Полный текст статьи
Печать

Суицидальная активность в подростково-молодежной среде продолжает оставаться на тревожно высоком уровне. По данным Роспотребнадзора, России принадлежит первое место по числу самоубийств среди детей и подростков. В этом исследовании центральное место занимает растущее число подросткового суицида. В 2011 году покончили с собой 1256 юношей и 411 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. То есть на 100 тысяч российских подростков приходится от 19 до 20 случаев самоубийств, что в 3 раза выше среднемирового показателя. Наиболее высокую суицидальную активность имеют подростки и молодежь в возрасте 15–35 лет [1].

Мотивация подросткового суицида обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.  Отдельное внимание исследователи суицидального поведения подростков уделяют изучению влияния агрессивной внешней среды. Так как она оказывает непосредственное влияние на самосознание и самочувствие человека. По классификации Д.Б. Эльконина [2],  для возрастной категории подростков в возрасте от 12 до 17 лет ведущей деятельностью является коммуникация. Подросток познает окружающий мир, общаясь со сверстниками. В этот период наиболее важным для него является статус в референтной группе, а также мысль принадлежности к группе добавляет уверенности в собственной значимости и оказывает влияние на поведенческие мотивы.

Специфика суицидального поведения заключается в том, что оно может проявляться в форме эмоционального отклика на кризисную ситуацию, в том числе, и агрессию. В стрессовой ситуации большое значение приобретают индивидуально окрашенные сверхценные переживания, носящие как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер[5].

Анализ научной литературы позволил выделить ряд факторов, вызванных агрессивной внешней средой, стимулирующих суицидальное поведение индивида.

Так, исследования Х. Лейманна [4] и Б. Уилсона, проводимые в Европе и США  показали, что в процессе коллективной деятельности люди становятся жертвами моббинга, подвергаются эмоциональному насилию, становятся психологически нестабильными. Все это дает толчок к развитию некоторых фобий, к снижению самооценки, появлению характерных стрессу симптомов – головная боль, простуда, невозможность быстро уснуть. У них развиваются хронические заболевания, а плохое самочувствие вызывает новые моббинг-атаки со стороны внешней среды. Такое социальное давление приводит к суицидальным мыслям, действиям и, как следствие, к совершению попытки самоубийства.

Так, Х. Лейманн определил, что «решение о самоубийстве чаще всего принимается в шоковом или сумеречном когнитивном состоянии» [4]. Результаты проведенного им исследования показали, что причиной самоубийств в 10-20% случаев является моббинг.

Для подростка – школьный моббинг– наиболее распространенная проблема. Стресс, полученный в результате давления агрессивной школьной среды, является стимулом к совершению попытки самоубийства. У некоторых возникают проблемы с успеваемостью и, как следствие, стресс из-за того, что они хуже других. Ряд отечественных исследователей (Сапогова Е.Е., Сокальский Э.А., Божович Л.И.) считают, что период юности предполагает возникновение стрессового климата, в котором более вероятно совершение попытки суицида. Юношеский возраст – это стадия активного роста. В нашем обществе он нередко связан с конфликтами, проявлением депрессивных симптомов, напряженностью, проблемами в школе и дома. Подростки в силу возрастных особенностей эмоциональнее реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Можно предположить, что вероятность актов суицида во время стрессовых ситуаций возрастает. Таким образом, сензитивный и доверительный возраст подростков, а также их стремление к подражанию, в том числе и тем, кто пытается совершить самоубийство, может создавать новую почву для демонстративных попыток суицида.

Для того чтобы эмпирически подтвердить или опровергнуть влияние агрессивной среды на суицидальное поведение подростков, было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния агрессивной среды подростков на суицидальное поведение.

Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ СОШ № 101 г. Краснодара среди учащихся 9 класса в апреле 2015 года. В исследовании приняли участие два класса по 31 и 33 человека соответственно.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования: выявить уровень суицидального риска; выявить уровень межличностных отношений среди учащихся одного класса; выявить наиболее популярные способы моббинга; сравнить и проанализировать полученные данные.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Организационный этап: определение места, времени, выборки, методик и формы проведения исследования. Исследование проводилось с помощью методики «Опросник суицидального риска» модификации Т.Н. Разуваевой и социометрического исследования.

2. Этап сбора эмпирических данных: на данном этапе исследования исследовался уровень суицидального риска у подростков с помощью опросника Т.Н. Разуваевой, который позволит выявить уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов, включает в себя 29 вопросов и следующие шкалы: 1. демонстративность; 2. аффективность; 3. уникальность; 4. несостоятельность; 5. социальный пессимизм; 6. слом культурных барьеров; 7. максимализм; 8. временная перспектива; 9. антисуицидальный фактор.

Также в качестве способа измерений был выбран метод социометрических измерений Дж. Морено для выявления «пренебрегаемых» и «отверженных» учеников класса.

3. Этап обработки полученных результатов методами математической статистики: на этом этапе все полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу, были сформулированы общие выводы исследования.

Для вычисления корреляции обобщенных полученных данных использовался коэффициент ассоциации Пирсона. При этом объединялись положительные статусы социометрии (звезды, предпочитаемые, принятые) в единый статус (принятые), а отрицательные (непринятые и отверженные) в отверженные. Также был объединен низкий и средний уровни суицидального риска.

Эмпирическое исследование показало, что у учащихся 9 классов преобладает средний или низкий уровень суицидального риска. В одном классе из 31 учащегося 58 % учащихся отметили, что сталкивались с распространением слухов и сплетен со стороны одноклассников, более 25 % заявили, что подвергались бойкоту или игнорированию, 29% указали то, что сталкивались с высмеиванием одноклассников и почти 52% подвергались оскорблениям со стороны соучеников. Однако почти 13% указали, что подвергались угрозам либо вообще не сталкивались с приведенными проявлениями моббинга. В другом классе из 33 учащегося 39,4 % класса отметили, что сталкивались с распространением слухов и сплетен со стороны одноклассников, более 21 % заявили, что подвергались бойкоту или игнорированию, 24, 2% указали то, что сталкивались с угрозами со стороны одноклассников и почти 18% подвергались высмеиванию соучеников. Однако почти 15% указали, что подвергались оскорблениям либо вообще не сталкивались с приведенными проявлениями моббинга. Выявлена устойчивая связь между уровнем суицидального риска и социометрическим статусом члена коллектива.

Разработка и реализация программы профилактики, опирающейся на результаты исследования, будет направлена как на жертв моббинга, так и на агрессоров, провоцирующих суицидальное поведение.

Её проведение предполагает три этапа:

1.Диагностический. Мониторинг состояния агрессивной среды с помощью диагностических методик.

2.Формирующий. Проведение тренингов, лекций и дискуссий.

3.Рефлексирующий. Подведение итогов программы, проведение повторной диагностики, оценка собственной деятельности с учетом необходимой коррекции.

Являются перспективными и актуальными, по результатам диагностирующего эксперимента, следующие направления:

1)Целенаправленная работа не только с жертвами агрессивной среды, но и с самой средой, мобберами (агрессорами).

2)Разработка программ минимизации негативного влияния агрессивной среды на подростков путём повышения у них ассертивности.

3)Написание перечня рекомендаций для педагогов и родителей, осуществляющих профилактику суицидального и агрессивного поведения подростков.

В результате теоретического и эмпирического исследования было подтверждено влияние агрессивной среды на суицидальные наклонности подростков. Актуальными  является создание программы профилактики и коррекции агрессивного поведения в подростковой среде, что поможет минимизировать суицидальные проявления у жертв моббинга.