации насилия (конформность, доверчивость, внушаемость, некритичность, грубость, вспыльчивость, импульсивность). Особенности Я-концепции жертв насилия (самооценка, самоуважение, образ Я и др.) представлены в работах В.Л. Васиьева, И.А. Кудрявцева, И.А. Захарьевой.

Исследования И.И. Мамайчук, В.Л. Васильевой показали, что определяющее значение в способности жертвы оказывать сопротивление играют саморегулирующие механизмы поведения. Они определяются уровнем самооценки, самоуважения, степенью волевой регуляции поведения, степенью социальной активности и самостоятельности личности. Нарушение саморегуляции и самоконтроля поведения в ситуации насилия наиболее часто формирует виктимное поведение жертвы. Необходимо констатировать тот факт, что любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни [213]. Вся степень последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия. Известные исследователи в данной области Т.Я. Сафронова и Е.Н. Цымбал различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям [213]. К ближайшим последствиям они относят физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-либо бежать, спрятаться или в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием чувства страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в первом, и во втором случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

Наиболее тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Впоследствии этому ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Говоря о социальных последствиях жестокого обращения с детьми, следует выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества [213]. Дети и подростки – наиболее уязвимая, незащищенная часть общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносят непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но и имеют тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают высокой виктимностью – субъективной предрасположенностью стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления.

Не отрицая значения ситуативных факторов, мы все же разделяем позицию авторов (С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе, Р.У. Оллпорт, С.Р. Мадди,А.А. Реан, Дж. Капрара и др.), которые полагают что наиболее продуктивно объяснять поведение человека личностными факторами, а не ситуационными, играющими роль модулятора и определяющими вариативность проявления личностных факторов.

Исходя из анализа психологической, социологической, юридической, педагогической научной литературы, мы сформулировали следующее: первичная педагогическая профилактика насилия над виктимным подростком может быть успешной, если при ее организации учесть особенности личности виктимного подростка как сложной целостной иерархично организованной саморегулирующейся системы, представленной тремя разноуровневыми подструктурами (психодинамические свойства; совокупность социально-обусловленных свойств личности; особенности Я-концепции); в качестве ведущих  методологических ориентиров опереться на аксиологический и  деятельностный   подходы, которые в ходе реализации профилактических программ позволяют «пробудить»самость субъектов насилия, помогут виктимным подросткам осознать ценность своей личности и помогут наметить индивидуальные траектории выхода из потенциально опасных ситуаций. В своем исследовании мы опросили группу виктимных подростков составили испытуемые, которые были подвергнуты физическому, психическому насилию более трех раз. Сбор фактического материала осуществлен с использованием валидых и надежных диагностических методик: методики по выявлению склонности к виктимному поведению (О.О.Андронниковой); опросника темперамента Я.Стреляу, опросника Айзенка для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии; опросника Кеттела, опросника Шмишека; двумя рисуночными методиками («Нарисуй человека», «Свободный рисунок»); особенности Я-концепции изучались с помощью методики «Незаконченные предложения» с последующей обработкой контент-анализом. Статистическая обработка материала проводилась с помощью прикладных программ STATISTICA 60. В зависимости от поставленных задач применялись следующие статистические методы: критерий Манна-Уитни, критерий Фишера.

Системный анализ данных эмпирического исследования показал, что базисные свойства виктимного подростка (слабость, неуравновешенность и инертность) обусловили такие личностные особенности как чувствительность, ранимость, застенчивость, инфантильность, сдержанность. Данные свойства приводят к выработке у виктимного подростка эмоциональной адаптивной стратегии, которая ведет к конформности, зависимости и отказу от своего Я. Данная стратегия, как отмечают психологи ,ригидна, обладает низким адаптационным потенциалом, не позволяет быстро перестроить свое поведение в связи с вновь возникающими обстоятельствами и приводит к глубокому внутриличностному конфликту. Мы разделяем позицию А.А.Реана, который отмечает, что конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения – это всегда не адаптация, а дезадаптация [4]. Индикаторами данного состояния практически всегда являются переживания дискомфорта, униженности, неудовлетворенности, ощущение  собственной малоценности (А.А.Реан),а, следовательно, все это открывает широкое поле для виктимизации личности.

После проведенных исследований была разработана Программа педагогической профилактики насилия над виктимным подростком «Мой безопасный мир».Одним из важнейших направлений  Программы было предупреждение негативных последствий виктимизации подростка в образовательной среде «Мой безопасный мир внутри меня». Задачи данного направления:- ранняя диагностика и выявление виктимных подростков;-осуществление педагогической коррекции и личностный рост виктимных подростков;- социально-педагогическое сопровождение виктимных подростков.В процессе реализации Программы наибольшую эффективность показали такие методы и формы работы, как сказкотерапия, вокалотерапия, игровой тренинг, дискуссионные методы.

Тренинговые занятия мы строили в определенной логике: организационный этап (знакомство членной группы, первичная диагностика ее участников, выяснение их проблем и ожиданий); этап самоопределения личности в группе (распределение позиций и ролей, выработка правил группового взаимодействия); этап переосмысления и расширения знаний о себе, о причинах своих поступков на фоне поступков других, коррекции личных способов поведения и общения; осознание своих стереотипов и установок; этап проектирования желаемого образа самого себя, уточнение своих идеалов и ориентиров, выработка стратегий и тактик эффективного межличностного общения; рефлексивно-диагностический этап (осмысление изменений, произошедших с участниками группы). Наиболее часто применяемыми нами приемами игрового тренинга были: игровые упражнения и задания, ролевые игры, психодрама, телесноориентированная гимнастика, групповые дискуссии. Реализация авторской программы «Мой безопасный мир» с ее подразделами «Мой безопасный мир внутри меня», «Мой безопасный мир вокруг меня» подтвердила ее эффективность.