Современное состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта.
Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только в случае целенаправленного воспитательного влияния.
Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синоним слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественная «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком черт взаимодействию со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений [2]. Как отмечают исследователи возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Л.П. Буева определяет семью как исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических связей и доверия человека к человеку С.И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, кто относится к дому, семье и частному быту. По мнению Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [3].
На социализацию личности в семье оказывают влияние различные факторы, в частности: структура семьи как единство функционирования ее членов. В.С. Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
1. по количеству детей: бездетная, или инфертильная, однодетная, малодетная, многодетная;
2. по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми; по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
4. по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья дето центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
5. по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
6. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
7. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
8. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Кавказа);
9. по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;
10. по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
11. по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
12. по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
13. по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
14. по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья;
15. позиция ребенка в семье, т.е. его роль в семье, отношения с бабушками, дедушками, родителями, братьями, сестрами.
Формирование в семье объективно оказывается различным, даже если не вдаваться в рассуждения о стилях воспитания; основные (реальные) воспитатели – социализаторы, т.е. те члены семьи, которые оказывают наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те кто наиболее авторитарен для ребенка, т.е. близкие люди, на кого он хотел бы больше походить; стиль воспитания в семье, т.е. преобладающий стиль основного воспитателя – социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, братьев, сестер). собственно – личностный, нравственный творческий потенциал семьи, т.е. вся совокупность позитивных человеческих качеств членов семьи (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и детей; теплота – холодность в отношениях между людьми; уровень интеллекта старших, образование, особенности культуры). Дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло. Семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только родителей, но и детей различных возрастов между собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать советы по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и духовные силы и таким образом поддерживать жизненный тонус.
В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств вплоть до достижения им социальной зрелости. Семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей жизни. При этом не только родители влияют на детей, но дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию систему условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. При этом особенностями социализации ребенка в семье выступают:
- · социально-демографическая структура семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие разных поколений);
- · преобладающий психологический климат, эмоциональная настроенность семьи;
- · продолжительность и характер общения с детьми;
- · общая и, собственно, психолого-педагогическая культура родителей;
- · связь семьи с другими сообществами (школа, родственники и т.д.);
- · материально-бытовые условия.
Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок. Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
Мы изучили соответствующую литературу, пронаблюдали за деятельностью и развитием детей. Воспитатели стараются влиять и на семью, чтобы она стала надежным помощником ДОУ в формировании и воспитании личности ребенка и их социализации. Необходимо владеть соответствующими знаниями и навыками, чтобы уметь найти выход из сложной ситуации, причем наименее болезненный для психики ребенка, но при этом и наиболее действенный. Для этого современный родитель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей. Прежде всего, это умение осуществлять воспитание детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии [1].
Родитель как опытный педагог должен уметь управлять поведением ребенка, не применяя физического, эмоционального или другого недопустимого наказания. Для этого ему необходимо знать причины, которые кроются за разными видами поведения ребенка, и способы поощрения поведения или препятствования ему.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ребенок становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и с взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):
1.Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых). 2.Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях). 3.Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме). 4.Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых). 5.Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»). 6.Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму. Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость.
Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости. Так же в дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.
В этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого. Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника. В ней, с одной стороны, благодаря речевому действию происходит усвоение норм общественных отношений, а с другой – формирование самого механизма личностного поведения, т.е. подчинение своего поведения идеальному образу, ставшему мотивом деятельности ребенка. Основным мотивом игровой деятельности ребенка является возможно лучшее выполнение взятой на себя роли, действовать «как взрослый». Это мотив подчиняет себе непосредственные побуждения ребенка и является ведущим. С этой точки зрения, дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения человеческих отношений – норм и правил поведения, которые существуют в мире взрослых. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками. Которые играют в социальной ситуации развития ребенка большую роль. Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок строит отношения не на основе подчинения, как с взрослыми, а с позиций равенства. Одно из важных качеств родителя — это наличие хорошо развитых коммуникативных навыков. Так как в процессе воспитания ребенка приходится сотрудничать с различными специалистами, организациями, выполнять конкретные задания, брать на себя ответственность.
Работа родителя связана с большим количеством стрессовых ситуаций, что требует от него огромного самообладания, устойчивости к конфликтам, умения поддерживать свою семью, особенно детей, в тяжелые моменты, находить источники помощи, если это необходимо, для себя, членов своей семьи.
Подготовка родителей не должна быть только теоретической. Для повышения качества социально-педагогической подготовки семей важным является включение в этот процесс тренинговых занятий, различных игр, упражнений. Это необходимо для того чтобы задействовать чувства и жизненный опыт родителей, поскольку ребѐнка они будут воспитывать не столько с помощью знаний, сколько своим поведением и отношением к нему.
Реализуется через такие формы работы, как индивидуальное и групповое консультирование, мониторинг эффективности замещающей заботы (диагностирование детей и родителей), посещение семей, групповые занятия в «Школе родителей», организация досуга семей (игротека, поездки и экскурсии, праздники), подготовка и распространение тематических памяток.
Родительские занятия организуются с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей и проводятся как в форме лекций, так и интерактивных методов обучения (упражнения, игры, тренинги, обсуждения, дискуссии). В ходе групповых занятий в «Школе родителей» кроме получения необходимой информации от специалистов службы, взрослые могут обсудить проблемы воспитания детей, поделиться собственным опытом выхода из сложной ситуации, пересмотреть свою родительскую позицию, ощутить эмоциональную поддержку со стороны других родителей. Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только в случае целенаправленного воспитательного влияния. Социальная адаптация – это слаженная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребѐнка.
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками. Которые играют в социальной ситуации развития ребенка большую роль. Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок строит отношения не на основе подчинения, как с взрослыми, а с позиций равенства.
В заключении хотелось бы отметить, что социально-педагогическая подготовка родителей в воспитании ребенка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию детей. Все семьи будущих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Все перечисленные формы организации работы Службы сопровождения позволяют создать условия для формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Современное состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта.